Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.06.2012 N 33-7731/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. N 33-7731/2012


Судья: Дворовенко В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Зарочинцевой Е.В.
судей Петровой Ю.Ю., Александровой Ю.К.
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-366/12 по апелляционной жалобе К. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2012 года по иску К. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения К., ее представителя - П., поддержавших доводы апелляционной жалобы; представителя Администрации Невского района М., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
К. указала, что является Ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 18 ФЗ "О ветеранах", награждена медалью СССР за освоение целинных земель, является инвалидом второй группы, ветераном труда. Истица проживает в квартире по адресу: <адрес> в которой фактически проживают три семьи: она, ее дочь и семья внука истицы, включая его, супругу и двух дочерей, всего шесть человек. Квартира состоит из двух комнат, общая площадь квартиры составляет 44,70 кв. м, истица является собственником квартиры. Дочь истицы А. также является инвалидом.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что в силу ч. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются ветераны Великой Отечественной войны и участники боевых действий. В ст. 51 ЖК РФ указано, что основанием признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма является обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. Однако в силу ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" норма предоставления жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек. Из расчета площади квартиры, где проживает истица, следует, что на одного человека приходится по 7,45 кв. м, что менее учетной нормы и менее нормы предоставления. Со ссылками на положения Указа Президента РФ от 07.05.08 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" истица указала, что ветеранам должна быть предоставлена отдельная квартира, при этом общей площадью на одного человека не менее 22 кв. м. Истица полагает, что она, как ветеран Великой Отечественной войны, имеет право проживать в лучших условиях, то есть проживать в жилом помещении, в котором расчет общей площади на одного человека будет составлять не 7,45 кв. м, а больше. Несмотря на указанные обстоятельства, ответчик безосновательно и незаконно уклоняется от добровольного признания истицы нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма, о чем свидетельствует ответ жилищного отдела администрации Невского района г. Санкт-Петербурга от <дата>
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 07.02.2012 года в удовлетворении заявленных требований К. отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что на основании ордера N <...> от <дата> истице на семью, состоящую из 4-х человек, были предоставлены две комнаты площадью 30,60 кв. м в коммунальной квартире <адрес>
На основании договора N <...> передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от <дата> истице в собственность переданы указанные комнаты коммунальной квартиры, иные ее родственники от участия в приватизации жилого помещения отказались.
С <дата> истица состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в составе семьи из четырех человек /л.д. 157/.
<дата> К. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении на нее одну безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета, указав, что является ветераном и инвалидом второй группы. При этом она была ознакомлена с порядком и условиями предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 года N 312 /л.д. 154/.
На основании приказа Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга N 362-п от 30.07.2007 года "О предоставлении гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета" истице была выделена безвозмездная субсидия для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета в размере <...> /л.д. 149/, которая использована ею в <дата> для приобретения квартиры по адресу: <адрес>
Истица, ее дочь, внук и члены его семьи зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 44,70 кв. м, жилой площадью 31,30 кв. м, собственником квартиры является истица /л.д. 4 - 5, 9 - 12/.
Дочь истицы, а также ее внук и правнучка, <дата>, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с <дата>, учетный номер по состоянию на <дата> - <...> /л.д. 35/. В учетное дело <дата> включена вторая правнучка истицы, <дата> /л.д. 76/.
Администрацией Невского района Санкт-Петербурга истице в предоставлении жилой площади отказано, поскольку К. уже реализовала свое право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение двухкомнатной квартиры жилой площадью 31,30 кв. м, общей площадью 44,70 кв. м, по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> По этой же причине истица распоряжением администрации Невского района г. Санкт-Петербурга N <...> от <дата> снята с учета нуждающихся в жилых помещениях /л.д. 87 - письмо от 14.09.2011 года/.
По той же причине <дата> истице отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях /л.д. 99 - 100/.
На основании части 1 пункта 2 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, помимо прочего, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
По смыслу статьи 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
По смыслу ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" от 28.07.04 года N 409-61 под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ. Содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга. Планирование использования финансовых и материальных ресурсов Санкт-Петербурга для оказания содействия производится в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга. Содействие в улучшении жилищных условий оказывается в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.
Согласно ст. 2 этого же Закона Санкт-Петербурга оказание содействия в улучшении жилищных условий производится в следующих формах: в форме предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья.
На основании ст. 3 этого же Закона Санкт-Петербурга граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в следующих случаях: если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или (и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга - "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге". Граждане, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий, за исключением рождения или усыновления детей, жилищная обеспеченность стала менее установленного настоящим законом Санкт-Петербурга учетного норматива жилищной обеспеченности, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 10 лет после дня, в который было оказано содействие.
В соответствии с требованиями ст. 13 Закона Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" от 28.07.2004 года N 409-61 граждане подлежат снятию с жилищного учета в случаях, помимо прочего, оказания им содействия в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга или предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.
Судом достоверно установлено, что именно и исключительно в связи с реализацией выделенной безвозмездной субсидии на основании части 1 пункта 4 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от <дата> N <...> К. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно подпункту "к" части 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации, части 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Часть 7 статьи 52 ЖК РФ предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" выбор формы улучшения жилищных условий производится гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, самостоятельно.
Своим обращением к ответчику от <дата> истица реализовала свое право на содействие в улучшении жилищных условий. Получив в <дата> безвозмездную субсидию на приобретение жилья, истица по смыслу ст. 13 Закона Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" от <дата> N <...> утратила право состоять на жилищном учете именно в связи с оказанием ей содействия в улучшении жилищных условий.
Как было указано выше, при обращении к ответчику с заявлением истица была ознакомлена с порядком и условиями предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 /л.д. 154/.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствуясь пунктом 3 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", в соответствии с которым граждане, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий жилищная обеспеченность стала менее установленного учетного норматива жилищной обеспеченности, могут быть признаны нуждающимися не ранее чем через десять лет после оказания содействия, пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для признания К. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в настоящее время не усматривается.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.
Также судом обоснованно не принят во внимание довод истицы о том, что другие родственники истицы, ранее отказавшиеся от участия в приватизации прежнего жилого помещения, зарегистрированные и проживающие вместе с истицей в ее квартире по адресу: <адрес>, с <дата> состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения по делу не имеет, поскольку они не утратили право быть обеспеченными жилым помещением с соблюдением очередности его предоставления.
Выводы суда являются правильными, основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке всех имеющих значение для дела обстоятельств и представленных доказательств, отвечающих требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, по существу направлены на иное толкование действующего законодательства, переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)