Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-9711/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2011 г. по делу N 33-9711/2011


Судья - Топильская Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Манаенковой Е.Н.,
судей Гантимурова И.А., Кравцовой Е.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Т. к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области об оспаривании отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
по кассационной жалобе ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 20 января 2011 года, которым постановлено:
"Признать отказ Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета инвалиду Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов С.Т. незаконным".
Заслушав доклад судьи Гантимурова И.А., выслушав представителя ответчика Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области - по доверенности Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - по доверенности П., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:

С.Т. обратился в суд с иском к Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области об оспаривании отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета.
В обоснование своих требований С.Т. указал, что он является инвалидом Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Его учетное дело было направлено в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В ноябре 2010 года письмом Комитета его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. Считает, что данный отказ нарушает его законные права, гарантированные Законом РФ "О ветеранах".
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.Т. является инвалидом Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Постановлением администрации городского округа - г. Волжский N от ДД.ММ.ГГГГ С.Т. с составом семьи 1 человек был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма при администрации городского округа - г. Волжский.
Постановлением администрации городского округа - г. Волжский N от ДД.ММ.ГГГГ, он был признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и его учетное дело было направлено в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
ДД.ММ.ГГГГ письмом за подписью председателя Комитета учетное дело С.Т. по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что С.Т. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
В соответствие с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствие с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к числу мер социальной поддержки, предоставляемых участникам Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2).
При этом статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" также предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, (п. 3.1).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).
Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" пунктом 1 Постановления Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. N 301-п "О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета" установлено, что реализация мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области, осуществляется по их выбору в форме: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений; предоставления жилых помещений на праве собственности; предоставления жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 3 этого же Постановления Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. N 301-п Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, предоставлению жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.
Пункт 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, утвержденного этим же Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.08.2009 г. N 301-п, наделяет Комитет по строительству и ЖКХ обязанностью осуществлять проверку комплектности документов, находящихся в учетных делах граждан - получателей социальной выплаты в текущем финансовом году; производить расчет размера социальной выплаты; готовить и представлять на утверждение Главы Администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и приравненных к ним лиц, проживающих на территории Волгоградской области, - получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья за счет субвенций федерального бюджета; оформлять и передавать органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма Главы Администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты.
При этом в силу приведенным норм Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" участники Великой Отечественной войны могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь в случае нуждаемости их в улучшении жилищных условий.
В соответствие со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На момент принятия С.Т. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Волжском Волгоградской области действовала установленная Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении при обеспеченности менее 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ С.Т. и его супруга С.З. зарегистрированы и проживают в, общей площадью 29,9 кв. м, принадлежащей на праве общей долевой собственности в равных долях его сыну С. и дочери В.
Собственники по указанному адресу не зарегистрированы и не проживают, а проживают в.
Следовательно, поскольку С.Т. со своей супругой являются родителями собственников занимаемого ими жилого помещения, поэтому они были вселены в него и проживают там в качестве членов их семьи.
Таким образом, при расчете обеспеченности С.Т. общей площадью жилого помещения необходимо исходить из обеспеченности всех членов его семьи, в том числе супруги и детей, которые как собственники жилого помещения также имеют право пользоваться этим жилым помещением.
При этом, доказательств того, что дети истца являются нанимателями по договору социального найма или собственниками другого жилого помещения, в материалы дела сторонами представлено не было.
Следовательно, обеспеченность С.Т. общей площадью жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи составляет 29,9 кв. м / 4 = 7,5 кв. м, что менее установленной учетной нормы, действующей в г. Волжском, и является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и свидетельствует о наличии у него права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
При таких данных, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области в предоставлении истцу указанных мер социальной поддержки в форме возвращения его учетного дела нарушает соответствующие права С.Т., в связи с чем судом было постановлено правильное решение об удовлетворении его исковых требований.
При этом доводы кассационной жалобы о том, что у истца отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм жилищного законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 20 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)