Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М. судей Лаврентьева А.А. и Михеенко К.М. при секретаре К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам заявителя К.М. и ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора - Н., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Заявление К.М. удовлетворить частично.
Признать недействительным отказ N от года Департамента имущественных отношений Тюменской области в продлении на три года срока действия договора N от года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, предоставленного К.М. для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:
В удовлетворении остальной части заявления отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М.; объяснения Г., представляющей на основании нотариально удостоверенной доверенности от. интересы К.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы своего доверителя и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ответчика; объяснения С., представляющей на основании письменной доверенности от, интересы Департамента имущественных отношений Тюменской области, поддержавшей доводы своей кассационной жалобы и возражавшей против доводов кассационной жалобы К.М., судебная коллегия
К.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту ДИО ТО, Департамент либо ответчик) N от года в продлении срока действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного заявителю для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:. Также просил обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. - продлить на три года срок действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, заключенного года между Департаментом и К.М. предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:.
Заявление мотивировал тем, что при отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка Департамент руководствовался п. 5 ст. 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154 (далее Правила), указав, что спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, и поэтому минимальная площадь застройки должна быть не менее 2 000 кв. м.
К.М. считает основания отказа незаконными, так как при предоставлении земельного участка были соблюдены требования законодательства и использовал он предоставленный земельный участок строго в соответствии с условиями договора аренды. Считает ссылку ответчика на Правила незаконной, и указывает, что оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, не имеется, и поэтому отказ Департамента в продлении срока действия договора аренды земельного участка, нарушает его права.
30 декабря 2010 года решением Центрального районного суда города Тюмени заявленные требования К.М. были удовлетворены в полном объеме.
28 февраля 2011 года кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда Решение Центрального районного суда города Тюмени от 30 декабря 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, К.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель истца Г., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от, в судебном заседании заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем. Указала, что Департаментом не представлено доказательств изменения зоны предоставленного ее доверителю земельного участка - под застройку многоэтажными жилыми домами.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области С., действовавшая на основании письменной доверенности N от, в судебном заседании с заявлением К.М. не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Указав, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 554 кв. м, максимальная площадь застройки в границах данного участка составляет 227 кв. м, тогда как площадь проектируемого здания составляет 541 кв. м, Также пояснила, что спорный земельный участок входит в состав придомовой территории, на которой находится детская площадка, элементы озеленения и благоустройства.
Суд, рассмотрев дело, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласны заявитель К.М. и Департамент имущественных отношений.
В кассационной жалобе К.М. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объеме, устранив нарушение прав как требует ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Считает не основанным на нормах материального права вывод суда о том, что не возможно продление договора аренды земельного участка в связи с несоответствием размера предоставленного земельного участка для строительства здания и параметров объекта капитального строительства Правилам землепользования и застройки города Тюмени. Полагает, что в материалы дела не представлены доказательства, что использование испрашиваемого земельного участка и проектируемого объекта опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 7 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" нет необходимости приведения земельного участка и проектируемого объекта капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом. Указывает, что своим отказом в удовлетворении требований о продлении срока действия договора аренды, суд нарушил его преимущественное право, так как после продления договора аренды можно было обратиться за разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, которые предусмотрены ст. 17 Правил. Кроме того, ограничения по строительству возникли лишь с 10 апреля 2009 года, то есть при заключении договора аренды стороны не могли учесть наступление таких ограничений, следовательно, это не может служить основанием для отказа в продлении договора аренды. Не согласен с ссылкой суда на решение Совместной комиссии от года N на основании которого Департаментом принят обжалуемый отказ, поскольку законом не предусмотрено обжалование решений Совместной комиссии.
В кассационной жалобе Департамент, в лице директора, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К.М. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Департамента, вывод суда о необоснованности отказа в продлении договора аренды на основании ст. 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени, является ошибочным, что повлекло неправильное применение норм материального права, поскольку следовало применить ч. 2 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Тюмени, согласно которой действие градостроительного регламента, установленного Правилами, распространяются в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Полагает, что не подлежала применению ст. 59 Правил землепользования, которой установлен градостроительный регламент зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2, а также статья 61 Правил, которой предусмотрены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства в общественно-деловых зонах.
В возражениях на кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области К.М., просит в удовлетворении жалобы заинтересованного лица отказать, полагая решение суда незаконным по основаниям, изложенным в своей кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить в части отказа в удовлетворении заявления К.М. и принять в этой части новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области N з от года К.М. предоставлен в аренду земельный участок для строительства здания социально-бытового значения в (л.д. 18).
В соответствии с вышеуказанным распоряжением между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. был заключен договор N от года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, расположенного по адресу:. Согласно пунктами 1.4., 7.2. Договора участок предоставлен под строительство здания социально-бытового значения и действует в период с года по года (л.д. 12 - 15).
