Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Хайбрахманов Р.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Багаутдинова И.И. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя А.И. - Н. на решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления А.И. к Х.Ф., Х.Х., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, о взыскании субсидии и включении квартиры в наследственную массу - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.И. обратилась в суд с иском к Х.Ф., Х.Х., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о взыскании субсидии и включении квартиры в наследственную массу. В обоснование иска указано, что она является наследницей А.А., которой как вдове участника Великой Отечественной войны, должна была быть выделена субсидия на оплату жилья в сумме ... рублей. А.А. получила уведомление о поставке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включение ее в список на предоставление единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения. был заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенным по адресу: с ответчиками Х.Ф., Х.Х. и был внесен задаток в сумме ... рублей. Однако А.А. умерла, не успев зарегистрировать свое право собственности на жилой дом с земельным участком в установленном порядке. Соответственно и в перечислении субсидии для приобретения жилья отказано. Просила взыскать с Министерства труда, занятости социальной защиты Республики Татарстан ... рублей в счет выплаты субсидии, полагавшейся вдове участника Великой Отечественной войны А.А. с перечислением денежных средств в ОАО "АК Барс" банк на расчетный счет продавца Х.Ф. в Сармановском допофисе ОАО "Ак Барс" банк и включить домовладение в наследственную массу, расположенную по адресу: *.
В судебном заседании А.И., ее представители - Н., С. иск поддержали.
Ответчики Х.Ф. и Х.Х. иск признали, пояснив, что действительно был заключен договор купли-продажи дома, получена в качестве задатка денежная сумма в размере ... рублей. В случае поступления на их счет федеральных средств, от исполнения договора купли-продажи не отказываются.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в отзыве, представленном суду, просил в иске отказать, указав, что выделение субсидии на приобретение жилья имеет целевой характер, указанными денежными средствами может распоряжаться исключительно ее получатель, данная льгота была предоставлена только А.А., поэтому не может принадлежать ни наследникам, ни продавцу жилого помещения.
Представитель Министерства финансов Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что право получения субсидии неразрывно связано с личностью умершей А.А., соответственно оснований для удовлетворения исковых требований А.И. не имеется.
Представитель НЧФ Сармановский ДО ОАО "Ак Барс" Банк в судебное заседание не явился.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представителя А.И. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Считает, что мать истицы выполнила все действия на получение субсидии, ею был заключен договор на приобретение жилья с использованием денежной суммы, поэтому Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязано выплатить субсидию, полагавшейся ее матери с включением домовладения в состав наследственного имущества.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В рамках исполнения полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реализуется Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", в соответствии с которым форма улучшения жилищных условий установлена в виде субсидий на приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 2 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 г. N 275, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере: а) 36 кв. метра - для следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан реестры граждан, которым выделены субсидии, в пределах поступивших из федерального бюджета средств. На основании указанного реестра исполнительный комитет под расписку вручает ветерану уведомление о выделении субсидии.
В целях получения субсидии ветеран после получения уведомления должен открыть счет в банке и представить в территориальный орган социальной защиты договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в банк договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем, общей площадью не менее 18 кв. м (пункт 11 Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Из материалов дела следует, что А.А., как вдова участника Великой Отечественной войны, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в сводный республиканский список получателей субсидий на приобретения жилья.
Н., действующий по доверенности от имени А.А., заключил с Х.Ф. и Х.Х. договор купли-продажи дома и земельного участка, расположенного по адресу: на сумму ... рублей с внесением задатка ... рублей.
В соответствии с условиями договора, домовладение приобретено за ... рублей. Данная сумма должна была быть перечислена за счет субсидии из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", после предъявления в территориальный орган социальной защиты зарегистрированного договора купли-продажи и свидетельства о государственной регистрации права на квартиру.
А.А. умерла.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно указал, что А.А., не получив уведомление Исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ о предоставлении субсидии на приобретение жилья в сумме ... рублей, через доверенное лицо заключила договор купли-продажи домовладения. Из условий договора купли-продажи следует, что оплата должна была производиться в течение шести месяцев с момента его подписания сторонами из средств Федерального бюджета по Федеральной программе "Жилье - ветеранам".
А.А. умерла до наступления ее очередности на получение субсидии, в связи с чем данная субсидия ей не выделалась и не перечислялась.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что А.А. при жизни выразила свое желание на улучшение жилищных условий и заключила договор купли-продажи домовладения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку А.А. не было получено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья, в отделении сбербанка отдельный блокированный счет на имя А.А. не был открыт, субсидия не была перечислена. Договор купли-продажи жилого помещения должен был быть заключен после открытия счета в банке.
Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, поскольку по существу направлены к иной оценке имеющихся в деле доказательств и на иное толкование норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 п. 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 06.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7803/2012
Разделы:Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2012 г. по делу N 33-7803/2012
Судья Хайбрахманов Р.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Багаутдинова И.И. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя А.И. - Н. на решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления А.И. к Х.Ф., Х.Х., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, о взыскании субсидии и включении квартиры в наследственную массу - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.И. обратилась в суд с иском к Х.Ф., Х.Х., Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о взыскании субсидии и включении квартиры в наследственную массу. В обоснование иска указано, что она является наследницей А.А., которой как вдове участника Великой Отечественной войны, должна была быть выделена субсидия на оплату жилья в сумме ... рублей. А.А. получила уведомление о поставке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включение ее в список на предоставление единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения. был заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенным по адресу: с ответчиками Х.Ф., Х.Х. и был внесен задаток в сумме ... рублей. Однако А.А. умерла, не успев зарегистрировать свое право собственности на жилой дом с земельным участком в установленном порядке. Соответственно и в перечислении субсидии для приобретения жилья отказано. Просила взыскать с Министерства труда, занятости социальной защиты Республики Татарстан ... рублей в счет выплаты субсидии, полагавшейся вдове участника Великой Отечественной войны А.А. с перечислением денежных средств в ОАО "АК Барс" банк на расчетный счет продавца Х.Ф. в Сармановском допофисе ОАО "Ак Барс" банк и включить домовладение в наследственную массу, расположенную по адресу: *.
В судебном заседании А.И., ее представители - Н., С. иск поддержали.
Ответчики Х.Ф. и Х.Х. иск признали, пояснив, что действительно был заключен договор купли-продажи дома, получена в качестве задатка денежная сумма в размере ... рублей. В случае поступления на их счет федеральных средств, от исполнения договора купли-продажи не отказываются.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в отзыве, представленном суду, просил в иске отказать, указав, что выделение субсидии на приобретение жилья имеет целевой характер, указанными денежными средствами может распоряжаться исключительно ее получатель, данная льгота была предоставлена только А.А., поэтому не может принадлежать ни наследникам, ни продавцу жилого помещения.
Представитель Министерства финансов Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что право получения субсидии неразрывно связано с личностью умершей А.А., соответственно оснований для удовлетворения исковых требований А.И. не имеется.
Представитель НЧФ Сармановский ДО ОАО "Ак Барс" Банк в судебное заседание не явился.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представителя А.И. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. Считает, что мать истицы выполнила все действия на получение субсидии, ею был заключен договор на приобретение жилья с использованием денежной суммы, поэтому Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обязано выплатить субсидию, полагавшейся ее матери с включением домовладения в состав наследственного имущества.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В рамках исполнения полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реализуется Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", в соответствии с которым форма улучшения жилищных условий установлена в виде субсидий на приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 2 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 г. N 275, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере: а) 36 кв. метра - для следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан реестры граждан, которым выделены субсидии, в пределах поступивших из федерального бюджета средств. На основании указанного реестра исполнительный комитет под расписку вручает ветерану уведомление о выделении субсидии.
В целях получения субсидии ветеран после получения уведомления должен открыть счет в банке и представить в территориальный орган социальной защиты договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в банк договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем, общей площадью не менее 18 кв. м (пункт 11 Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Из материалов дела следует, что А.А., как вдова участника Великой Отечественной войны, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в сводный республиканский список получателей субсидий на приобретения жилья.
Н., действующий по доверенности от имени А.А., заключил с Х.Ф. и Х.Х. договор купли-продажи дома и земельного участка, расположенного по адресу: на сумму ... рублей с внесением задатка ... рублей.
В соответствии с условиями договора, домовладение приобретено за ... рублей. Данная сумма должна была быть перечислена за счет субсидии из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", после предъявления в территориальный орган социальной защиты зарегистрированного договора купли-продажи и свидетельства о государственной регистрации права на квартиру.
А.А. умерла.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно указал, что А.А., не получив уведомление Исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ о предоставлении субсидии на приобретение жилья в сумме ... рублей, через доверенное лицо заключила договор купли-продажи домовладения. Из условий договора купли-продажи следует, что оплата должна была производиться в течение шести месяцев с момента его подписания сторонами из средств Федерального бюджета по Федеральной программе "Жилье - ветеранам".
А.А. умерла до наступления ее очередности на получение субсидии, в связи с чем данная субсидия ей не выделалась и не перечислялась.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что А.А. при жизни выразила свое желание на улучшение жилищных условий и заключила договор купли-продажи домовладения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку А.А. не было получено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья, в отделении сбербанка отдельный блокированный счет на имя А.А. не был открыт, субсидия не была перечислена. Договор купли-продажи жилого помещения должен был быть заключен после открытия счета в банке.
Нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, не влияют на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу, поскольку по существу направлены к иной оценке имеющихся в деле доказательств и на иное толкование норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 п. 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 05 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)