Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бандык С.В.
Докладчик: Строганова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Богданович И.Е.,
судей: Строгановой Г.В., Чудиновой Т.М.
при секретаре В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело
по кассационной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 23 июня 2011 года
по иску прокурора Кемеровского района в интересах С. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
Прокурор Кемеровского района в интересах С. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просит признать С. оставшейся без попечения родителей и обязать предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления жилья.
Требования мотивированы тем, что С. распоряжением администрации Кемеровского района N -р от ДД.ММ.ГГГГ, была устроена на полное государственное обеспечение - в детское государственное учреждение - МОУ " " и является выпускницей данного образовательного учреждения. Жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма С. не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, местонахождение отца было не известно. Однако органом опеки и попечительства, в нарушение ст. 122 СК РФ не обеспечено устройство несовершеннолетней С. в порядке, предусмотренном ст. 123 СК РФ, в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. В связи с бездействием органов опеки и попечительства администрации Кемеровского района, С. не была признана в установленном законом порядке ребенком, оставшимся без попечения родителей. Вместе с тем С. в связи с отсутствием родителей относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законодательством имела право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в частности на предоставление жилого помещения вне очереди по месту ее жительства.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 23 июня 2011 года постановлено:
Признать С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения оставшейся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить С. жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта) на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Дополнительным решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 12 августа 2011 года постановлено:
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить С. жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта) на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления в Кемеровском муниципальном районе 18 кв. м.
В кассационной жалобе представитель администрации Кемеровского муниципального района З. просит отменить решение суда.
Указывает, что в настоящее время С. не признана нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке, не стоит в очереди на получение жилого помещения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ (далее - ЖК РФ), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставление жилого помещения лицу, не поставленному в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, недопустимо, поскольку повлечет нарушение п. 1 ст. 52 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ.
Вместе с тем, судом не приняты во внимание данные доводы администрации, не дана им надлежащая оценка.
Кроме того, администрация Кемеровского муниципального района не располагает свободными жилыми помещениями для предоставления гражданам по договорам социального найма. Для исполнения решения суда необходимо приобретение жилого помещения в муниципальную собственность.
Таким образом, фактически предметом исполнения судебного решения будет являться не только предоставление, а приобретение жилого помещения в муниципальную собственность и его последующее предоставление по договору социального найма.
Кассатор не имеет реальной возможности обеспечить лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с законом, поскольку средств, предоставляемых областным бюджетом, который является законным источником финансирования данного обязательства, недостаточно для исполнения обязанности, возложенной на орган местного самоуправления, а расходование средств муниципального бюджета на выполнение обязанности по внеочередному обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Считает, что администрация Кемеровской области должна являться соответчиком по данному делу, поскольку исполнение данной обязанности возможно только при условии совместных действий органа государственной власти, выделяющего на указанные цели бюджетные средства, и органа местного самоуправления, непосредственно обеспечивающего лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.
Однако суд отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении администрации Кемеровской области в качестве соответчика по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя администрации Кемеровского муниципального района Г., действующую на основании доверенности от 03.12.2010 года, просившую решение суда отменить, заслушав С., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно распоряжения Администрации Кемеровского района N -р от ДД.ММ.ГГГГ С., ДД.ММ.ГГГГ рождения была временно, на 6 месяцев, устроена в детское учреждение -, в связи с тем, что место нахождения отца - ФИО6 было не известно, а мать ФИО3 обратилась в орган опеки и попечительства администрации о направлении С. в детский дом. С. является выпускницей данного образовательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, местонахождение отца было не известно.
С. с ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении в детском доме, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением N -р от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд также установил, что местонахождение отца ребенка неизвестно. До переезда в семья проживала в. Администрация детского дома неоднократно делала запросы по прежнему месту жительства с просьбой помочь в поисках местонахождения отца, но ответов так и не получили. В связи с отсутствием сведений об отце социальный статус сироты С. не был присвоен.
Таким образом, в результате бездействия органов опеки и попечительства Администрации Кемеровского района С. не была признана в установленном законом порядке ребенком, оставшимся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал С. оставшейся без попечения родителей.
Из материалов дела также усматривается, что С. зарегистрирована по месту нахождения детского дома по адресу: -, закрепленного жилого помещения не имеет.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что жилые помещения предоставляются вышеуказанным категориям детей органами местного самоуправления.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом.
Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 2 Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.04.2007 г. "Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма" в Кемеровском районе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) 18 кв. м.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что следует обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить С. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, свободное юридически и фактически.
Доводы кассатора об отсутствии средств на выделение жилого помещения истице, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о том, что администрация не располагает свободными жилыми помещениями для предоставления гражданам по договорам социального найма не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.
Право С. на предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия подобных прав иных лиц.
Однако судебная коллегия полагает, что решение суда следует уточнить и указать, что жилое помещение С. должно быть предоставлено на территории Кемеровского муниципального района за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, судебная коллегия исходит из требований, закрепленных в п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Кроме того, в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в учреждениях социального обслуживания, обеспечиваются жилым помещением по месту жительства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 23 июня 2011 года оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения суда указанием на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Кемеровского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
Кассационную жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального района оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-9742
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2011 г. по делу N 33-9742
Судья: Бандык С.В.
Докладчик: Строганова Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Богданович И.Е.,
судей: Строгановой Г.В., Чудиновой Т.М.
