Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2882/2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. по делу N 33-2882/2011


Судья Волкова О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.
судей Бугаевой Е.М. и Пункиной Т.М.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. гражданское дело по кассационной жалобе администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2011 года, которым постановлено: признать за К.А. и К.Г.Г. право пользования жилым помещением - квартирой, общей площадью 36,7 кв. м, расположенной по адресу: <...>.
Обязать администрацию Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области заключить с К.А., К.Г.Г. договор социального найма жилого помещения, общей площадью 36,7 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
В удовлетворении встречного иска администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения представителя К.А., К.Г.Г. - Ю., возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

К.А., К.Г.Г. обратились в суд с иском к администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о признании права пользования жилым помещением, о понуждении заключения договора социального найма.
В обоснование указав, что К.А. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходит службу по контракту в войсковой части <...>, расположенной в пос. Соколовый, Саратовского района, Саратовской области. Решением жилищной комиссии войсковой части <...> от 21.09.2010 г. ему, как бесквартирному военнослужащему, была распределена отдельная, двухкомнатная квартира общей площадью 36,7 кв. м по адресу: <...>. Ранее эту квартиру занимал ст. прапорщик Н. по ордеру N <...> от <...> г. ФГКЭУ "Саратовская КЭЧ района" заключило с К.А. договор социального найма на указанную квартиру. После выезда ст. прапорщика Н., истцы фактически вселились в вышеуказанную квартиру, стали оплачивать коммунальные услуги. Данное жилое помещение ранее было федеральной собственностью, но впоследствии было передано Саратовской КЭЧ района в муниципальную собственность ОМО Саратовского района Саратовской области в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2005 г. N 1097-р, что подтверждается актом приема-передачи от 27.10.2005 г. Для регистрации по месту жительства в указанной квартире и для заключения договоров на оказание коммунальных услуг, им было необходимо заключить с администрацией ОМО Саратовского района Саратовской области договор социального найма. Однако в заключении договора социального найма жилого помещения было отказано, по тем основаниям, что данное жилое помещение является собственностью администрации Соколовского МО, а они не находятся в списках нуждающихся в получении жилого помещения. Считает отказ администрации Соколовского МО Саратовского муниципального района Саратовской области в заключении договора социального найма жилого помещения двухкомнатной квартиры общей площадью 36,7 кв. м по адресу: <...> незаконным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного и муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. С учетом уточненных требований просили признать за ними право пользования спорной квартирой, обязать администрацию Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области заключить с К.А. договор социального найма жилого помещения на квартиру.
Администрация Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обратилась в суд со встречным иском к К.А., К.Г.Г., Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее ФГКЭУ "Саратовская КЭЧ района"), войсковой части <...> о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении, о признании решения недействительным.
В обоснование указав, что в соответствии с актом приема-передачи находящихся в федеральной собственности Саратовской КЭЧ района в муниципальную собственность ОМО Саратовского района Саратовской области от 27.10.2005 г., ФГКЭУ "Саратовская КЭЧ района" передало в муниципальную собственность ОМО Саратовского района объекты, расположенные в р.п. Соколовый, в том числе 90 квартирный жилой дом, по адресу: <...>. 02.03.2009 г. объекты муниципальной собственности Саратовского муниципального района были переданы в собственность администрации Соколовского муниципального образования. ФГКЭУ "Саратовская КЭЧ района" неправомерно распорядилось спорной квартирой, которая с 2005 г. была передана в собственность муниципального образования. Решение жилищной комиссии войсковой части <...> не является основанием для предоставления истцам муниципального жилья, в связи с чем отсутствовали законные основания для вселения истцов в спорную квартиру. Поскольку ФГКЭУ "Саратовская КЭЧ района" своими противоправными действиями нарушило права администрации, как собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами, находящимися в собственности, то у истцов отсутствует право пользования квартирой, расположенной по адресу: <...>.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применил нормы материального права, не дал надлежащую оценку представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на кассационную жалобу (п. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что К.А. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходит службу по контракту в войсковой части <...> расположенной в пос. Соколовый Саратовского района Саратовской области (л.д. 12, 23, 24).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части <...> от 13.06.2006 г. К.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состав семьи 2 человека (л.д. 10).
Решением жилищной комиссии войсковой части <...> от 21.09.2010 г. К.А. и члену его семьи К.Г.Г. была распределена отдельная, двухкомнатная квартира, общей площадью 36,7 кв. м по адресу: <...> (л.д. 11).
Указанное помещение было распределено К.А. в связи с освобождением этой квартиры старшим прапорщиком Н., которому названное помещение ранее было предоставлено на основании ордера от <...> г. N <...> (л.д. 11, 141).
Реализуя право на проживание в предоставленном жилом помещении и для регистрации по месту жительства в указанной квартире, К.А. в ноябре 2010 г. обратился в администрацию Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, с заявлением о заключении договора социального найма. Однако в заключении договора социального найма жилого помещения ему было отказано, по тем основаниям, что данное жилое помещение является собственностью администрации Соколовского МО, распределением могут заниматься только органы местного самоуправления, а К.А. не находится в списках нуждающихся в получении жилого помещения (л.д. 16).
Отказывая К.А. в заключении договора социального найма, администрация Соколовского муниципального образования исходила из того, что в соответствии с актом приема-передачи от 27.10.2005 г., ФГКЭУ "Саратовская КЭЧ района" передало в муниципальную собственность ОМО Саратовского района объекты, расположенные в р.п. Соколовый, в том числе 90 квартирный жилой дом, по адресу: <...>. 02.03.2009 г. объекты муниципальной собственности Саратовского муниципального района были переданы в собственность администрации Соколовского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на спорную квартиру, расположенную по адресу: <...> (л.д. 18-21, 22, 43, 44-58).
Согласно положениям пункта 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п. ст. 15 вышеназванного Закона).
Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду субъекта Федерации.
Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
Пунктом 2 статьи 6 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130 часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132 часть 1).
Военная служба, по смыслу статьей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище.
Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
В связи с изложенным следует, что предоставление военнослужащему жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что освободившееся жилое помещение - квартира, ранее занимаемое военнослужащим Н. обоснованно предоставлено по договору социального найма военнослужащему К.А. и члену его семьи К.Г.А. Срок военной службы истца превышает 5 лет, какого-либо жилого помещения для постоянного проживания ни он, ни его супруга не имеют.
С учетом изложенного и приведенных нормах материального права суд первой инстанции правильно вынес решение об удовлетворении исковых требований К., отказав во встречном иске администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда и были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)