Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Захарова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Аверченко Д.Г. и Брыкова И.И.,
при секретаре П.
с участием прокурора Тришиной В.В.,
рассмотрев в судебном заседании от 06 октября 2011 г. кассационные жалобы С.Т. и войсковой части 96000, кассационное представление Балашихинского городского прокурора на решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 июля 2011 г. по делу по иску Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха к С.А.В., С.Т., С.И., войсковой части 96000 о признании недействительным решения жилищной комиссии, признании недействительным договора социального найма и выселении, встречному иску С.А.В. к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха о признании законным решения жилищной комиссии, признании права пользования жилым помещением, признании законным договора социального найма, обязании регистрации по месту жительства,
заслушав доклад судьи Фролкиной С.В.,
объяснения С.А.В., ее представителя А., представителей войсковой части 96000 Г., С.А.Г., представителей Управления имущественных отношений Б., Л.
установила:
Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха обратилось в суд с иском к С.А.В., С.Т., С.И., войсковой части 96000 о признании недействительным решения жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 в части предоставления квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> С.А.В. с членами ее семьи, признании недействительным договора социального найма жилого помещения от 24 января 2011 г. N 890, заключенного между войсковой частью 96000 и С.А.В., выселении С.А.В., С.Т. и С.И. из указанной квартиры.
В обоснование требований истец указывал, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 между войсковой частью 96000 и С.А.В. 24 января 2011 г. заключен договор социального найма указанного жилого помещения N.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1264 от 21 сентября 2010 г. право оперативного управления войсковой части 96000 на жилой <адрес> <адрес>, в том числе на <адрес>, прекращено. В связи с этим истец считает незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 в части предоставления квартиры по указанному адресу С.А.В. с членами ее семьи.
Кроме того, по мнению истца, договор социального найма жилого помещения N 890 от 24 января 2011 г. является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку собственником спорной квартиры является муниципальное образование г.о. Балашиха, и ни С.А.В., ни члены ее семьи не признавались органом местного самоуправления малоимущими или нуждающимися в жилых помещениях гражданами.
С.А.В. иск не признала, пояснив, что указанным приказом Министра обороны РФ предусмотрено прекращение права оперативного управления войсковой части 96000 на объекты недвижимого имущества с момента утверждения передаточного акта. Ответчица полагает, поскольку в имеющемся акте отсутствует дата его утверждения, то спорная квартира не была передана из федеральной в муниципальную собственность, и, соответственно, войсковая часть 96000 осуществляла оперативное управление данным объектом недвижимого имущества и уполномочена была заключить с ней договор социального найма.
С.А.В. предъявлен встречный иск к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха о признании законным решение жилищной комиссии в части предоставления ей и членам ее семьи спорной квартиры, признании за ней и членами ее семьи права пользования жилым помещением, признании законным договора социального найма, обязании территориального пункта N 5 Отдела УФМС России по Московской области по г.о. Балашиха зарегистрировать ее и членов ее семьи по месту жительства.
Свои требования мотивировала тем, что на момент распределения и заключения договора социального найма спорная квартира находилась в федеральной собственности, и войсковая часть 96000 распорядилась ею в соответствии с действующим законодательством. С.А.В. считает, что истцом по основному иску не представлены доказательства, что приказ Министра обороны РФ N 1264 от 21 сентября 2010 г. прошел обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Представитель войсковой части 96000 С.А.Г. иск Управления имущественных отношений Администрации г. о. Балашиха не признал.
Представитель третьего лица - Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания надлежащим образом извещен.
Суд постановил решение, которым исковые требования Управления имущественных отношений Администрации г. о. Балашиха удовлетворил, во встречном иске С.А.В. отказал.
В кассационных жалобах С.Т., войсковая часть 96000, Балашихинский городской прокурор в кассационном представлении просят об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 между войсковой частью 96000 и С.А.В. 24 января 2011 г. заключен договор социального найма жилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1264 от 21 сентября 2010 г. право оперативного управления войсковой части 96000 на указанный жилой дом, в том числе на <адрес>, прекращено. В приказе указано, что командиру войсковой части 96000 необходимо обеспечить передачу имущества в муниципальную собственность и подписание передаточного акта в установленном порядке (л.д. 6).
Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения), спорная квартира передана в муниципальную собственность г.о. Балашиха. На акте дата его утверждения и составления отсутствует.
В силу Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы" следует, что разграничение государственной собственности и регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, на которых и основывается правоприменительная деятельность в этой сфере органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что право оперативного управления войсковой части 96000 прекращено 21 сентября 2010 г. при принятии Министром обороны РФ приказа N 1264. Собственником квартиры по адресу: <адрес> является муниципальное образование г.о. Балашиха, передаточный акт утвержден.
Поскольку решение жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. принято после принятия уполномоченным федеральным органом решения о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность, а договор социального найма жилого помещения N 890 от 24 января 2011 г. заключен войсковой частью 96000 после прекращения ее права оперативного управления в отношении данного имущества, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил первоначальные исковые требования и отказал во встречном иске.
Выводы суда в части выселения ответчиков из спорной квартиры соответствуют положениям ст. ст. 35, 84, 85 ЖК РФ, так как законные основания для занятия спорной квартиры у С.А.В. и членов ее семьи отсутствуют.
Доводы ответчиков о том, что приказ Министра обороны РФ N 1264 от 21 сентября 2010 г. не прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04 мая 2007 г. N 88, индивидуальные правовые акты, акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения), а также акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм, не подлежат представлению на государственную регистрацию.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы кассационных жалоб и кассационного представления были предметом изучения суда первой инстанции, они направлены на переоценку доказательств, выводов суда не опровергают и оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы С.Т., войсковой части 96000, кассационное представление Балашихинского городского прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-22666
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2011 г. по делу N 33-22666
Судья: Захарова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Аверченко Д.Г. и Брыкова И.И.,
при секретаре П.
с участием прокурора Тришиной В.В.,
рассмотрев в судебном заседании от 06 октября 2011 г. кассационные жалобы С.Т. и войсковой части 96000, кассационное представление Балашихинского городского прокурора на решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 июля 2011 г. по делу по иску Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха к С.А.В., С.Т., С.И., войсковой части 96000 о признании недействительным решения жилищной комиссии, признании недействительным договора социального найма и выселении, встречному иску С.А.В. к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха о признании законным решения жилищной комиссии, признании права пользования жилым помещением, признании законным договора социального найма, обязании регистрации по месту жительства,
заслушав доклад судьи Фролкиной С.В.,
объяснения С.А.В., ее представителя А., представителей войсковой части 96000 Г., С.А.Г., представителей Управления имущественных отношений Б., Л.
установила:
Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха обратилось в суд с иском к С.А.В., С.Т., С.И., войсковой части 96000 о признании недействительным решения жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 в части предоставления квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> С.А.В. с членами ее семьи, признании недействительным договора социального найма жилого помещения от 24 января 2011 г. N 890, заключенного между войсковой частью 96000 и С.А.В., выселении С.А.В., С.Т. и С.И. из указанной квартиры.
В обоснование требований истец указывал, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 между войсковой частью 96000 и С.А.В. 24 января 2011 г. заключен договор социального найма указанного жилого помещения N.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1264 от 21 сентября 2010 г. право оперативного управления войсковой части 96000 на жилой <адрес> <адрес>, в том числе на <адрес>, прекращено. В связи с этим истец считает незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 в части предоставления квартиры по указанному адресу С.А.В. с членами ее семьи.
Кроме того, по мнению истца, договор социального найма жилого помещения N 890 от 24 января 2011 г. является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку собственником спорной квартиры является муниципальное образование г.о. Балашиха, и ни С.А.В., ни члены ее семьи не признавались органом местного самоуправления малоимущими или нуждающимися в жилых помещениях гражданами.
