Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Новикова О.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Сафоновой Л.И., Коваленко Е.Н.
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бецковой И.Б.
при секретаре: Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах М. к Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
По кассационной жалобе представителя по доверенности Администрации Волгограда - ФИО N 4
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 мая 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора в интересах М. к Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Волгограда предоставить М. жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета в срок 7 месяцев после вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Л.И. Сафоновой, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора отдела прокуратуры ФИО N 2, судебная коллегия
в интересах М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению М. жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является сиротой и постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N принят на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Просит обязать Администрацию Волгограда предоставить М. жилое помещение по договору социального найма в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель по доверенности Администрации Волгограда - ФИО N 4 оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения, просит его отменить, указывая, что М. обучается в учреждении среднего профессионального образования и не подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в заседание лиц, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 2 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 г. N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" предусмотрено, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Волгоградской области. Средства на обеспечение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки учитываются в сметах государственных учреждений Волгоградской области, в которых воспитываются и (или) обучаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской области об областном бюджете. Порядок расчета и предоставления субвенций устанавливается законом Волгоградской области.
При разрешении спора судом установлено, что М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, включен в список нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания суда первой инстанции не оспаривал право истца на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, просила предоставить срок исполнения обязанности 7 месяцев.
Согласно пояснениям истца в судебном заседании суда первой инстанции, ему общежитие по месту учебы не предоставлялось, в приватизации не участвовал.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований прокурора о принуждении ответчика к предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая механизм предоставления жилого помещения по договору социального найма сироте, суд посчитал установить разумным срок исполнения обязанности продолжительностью 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы в кассационной жалобе о том, что М. обучается в учреждении среднего профессионального образования и не подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма до окончания пребывания в образовательном учреждении, не влекут отмену судебного постановления.
Как следует из материалов дела М. проживает с бывшим опекуном по адресу:, прав на данное жилое помещение не имеет.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у М., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации Волгограда от 06.03.2009 N 479, он был поставлен в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему не было предоставлено.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований для отмены решения суда, о чем просится в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя по доверенности Администрации Волгограда - ФИО N 4 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-9045/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2011 г. по делу N 33-9045/2011
Судья Новикова О.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Манаенковой Е.Н.,
судей: Сафоновой Л.И., Коваленко Е.Н.
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бецковой И.Б.
при секретаре: Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах М. к Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
По кассационной жалобе представителя по доверенности Администрации Волгограда - ФИО N 4
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 мая 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора в интересах М. к Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Волгограда предоставить М. жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета в срок 7 месяцев после вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Л.И. Сафоновой, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора отдела прокуратуры ФИО N 2, судебная коллегия
установила:
в интересах М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Волгограда о понуждении к предоставлению М. жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является сиротой и постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N принят на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Просит обязать Администрацию Волгограда предоставить М. жилое помещение по договору социального найма в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В кассационной жалобе представитель по доверенности Администрации Волгограда - ФИО N 4 оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения, просит его отменить, указывая, что М. обучается в учреждении среднего профессионального образования и не подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в заседание лиц, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В статье 2 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 г. N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" предусмотрено, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Волгоградской области. Средства на обеспечение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки учитываются в сметах государственных учреждений Волгоградской области, в которых воспитываются и (или) обучаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций. Предоставление субвенций производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Волгоградской области об областном бюджете. Порядок расчета и предоставления субвенций устанавливается законом Волгоградской области.
При разрешении спора судом установлено, что М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, включен в список нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания суда первой инстанции не оспаривал право истца на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, просила предоставить срок исполнения обязанности 7 месяцев.
Согласно пояснениям истца в судебном заседании суда первой инстанции, ему общежитие по месту учебы не предоставлялось, в приватизации не участвовал.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований прокурора о принуждении ответчика к предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая механизм предоставления жилого помещения по договору социального найма сироте, суд посчитал установить разумным срок исполнения обязанности продолжительностью 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы в кассационной жалобе о том, что М. обучается в учреждении среднего профессионального образования и не подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма до окончания пребывания в образовательном учреждении, не влекут отмену судебного постановления.
Как следует из материалов дела М. проживает с бывшим опекуном по адресу:, прав на данное жилое помещение не имеет.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у М., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации Волгограда от 06.03.2009 N 479, он был поставлен в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему не было предоставлено.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований для отмены решения суда, о чем просится в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя по доверенности Администрации Волгограда - ФИО N 4 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)