при секретаре В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело
по кассационной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 23 июня 2011 года
по иску прокурора Кемеровского района в интересах С. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установила:
Прокурор Кемеровского района в интересах С. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просит признать С. оставшейся без попечения родителей и обязать предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления жилья.
Требования мотивированы тем, что С. распоряжением администрации Кемеровского района N -р от ДД.ММ.ГГГГ, была устроена на полное государственное обеспечение - в детское государственное учреждение - МОУ " " и является выпускницей данного образовательного учреждения. Жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма С. не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, местонахождение отца было не известно. Однако органом опеки и попечительства, в нарушение ст. 122 СК РФ не обеспечено устройство несовершеннолетней С. в порядке, предусмотренном ст. 123 СК РФ, в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. В связи с бездействием органов опеки и попечительства администрации Кемеровского района, С. не была признана в установленном законом порядке ребенком, оставшимся без попечения родителей. Вместе с тем С. в связи с отсутствием родителей относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законодательством имела право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в частности на предоставление жилого помещения вне очереди по месту ее жительства.
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 23 июня 2011 года постановлено:
Признать С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения оставшейся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить С. жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта) на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Дополнительным решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 12 августа 2011 года постановлено:
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить С. жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта) на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления в Кемеровском муниципальном районе 18 кв. м.
В кассационной жалобе представитель администрации Кемеровского муниципального района З. просит отменить решение суда.
Указывает, что в настоящее время С. не признана нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке, не стоит в очереди на получение жилого помещения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ (далее - ЖК РФ), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставление жилого помещения лицу, не поставленному в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, недопустимо, поскольку повлечет нарушение п. 1 ст. 52 ЖК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ.
Вместе с тем, судом не приняты во внимание данные доводы администрации, не дана им надлежащая оценка.
Кроме того, администрация Кемеровского муниципального района не располагает свободными жилыми помещениями для предоставления гражданам по договорам социального найма. Для исполнения решения суда необходимо приобретение жилого помещения в муниципальную собственность.
Таким образом, фактически предметом исполнения судебного решения будет являться не только предоставление, а приобретение жилого помещения в муниципальную собственность и его последующее предоставление по договору социального найма.
Кассатор не имеет реальной возможности обеспечить лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с законом, поскольку средств, предоставляемых областным бюджетом, который является законным источником финансирования данного обязательства, недостаточно для исполнения обязанности, возложенной на орган местного самоуправления, а расходование средств муниципального бюджета на выполнение обязанности по внеочередному обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Считает, что администрация Кемеровской области должна являться соответчиком по данному делу, поскольку исполнение данной обязанности возможно только при условии совместных действий органа государственной власти, выделяющего на указанные цели бюджетные средства, и органа местного самоуправления, непосредственно обеспечивающего лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.
Однако суд отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении администрации Кемеровской области в качестве соответчика по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя администрации Кемеровского муниципального района Г., действующую на основании доверенности от 03.12.2010 года, просившую решение суда отменить, заслушав С., просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно распоряжения Администрации Кемеровского района N -р от ДД.ММ.ГГГГ С., ДД.ММ.ГГГГ рождения была временно, на 6 месяцев, устроена в детское учреждение -, в связи с тем, что место нахождения отца - ФИО6 было не известно, а мать ФИО3 обратилась в орган опеки и попечительства администрации о направлении С. в детский дом. С. является выпускницей данного образовательного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, местонахождение отца было не известно.
С. с ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении в детском доме, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением N -р от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд также установил, что местонахождение отца ребенка неизвестно. До переезда в семья проживала в. Администрация детского дома неоднократно делала запросы по прежнему месту жительства с просьбой помочь в поисках местонахождения отца, но ответов так и не получили. В связи с отсутствием сведений об отце социальный статус сироты С. не был присвоен.
Таким образом, в результате бездействия органов опеки и попечительства Администрации Кемеровского района С. не была признана в установленном законом порядке ребенком, оставшимся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал С. оставшейся без попечения родителей.
Из материалов дела также усматривается, что С. зарегистрирована по месту нахождения детского дома по адресу: -, закрепленного жилого помещения не имеет.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Согласно п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Законом Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что жилые помещения предоставляются вышеуказанным категориям детей органами местного самоуправления.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. ст. 1, 3, 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом.
Гражданам, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 2 Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района N 90-р от 17.04.2007 г. "Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма" в Кемеровском районе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) 18 кв. м.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что следует обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить С. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, свободное юридически и фактически.
Доводы кассатора об отсутствии средств на выделение жилого помещения истице, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о том, что администрация не располагает свободными жилыми помещениями для предоставления гражданам по договорам социального найма не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.
Право С. на предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия подобных прав иных лиц.
Однако судебная коллегия полагает, что решение суда следует уточнить и указать, что жилое помещение С. должно быть предоставлено на территории Кемеровского муниципального района за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, судебная коллегия исходит из требований, закрепленных в п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Кроме того, в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в учреждениях социального обслуживания, обеспечиваются жилым помещением по месту жительства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области от 23 июня 2011 года оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения суда указанием на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Кемеровского муниципального района из бюджета Кемеровской области.
Кассационную жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального района оставить без удовлетворения.
Председательствующий
И.Е.БОГДАНОВИЧ
И.Е.БОГДАНОВИЧ
Судьи
Г.В.СТРОГАНОВА
Т.М.ЧУДИНОВА
Г.В.СТРОГАНОВА
Т.М.ЧУДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)