Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Станкова Е.А.
"06" июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Коваленко Е.Н., Сафоновой Л.И.,
при секретаре: П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Администрации Волгограда, Ч. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Ч. к Администрации гор. Волгограда удовлетворить частично.
Признать Ч. в составе семьи из двух человек, включая супругу В. нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию гор. Волгограда предоставить Ч. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде гор. Волгограда в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м и не более 36 кв. м, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Коваленко Е.Н., объяснения представителя Ч. - Б., объяснения представителя ГУВД по Волгоградской области Ф., Судебная коллегия по гражданским делам
Ч. обратился в суд с иском к Администрации г. Волгограда о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что он проходит службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции ОУУМ МОБ N 3 УВД по г. Волгограду, своего жилья он не имеет, проживает по договору найма.
Ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 30 Закона "О милиции" он имеет право на предоставление ему жилого помещения в виде отдельной квартиры, с учетом уточненных исковых требований просил признать его и членов его семьи - супругу В., дочь супруги, нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Волгограда предоставить его семье по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36 кв. м и не более 54 кв. м.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационных жалобах Администрация Волгограда, Ч. оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Ч. проходит службу в органах внутренних дел, с 02.03.2009 года, состоит в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции ОУУМ МОБ N 3 УВД по г. Волгограду.
Своего жилья Ч. не имеет, зарегистрирован по месту жительства родителей в. Истец и его супруга в приватизации не участвовали, жилых помещений на праве собственности не имеют, при этом Ч. служебную и иную жилую площадь не получал.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
В соответствие с частями 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции", действовавшего в спорный период, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из ч. ч. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 года N 19/342 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде в размере не менее 12 кв. м и не более 18 кв. м общей площади на одного человека.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение истца не является расходным обязательством органа местного самоуправления не могут служить основанием для отмены решения суда.
Статья 30 Закона РФ "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам органов милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что Ч. в составе семьи из двух человек является нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поскольку состоит в должности участкового уполномоченного милиции более шести месяцев, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, которое до настоящего времени, несмотря на истечение шестимесячного срока, предусмотренного ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции", ему не предоставлено.
Учитывая изложенное, исходя из норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде, суд принял правильное по делу решение о возложении на Администрацию Волгограда обязанности предоставить Ч. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде г. Волгограда в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м и не более 36 кв. м, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обоснованно отказав в остальной части исковых требований.
При этом отказывая в иске суд указал, что доказательств, подтверждающих, что дочь супруги находится на иждивении истца, является членом его семьи суду не представлено и входе судебного разбирательства не установлено.
Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению дочери супруги жилого помещения не установлено в связи с наличием у нее права пользования жилым помещением по адресу: <...>.
Доводы кассационной жалобы Администрации Волгограда относительно того, что на момент разрешения спора ФЗ РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции" не действовал в связи с принятием ФЗ РФ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку как следует из материалов дела право истца возникло в период действия ФЗ РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции".
Иные доводы кассационной жалобы администрации Волгограда, а также доводы кассационной жалобы Ч., были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит. Кроме того данные доводы сводятся к неверному толкованию заявителями норм действующего законодательства, что в свою очередь не влияет на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г. Волгограда, Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-9042/11
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2011 г. по делу N 33-9042/11
Судья - Станкова Е.А.
"06" июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Коваленко Е.Н., Сафоновой Л.И.,
при секретаре: П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Администрации Волгограда, Ч. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Ч. к Администрации гор. Волгограда удовлетворить частично.
Признать Ч. в составе семьи из двух человек, включая супругу В. нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию гор. Волгограда предоставить Ч. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде гор. Волгограда в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м и не более 36 кв. м, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Коваленко Е.Н., объяснения представителя Ч. - Б., объяснения представителя ГУВД по Волгоградской области Ф., Судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Ч. обратился в суд с иском к Администрации г. Волгограда о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что он проходит службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции ОУУМ МОБ N 3 УВД по г. Волгограду, своего жилья он не имеет, проживает по договору найма.
Ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 30 Закона "О милиции" он имеет право на предоставление ему жилого помещения в виде отдельной квартиры, с учетом уточненных исковых требований просил признать его и членов его семьи - супругу В., дочь супруги, нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Волгограда предоставить его семье по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 36 кв. м и не более 54 кв. м.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационных жалобах Администрация Волгограда, Ч. оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Ч. проходит службу в органах внутренних дел, с 02.03.2009 года, состоит в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции ОУУМ МОБ N 3 УВД по г. Волгограду.
Своего жилья Ч. не имеет, зарегистрирован по месту жительства родителей в. Истец и его супруга в приватизации не участвовали, жилых помещений на праве собственности не имеют, при этом Ч. служебную и иную жилую площадь не получал.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
В соответствие с частями 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции", действовавшего в спорный период, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из ч. ч. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 года N 19/342 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде в размере не менее 12 кв. м и не более 18 кв. м общей площади на одного человека.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение истца не является расходным обязательством органа местного самоуправления не могут служить основанием для отмены решения суда.
Статья 30 Закона РФ "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам органов милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что Ч. в составе семьи из двух человек является нуждающимся в улучшении жилищных условий, и поскольку состоит в должности участкового уполномоченного милиции более шести месяцев, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, которое до настоящего времени, несмотря на истечение шестимесячного срока, предусмотренного ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции", ему не предоставлено.
Учитывая изложенное, исходя из норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Волгограде, суд принял правильное по делу решение о возложении на Администрацию Волгограда обязанности предоставить Ч. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в муниципальном жилищном фонде г. Волгограда в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м и не более 36 кв. м, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обоснованно отказав в остальной части исковых требований.
При этом отказывая в иске суд указал, что доказательств, подтверждающих, что дочь супруги находится на иждивении истца, является членом его семьи суду не представлено и входе судебного разбирательства не установлено.
Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению дочери супруги жилого помещения не установлено в связи с наличием у нее права пользования жилым помещением по адресу: <...>.
Доводы кассационной жалобы Администрации Волгограда относительно того, что на момент разрешения спора ФЗ РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции" не действовал в связи с принятием ФЗ РФ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку как следует из материалов дела право истца возникло в период действия ФЗ РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции".
Иные доводы кассационной жалобы администрации Волгограда, а также доводы кассационной жалобы Ч., были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит. Кроме того данные доводы сводятся к неверному толкованию заявителями норм действующего законодательства, что в свою очередь не влияет на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации г. Волгограда, Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)