Во исполнение пункта 3 распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области К.М. зарегистрировал договор аренды земельного участка в установленном законом порядке. Поскольку указанным распоряжением предусмотрена обязанность о переоформлении права на земельный участок по истечении срока, определенного распоряжением, поэтому К.М. обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о продлении срока действия договора аренды.
Однако, года К.М. получил отказ в продлении срока действия договора аренды от года N земельного участка. Как основание для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, Департамент имущественных отношений Тюменской области указал на не соответствие объекта строительства пункту 6 статьи 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени. При этом законность предоставления К.М. в аренду земельного участка для строительства здания социально-бытового значения в, сомнению никем не подвергается и более того, никем не оспаривается.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года за N 154 были приняты Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее Правила).
Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа город Тюмень (далее - Генеральный план), а также иными документами, определяющими направления социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени.
Действие Правил по отношению к ранее возникшим правоотношениям установлено ст. 41, пунктом 4 которой регламентировано, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Из решения Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008 г. не следует, что с введением в действие Правил землепользования и застройки г. Тюмени ранее предоставленные земельные участки подлежат изъятию, и что введение в действие указанных Правил является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды.
Из толкования указанной статьи следует, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Статьей 55 Правил, пункт 6 которой, по мнению Департамента имущественных отношений, является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды, установлены градостроительные регламенты, а также зона застройки многоэтажными жилыми домами, которая выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории г. Тюмени, определенные Генеральным планом, документаций по планировке территории для размещения многоэтажных многоквартирных домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку К.М. земельный участок был предоставлен для строительства здания социально бытового значения, поэтому является правильным вывод суда о том, что ссылка Департамента имущественных отношений Тюменской области при отказе в продлении срока договора аренды земельного участка на ст. 55 Правил является необоснованной.
Градостроительные регламенты и зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения регламентированы ст. 59 Правил.
Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2 выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения. Пункт 6 части 2 к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения относит, в том числе, и объекты социально-бытового назначения.
Статья 61 Правил устанавливает предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах ОД-1, ОД-2, ОД-3, из которых следует, что: - минимальная ширина земельного участка - 20 м; - минимальная площадь земельного участка - 400 м2; - минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) - 3 м; максимальное количество этажей - 50; 5) максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%.
Судом первой инстанции установлено, что предоставленный К.М. земельный участок 554 кв. м для строительства здания социально-бытового назначения своей шириной и площадью соответствует Правилам землепользования и застройки г. Тюмени.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что необходимость приведения в соответствие размера предоставленного К.М. земельного участка для строительства здания социально-бытового значения и параметров объекта капитального строительства Правилам землепользования и застройки г. Тюмени на настоящий момент не существует, поскольку разрешение на строительство объекта на настоящий момент К.М. не получено, строительство объекта не начато.
С учетом изложенного является правильным вывод суда о необоснованности отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области в продлении К.М. на три года срока действия договора аренды земельного участка площадью 554 кв. м, предоставленного заявителю для строительства здания социально-бытового значения по адресу г, по мотиву его несоответствия п. 6 ст. 55 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, поскольку земельный участок был предоставлен К.М. для строительства здания социально-бытового значения.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания недействительным вышеуказанного отказа является обоснованным.
Между тем вывод суда о том, что требование К.М. в части возложения на Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. продлить на три года срок действия договора, заключенного. Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. N 23 аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу удовлетворению не подлежит, лишь только по тому основанию, что оспариваемое решение принято на основании решения совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, которое заложено в протоколе заседания от. N и ссылка на которое имеется в решении N от. Департамента имущественных отношений Тюменской области, однако заявителем до настоящего времени оно не оспаривалось, является необоснованным, т.к. земельный участок в был предоставлен К.М. в аренду на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области N -з от года и договор аренды с К.М. заключил именно Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Таким образом поскольку отказано в продлении срока действия договора аренды земельного участка со ссылкой на п. 6 ст. 55 Правил и К.М. оспаривается только отказ в продлении срока действия договора аренды земельного участка, вопрос о соответствии параметров предполагаемого объекта капитального строительства не является предметом спора по данному делу, поэтому судебная коллегия считает, что оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что заявление К.М. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что все обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и собирания дополнительных доказательств по делу не требуется, судебная коллегия признает необходимым решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявлений К.М. отменить и принять в указанной части новое решение и обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. - продлить на три года срок действия договора N, заключенного года Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 апреля 2011 года в части отказа в удовлетворении заявлений К.М. отменить и принять в указанной части новое решение.
Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. - продлить на три года срок действия договора N заключенного года Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу: г.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 апреля 2011 г. оставить без изменения.
