Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3032

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. по делу N 33-3032


Судья Агаркова С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Пункиной Т.М. и Бугаевой Е.М.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. гражданское дело по кассационным жалобам А.А., комитета по управлению имуществом город Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 апреля 2011 года, которым постановлено: обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить А.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 22 квадратных метров в черте г. Саратова.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения представителя А.А. - П., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование указал, что проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции с 22.03.2010 г. по настоящее время, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. В постановке на учет было отказано. Считает действия органов местного самоуправления неправомерными, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Проживает в квартире по адресу: <...>, квартиросъемщиком которой является его бывшая супруга А.Н. Просил обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. м в черте г. Саратова
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе комитет по управлению имуществом города Саратова просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обеспечение участковых уполномоченных милиции жилыми помещениями осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ за счет средств бюджета данного субъекта или за счет средств федерального бюджета. На органы местного самоуправления такая обязанность может быть возложена только в случае обеспечения их соответствующими средствами.
В кассационной жалобе А.А. просит решение суда отменить, принять новое, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, указывает, что ему должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 30 кв. м.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах (п. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании с. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений наряду с другими функциями относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению данного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
В силу статьи 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 г. (в редакции от 31.03.1999 г. N 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. N 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях.
На основании ст. 2 указанного Закона Саратовской области норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 1.2 решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 г. N 63-622 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учетной нормы жилой площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма составляет 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что А.А. является сотрудником органов внутренних дел, проходит службу в подразделении участковых уполномоченных милиции с 22.03.2010 г. (л.д. 10, 14).
А.А. обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом от 18.02.2011 г. ему было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако, такими полномочиями муниципальное образование "Город Саратов" не наделено. А.А. было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (л.д. 8-9).
Жилья на праве собственности и по договору социального найма А.А. не имеет (л.д. 12, 13).
Согласно справке с места жительства А.А. с 1999 г. зарегистрирован по адресу: <...>. Совместно с ним зарегистрированы А.Н., двое сыновей (л.д. 15). Нанимателем указанной квартиры является А.Н., в качестве члена семьи нанимателя в договоре социального найма от 01.02.2011 г. указан А.А. (л.д. 22). Общая площадь квартиры составляет 34,5 кв. м.
В соответствии с решением мирового судьи судебного участка N 2 Фрунзенского района г. Саратова от 27.12.2010 г. брак между истцом и А.Н. расторгнут (л.д. 16). Однако в силу ст. 69 ЖК РФ за А.Н. сохранилось право пользования квартирой, однако истец обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, соответственно нуждается в улучшении жилищных условий.
Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области следует, что А.А. социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения, служебное жилое помещение не предоставлялись (л.д. 28, 29, 32, 33).
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о том, что истец относится к той категории граждан, право которой на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом. Органы власти в установленные сроки не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.
С учетом этих обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правильно принял решение об удовлетворении требований А.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 22 кв. м (30 кв. м норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда на одиноко проживающих граждан - 8 кв. м доля истца в занимаемой им квартире).
Доводы жалобы о том, что требования к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия без обеспечения соответствующими средствами являются нарушением гарантий местного самоуправления, не свидетельствуют о необоснованности решения, поскольку право истца установлено специальным федеральным законом, участником межбюджетных отношений А.А. не является, решение вопросов возмещения расходов местного бюджета по предоставлению жилья указанной категории граждан не являлось предметом рассмотрения и оценки суда по данному делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела судом не допущено.
Не могут служить основанием к отмене судебного решения указываемые автором жалобы обстоятельства о праве данных лиц воспользоваться условиями областной целевой программы, поскольку в реализации прав истца на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с вышеуказанным специальным законом не может быть отказано, т.к. статья 30 Закона РФ "О милиции" является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, в силу чего обоснованно была применена судом при рассмотрении данного дела.
Иные доводы кассационных жалоб сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылались А.А., комитет по управлению имуществом в суде первой инстанции в обоснование своих требований и возражений относительно исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)