С.А.В. иск не признала, пояснив, что указанным приказом Министра обороны РФ предусмотрено прекращение права оперативного управления войсковой части 96000 на объекты недвижимого имущества с момента утверждения передаточного акта. Ответчица полагает, поскольку в имеющемся акте отсутствует дата его утверждения, то спорная квартира не была передана из федеральной в муниципальную собственность, и, соответственно, войсковая часть 96000 осуществляла оперативное управление данным объектом недвижимого имущества и уполномочена была заключить с ней договор социального найма.
С.А.В. предъявлен встречный иск к Управлению имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха о признании законным решение жилищной комиссии в части предоставления ей и членам ее семьи спорной квартиры, признании за ней и членами ее семьи права пользования жилым помещением, признании законным договора социального найма, обязании территориального пункта N 5 Отдела УФМС России по Московской области по г.о. Балашиха зарегистрировать ее и членов ее семьи по месту жительства.
Свои требования мотивировала тем, что на момент распределения и заключения договора социального найма спорная квартира находилась в федеральной собственности, и войсковая часть 96000 распорядилась ею в соответствии с действующим законодательством. С.А.В. считает, что истцом по основному иску не представлены доказательства, что приказ Министра обороны РФ N 1264 от 21 сентября 2010 г. прошел обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Представитель войсковой части 96000 С.А.Г. иск Управления имущественных отношений Администрации г. о. Балашиха не признал.
Представитель третьего лица - Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания надлежащим образом извещен.
Суд постановил решение, которым исковые требования Управления имущественных отношений Администрации г. о. Балашиха удовлетворил, во встречном иске С.А.В. отказал.
В кассационных жалобах С.Т., войсковая часть 96000, Балашихинский городской прокурор в кассационном представлении просят об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. N 7 между войсковой частью 96000 и С.А.В. 24 января 2011 г. заключен договор социального найма жилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1264 от 21 сентября 2010 г. право оперативного управления войсковой части 96000 на указанный жилой дом, в том числе на <адрес>, прекращено. В приказе указано, что командиру войсковой части 96000 необходимо обеспечить передачу имущества в муниципальную собственность и подписание передаточного акта в установленном порядке (л.д. 6).
Согласно акту о приеме-передаче здания (сооружения), спорная квартира передана в муниципальную собственность г.о. Балашиха. На акте дата его утверждения и составления отсутствует.
В силу Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с запросом Правительства Москвы" следует, что разграничение государственной собственности и регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, на которых и основывается правоприменительная деятельность в этой сфере органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что право оперативного управления войсковой части 96000 прекращено 21 сентября 2010 г. при принятии Министром обороны РФ приказа N 1264. Собственником квартиры по адресу: <адрес> является муниципальное образование г.о. Балашиха, передаточный акт утвержден.
Поскольку решение жилищной комиссии войсковой части 52676 от 11 октября 2010 г. принято после принятия уполномоченным федеральным органом решения о передаче спорной квартиры в муниципальную собственность, а договор социального найма жилого помещения N 890 от 24 января 2011 г. заключен войсковой частью 96000 после прекращения ее права оперативного управления в отношении данного имущества, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил первоначальные исковые требования и отказал во встречном иске.
Выводы суда в части выселения ответчиков из спорной квартиры соответствуют положениям ст. ст. 35, 84, 85 ЖК РФ, так как законные основания для занятия спорной квартиры у С.А.В. и членов ее семьи отсутствуют.
Доводы ответчиков о том, что приказ Министра обороны РФ N 1264 от 21 сентября 2010 г. не прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ являются несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04 мая 2007 г. N 88, индивидуальные правовые акты, акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения), а также акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм, не подлежат представлению на государственную регистрацию.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы кассационных жалоб и кассационного представления были предметом изучения суда первой инстанции, они направлены на переоценку доказательств, выводов суда не опровергают и оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы С.Т., войсковой части 96000, кассационное представление Балашихинского городского прокурора - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)