Кассационную жалобу К.М. удовлетворить, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2603/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2011 г. по делу N 33-2603/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М. судей Лаврентьева А.А. и Михеенко К.М. при секретаре К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам заявителя К.М. и ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора - Н., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Заявление К.М. удовлетворить частично.
Признать недействительным отказ N от года Департамента имущественных отношений Тюменской области в продлении на три года срока действия договора N от года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, предоставленного К.М. для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:
В удовлетворении остальной части заявления отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М.; объяснения Г., представляющей на основании нотариально удостоверенной доверенности от. интересы К.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы своего доверителя и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ответчика; объяснения С., представляющей на основании письменной доверенности от, интересы Департамента имущественных отношений Тюменской области, поддержавшей доводы своей кассационной жалобы и возражавшей против доводов кассационной жалобы К.М., судебная коллегия
установила:
К.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту ДИО ТО, Департамент либо ответчик) N от года в продлении срока действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного заявителю для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:. Также просил обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. - продлить на три года срок действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, заключенного года между Департаментом и К.М. предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:.
Заявление мотивировал тем, что при отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка Департамент руководствовался п. 5 ст. 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154 (далее Правила), указав, что спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, и поэтому минимальная площадь застройки должна быть не менее 2 000 кв. м.
К.М. считает основания отказа незаконными, так как при предоставлении земельного участка были соблюдены требования законодательства и использовал он предоставленный земельный участок строго в соответствии с условиями договора аренды. Считает ссылку ответчика на Правила незаконной, и указывает, что оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, не имеется, и поэтому отказ Департамента в продлении срока действия договора аренды земельного участка, нарушает его права.
30 декабря 2010 года решением Центрального районного суда города Тюмени заявленные требования К.М. были удовлетворены в полном объеме.
28 февраля 2011 года кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда Решение Центрального районного суда города Тюмени от 30 декабря 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, К.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель истца Г., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от, в судебном заседании заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем. Указала, что Департаментом не представлено доказательств изменения зоны предоставленного ее доверителю земельного участка - под застройку многоэтажными жилыми домами.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области С., действовавшая на основании письменной доверенности N от, в судебном заседании с заявлением К.М. не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Указав, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 554 кв. м, максимальная площадь застройки в границах данного участка составляет 227 кв. м, тогда как площадь проектируемого здания составляет 541 кв. м, Также пояснила, что спорный земельный участок входит в состав придомовой территории, на которой находится детская площадка, элементы озеленения и благоустройства.
Суд, рассмотрев дело, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласны заявитель К.М. и Департамент имущественных отношений.
В кассационной жалобе К.М. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объеме, устранив нарушение прав как требует ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Считает не основанным на нормах материального права вывод суда о том, что не возможно продление договора аренды земельного участка в связи с несоответствием размера предоставленного земельного участка для строительства здания и параметров объекта капитального строительства Правилам землепользования и застройки города Тюмени. Полагает, что в материалы дела не представлены доказательства, что использование испрашиваемого земельного участка и проектируемого объекта опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 7 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" нет необходимости приведения земельного участка и проектируемого объекта капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом. Указывает, что своим отказом в удовлетворении требований о продлении срока действия договора аренды, суд нарушил его преимущественное право, так как после продления договора аренды можно было обратиться за разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, которые предусмотрены ст. 17 Правил. Кроме того, ограничения по строительству возникли лишь с 10 апреля 2009 года, то есть при заключении договора аренды стороны не могли учесть наступление таких ограничений, следовательно, это не может служить основанием для отказа в продлении договора аренды. Не согласен с ссылкой суда на решение Совместной комиссии от года N на основании которого Департаментом принят обжалуемый отказ, поскольку законом не предусмотрено обжалование решений Совместной комиссии.
В кассационной жалобе Департамент, в лице директора, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К.М. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Департамента, вывод суда о необоснованности отказа в продлении договора аренды на основании ст. 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени, является ошибочным, что повлекло неправильное применение норм материального права, поскольку следовало применить ч. 2 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Тюмени, согласно которой действие градостроительного регламента, установленного Правилами, распространяются в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Полагает, что не подлежала применению ст. 59 Правил землепользования, которой установлен градостроительный регламент зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2, а также статья 61 Правил, которой предусмотрены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства в общественно-деловых зонах.
В возражениях на кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области К.М., просит в удовлетворении жалобы заинтересованного лица отказать, полагая решение суда незаконным по основаниям, изложенным в своей кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить в части отказа в удовлетворении заявления К.М. и принять в этой части новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области N з от года К.М. предоставлен в аренду земельный участок для строительства здания социально-бытового значения в (л.д. 18).
В соответствии с вышеуказанным распоряжением между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. был заключен договор N от года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, расположенного по адресу:. Согласно пунктами 1.4., 7.2. Договора участок предоставлен под строительство здания социально-бытового значения и действует в период с года по года (л.д. 12 - 15).
