Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.08.2012 N 33-10997/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. N 33-10997/2012


Судья: Малинина Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Ильичевой Е.В., Бакуменко Т.Н.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 августа 2012 года апелляционную жалобу В.А.К. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2012 года по делу N 2-589/12 по иску В.А.К. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения, обязании обеспечить жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителя истца, судебная коллегия

установила:

В.А.К. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, просил обязать Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга предоставить комнату <...> кв. метров по договору социального найма и взыскать компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что В.А.К. и его <...> В.А.П. занимают по договору социального найма комнату площадью <...> кв. метров в <...> квартире <адрес>. <...> В.А.К. умерли, с 2005 года до достижения совершеннолетия он находился под опекой своего <...> В.А.П. С <дата> В.А.К. состоит у ответчика на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. В квартире имеется свободная комната площадью <...> кв. метров, истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой предоставить ему данное жилое помещение по договору социального найма либо жилое помещение вне очереди. Однако ответчик отказал истцу, данный отказ ответчика в предоставлении истец считает незаконным.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец уточнил свои требования, просил обеспечить его жилым помещением по установленным законом нормам вне очереди, ссылаясь на положения Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 616 "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", взыскать компенсацию морального вреда в сумме <...> рублей.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2012 года в удовлетворении иска В.А.К. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения, обязании обеспечить жилым помещением отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда как неправомерное.
Ответчик, третьи лица на рассмотрение дела не явились, о его слушании извещены надлежаще, от органа опеки и попечительства МО МО Семеновский поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. С учетом надлежащего извещения коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что у истца на момент окончания опеки (попечительства) имелось закрепленное за ним жилое помещение, пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 части 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма). Действующее законодательство предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).
Из изложенного следует, что детям-сиротам возможно предоставление жилого помещения по договору социального найма при наличии постоянной регистрации по месту жительства в случае, если закрепленное за ним помещение не соответствует минимальной учетной норме.
Согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Как верно установил суд первой инстанции, В.А.К., <дата> года рождения, с <дата> постоянно зарегистрирован в комнате площадью <...> кв. м в <...> квартире <адрес>. Вместе с ним с <дата> зарегистрирован его <...> В.А.П.
<...> истца В.Н. умерла <дата>, <...> В.К. умер <дата>.
С <дата> В.А.К. состоит в Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма, учтена льгота истца - <...>.
Распоряжением Главы МА МО МО N ... от <дата> N ... установлено попечительство В.А.П. над <...> В.А.К.
В.А.К. обращался в Администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении ему вне очереди отдельного жилого помещения, поскольку он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и относится к категории лиц из числа <...>, а также о предоставлении ему комнаты площадью <...> кв. метров в этой квартире.
Во внеочередном предоставлении жилья истцу было отказано со ссылкой на отсутствие оснований для предоставления ему жилого помещения вне очереди и на превышение нормы предоставления жилой площади на одного человека.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований у ответчика предоставить истцу вне очереди отдельное жилое помещение в связи с тем, что В.А.К. в период нахождения под опекой (попечительством) В.А.П. и до настоящего времени постоянно зарегистрирован в комнате площадью <...> кв. м <...> квартиры <адрес>, в связи с чем закрепленное за ним жилое помещение соответствует учетной норме (<...> кв. м на одного человека), право на предоставление вне очереди жилого помещения у истца не возникло.
Также у ответчика отсутствовали основания и для предоставления истцу комнаты площадью <...> кв. метров в вышеуказанной квартире по договору социального найма, поскольку в случае предоставления данной комнаты доля общей площади жилья на одного члена семьи будет составлять <...> кв. метров (<...> кв. м/<...> кв. м х (<...> + <...>) / 2), что значительно превышает норму предоставления жилого помещения по договору социального найма. Районная жилищная комиссия <дата> приняла решение о предоставлении В.А.К. этой комнаты по договору купли-продажи.
Кроме того, отказ суда первой инстанции в удовлетворении иска обоснован также и тем, что Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 616-87 "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки, попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт-Петербурга.
Пунктом 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 525 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки, попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт-Петербурга, является Жилищный комитет.
Из анализа приведенных правовых положений следует, что по заявленным В.А.К. исковым требованиям об обязании предоставить жилое помещение вне очереди надлежащим ответчиком является Жилищный комитет Санкт-Петербурга. В судебном заседании от 15 мая 2012 года истец на вопрос суда пояснил, что заявляет свои требования только к администрации района.
Требование апелляционной жалобы о признании надлежащим ответчиком Жилищного комитета Санкт-Петербурга не подлежит удовлетворению, поскольку ненадлежащий ответчик не подлежит замене в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отклонении районным судом его ходатайства об истребовании у ответчика распоряжений ответчика и решений районной жилищной комиссии от 14 февраля 2008 года и от 11 августа 2011 года не влекут отмену решения суда, поскольку в своем ходатайстве истец, в нарушение ч. 2 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не указал, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этими доказательствами.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)