Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Попова С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Бакулина А.А., Терещенко А.А.,
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2011 года кассационную жалобу администрации г.о. Домодедово Московской области в лице представителя по доверенности - С. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 29 августа 2011 года по делу по заявлению Е. об оспаривании постановления администрации г.о. Домодедово Московской области от 18.03.2011 за N 687 в части отказа принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Е. по доверенности - Ч.А., представителя администрации г.о. Домодедово Московской области по доверенности - Л.,
установила:
Е. обратилась в суд с требованиями об отмене постановления администрации городского округа Домодедово от 18.03.2011 за N 687 в части отказа принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и об обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обосновании своих требований указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны, постоянно зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 18.03.2011 года за N 687 ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, по тем основаниям, что она намеренно ухудшила жилищные условия в квартире, в которой проживает.
В судебном заседании Ч.Н., Ч.А., представляющие интересы Е. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации городского округа Домодедово Московской области требования не признала.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 29 августа 2011 года требования, заявленные Е., удовлетворены.
С постановленным решением не согласилась администрация городского округа Домодедово Московской области, подав частную жалобу в лице представителя С., в которой просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм действующего законодательства.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела Е. постоянно проживает и зарегистрирована с 29.08.2002 года по адресу: <адрес> общей площадью 62,60 кв. м.
Жилая площадь по указанному адресу принадлежит на основании договора купли-продажи квартиры Ч.А. - мужу дочери Ч.Н.
В 2011 году на данную жилую площадь была зарегистрирована жена внука - Ч.В.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны" имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. ст. 14 - 19, 21 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на соответствующие меры социальной поддержки в том числе в соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 2 п.п. 4 ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договора социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ Установленный названной нормой закона перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма является исчерпывающим.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из материалов дела усматривается, что Е. обратилась в администрацию городского округа Домодедово Московской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. Пунктом 2.3 постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 18.03.2011 за N 687 Е. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Отказывая Е. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрация городского округа Домодедово Московской области указала, что заявитель совершила намеренные действия, в результате чего были ухудшены жилищные условия.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции не установил обстоятельств, указывающих на совершение Е. намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Действия других лиц, в результате которых заявитель стала нуждающейся в жилом помещении, и за которые она в силу закона не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено, что вселение Ч.В. в жилое помещение, в котором проживает Е. произведено его собственником в соответствии с положениями ст. 30 Жилищного кодекса РФ и Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713, в силу которых при регистрации граждан по месту жительства в жилые помещения, принадлежащее гражданину на праве собственности, согласие других, проживающих совместно с собственником граждан, не требуется.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в принятии Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - администрации городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-23513
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. по делу N 33-23513
Судья Попова С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Бакулина А.А., Терещенко А.А.,
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2011 года кассационную жалобу администрации г.о. Домодедово Московской области в лице представителя по доверенности - С. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 29 августа 2011 года по делу по заявлению Е. об оспаривании постановления администрации г.о. Домодедово Московской области от 18.03.2011 за N 687 в части отказа принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Е. по доверенности - Ч.А., представителя администрации г.о. Домодедово Московской области по доверенности - Л.,
установила:
Е. обратилась в суд с требованиями об отмене постановления администрации городского округа Домодедово от 18.03.2011 за N 687 в части отказа принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и об обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обосновании своих требований указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны, постоянно зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 18.03.2011 года за N 687 ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, по тем основаниям, что она намеренно ухудшила жилищные условия в квартире, в которой проживает.
В судебном заседании Ч.Н., Ч.А., представляющие интересы Е. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации городского округа Домодедово Московской области требования не признала.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 29 августа 2011 года требования, заявленные Е., удовлетворены.
С постановленным решением не согласилась администрация городского округа Домодедово Московской области, подав частную жалобу в лице представителя С., в которой просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм действующего законодательства.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела Е. постоянно проживает и зарегистрирована с 29.08.2002 года по адресу: <адрес> общей площадью 62,60 кв. м.
Жилая площадь по указанному адресу принадлежит на основании договора купли-продажи квартиры Ч.А. - мужу дочери Ч.Н.
В 2011 году на данную жилую площадь была зарегистрирована жена внука - Ч.В.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны" имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. ст. 14 - 19, 21 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на соответствующие меры социальной поддержки в том числе в соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 2 п.п. 4 ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договора социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ Установленный названной нормой закона перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма является исчерпывающим.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из материалов дела усматривается, что Е. обратилась в администрацию городского округа Домодедово Московской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. Пунктом 2.3 постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 18.03.2011 за N 687 Е. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Отказывая Е. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрация городского округа Домодедово Московской области указала, что заявитель совершила намеренные действия, в результате чего были ухудшены жилищные условия.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции не установил обстоятельств, указывающих на совершение Е. намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Действия других лиц, в результате которых заявитель стала нуждающейся в жилом помещении, и за которые она в силу закона не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено, что вселение Ч.В. в жилое помещение, в котором проживает Е. произведено его собственником в соответствии с положениями ст. 30 Жилищного кодекса РФ и Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713, в силу которых при регистрации граждан по месту жительства в жилые помещения, принадлежащее гражданину на праве собственности, согласие других, проживающих совместно с собственником граждан, не требуется.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в принятии Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - администрации городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)