Во исполнение пункта 3 распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области К.М. зарегистрировал договор аренды земельного участка в установленном законом порядке. Поскольку указанным распоряжением предусмотрена обязанность о переоформлении права на земельный участок по истечении срока, определенного распоряжением, поэтому К.М. обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о продлении срока действия договора аренды.
Однако, года К.М. получил отказ в продлении срока действия договора аренды от года N земельного участка. Как основание для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, Департамент имущественных отношений Тюменской области указал на не соответствие объекта строительства пункту 6 статьи 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени. При этом законность предоставления К.М. в аренду земельного участка для строительства здания социально-бытового значения в, сомнению никем не подвергается и более того, никем не оспаривается.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года за N 154 были приняты Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее Правила).
Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа город Тюмень (далее - Генеральный план), а также иными документами, определяющими направления социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени.
Действие Правил по отношению к ранее возникшим правоотношениям установлено ст. 41, пунктом 4 которой регламентировано, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Из решения Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008 г. не следует, что с введением в действие Правил землепользования и застройки г. Тюмени ранее предоставленные земельные участки подлежат изъятию, и что введение в действие указанных Правил является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды.
Из толкования указанной статьи следует, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Статьей 55 Правил, пункт 6 которой, по мнению Департамента имущественных отношений, является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды, установлены градостроительные регламенты, а также зона застройки многоэтажными жилыми домами, которая выделена для формирования кварталов с высокой плотностью застройки и включает участки территории г. Тюмени, определенные Генеральным планом, документаций по планировке территории для размещения многоэтажных многоквартирных домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку К.М. земельный участок был предоставлен для строительства здания социально бытового значения, поэтому является правильным вывод суда о том, что ссылка Департамента имущественных отношений Тюменской области при отказе в продлении срока договора аренды земельного участка на ст. 55 Правил является необоснованной.
Градостроительные регламенты и зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения регламентированы ст. 59 Правил.
Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2 выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения. Пункт 6 части 2 к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения относит, в том числе, и объекты социально-бытового назначения.
Статья 61 Правил устанавливает предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах ОД-1, ОД-2, ОД-3, из которых следует, что: - минимальная ширина земельного участка - 20 м; - минимальная площадь земельного участка - 400 м2; - минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) - 3 м; максимальное количество этажей - 50; 5) максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%.
Судом первой инстанции установлено, что предоставленный К.М. земельный участок 554 кв. м для строительства здания социально-бытового назначения своей шириной и площадью соответствует Правилам землепользования и застройки г. Тюмени.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что необходимость приведения в соответствие размера предоставленного К.М. земельного участка для строительства здания социально-бытового значения и параметров объекта капитального строительства Правилам землепользования и застройки г. Тюмени на настоящий момент не существует, поскольку разрешение на строительство объекта на настоящий момент К.М. не получено, строительство объекта не начато.
С учетом изложенного является правильным вывод суда о необоснованности отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области в продлении К.М. на три года срока действия договора аренды земельного участка площадью 554 кв. м, предоставленного заявителю для строительства здания социально-бытового значения по адресу г, по мотиву его несоответствия п. 6 ст. 55 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, поскольку земельный участок был предоставлен К.М. для строительства здания социально-бытового значения.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания недействительным вышеуказанного отказа является обоснованным.
Между тем вывод суда о том, что требование К.М. в части возложения на Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. продлить на три года срок действия договора, заключенного. Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. N 23 аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу удовлетворению не подлежит, лишь только по тому основанию, что оспариваемое решение принято на основании решения совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам, которое заложено в протоколе заседания от. N и ссылка на которое имеется в решении N от. Департамента имущественных отношений Тюменской области, однако заявителем до настоящего времени оно не оспаривалось, является необоснованным, т.к. земельный участок в был предоставлен К.М. в аренду на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области N -з от года и договор аренды с К.М. заключил именно Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Таким образом поскольку отказано в продлении срока действия договора аренды земельного участка со ссылкой на п. 6 ст. 55 Правил и К.М. оспаривается только отказ в продлении срока действия договора аренды земельного участка, вопрос о соответствии параметров предполагаемого объекта капитального строительства не является предметом спора по данному делу, поэтому судебная коллегия считает, что оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что заявление К.М. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что все обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и собирания дополнительных доказательств по делу не требуется, судебная коллегия признает необходимым решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявлений К.М. отменить и принять в указанной части новое решение и обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. - продлить на три года срок действия договора N, заключенного года Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 апреля 2011 года в части отказа в удовлетворении заявлений К.М. отменить и принять в указанной части новое решение.
Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К.М. - продлить на три года срок действия договора N заключенного года Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К.М. аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу: г.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 апреля 2011 г. оставить без изменения.
Кассационную жалобу К.М. удовлетворить, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)