Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Масалов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Заболотной Л.Н., Кривошеевой Н.А.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах Р. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 апреля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда Заболотной Л.Н., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Д., действующей на основании доверенности от 28.09.2010 г., поддержавшей доводы жалобы, Р., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области В., возражавшей против отмены судебного акта, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
установила:
Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд в интересах Р. с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ) и просил обязать ответчика предоставить Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в муниципальном образовании Саратовской области общей площадью не менее 30 кв. м. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Р., имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей, в 2008 г. окончил обучение в ГОУ НПО "Профессиональное училище N N" г. Энгельса Саратовской области. В октябре 2008 г. Р. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, как лицо, оставшееся без попечения родителей. До настоящего времени Р. жилое помещение не предоставлено, чем нарушается его конституционное право на жилище и право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 апреля 2011 года по данному делу постановлено: обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Р. жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области вне очереди в границах Саратовской области общей площадью не менее 30 кв. м.
Не согласившись с постановленным решением суда, Министерство строительства и ЖКХ обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ответчик по делу ссылается на то, что суд неправомерно предоставил Р. жилое помещение в Саратовской области, поскольку местом его рождения и регистрации является <...>. По мнению автора жалобы, при вынесении решения суд нарушил нормы материального права, в связи с чем данное решение подлежит отмене.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда неподлежащим отмене.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные правила закреплены в положениях ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Что касается дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, то они устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот на имущество и жилое помещение на территории Саратовской области регламентируется Законом Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Закрепленного за Р. жилого помещения в настоящее время не имеется. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Судом также установлено, что с 1 октября 2007 г. Р. состоит на учете как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда области (л.д. 18).
Кроме того, в материалах дела имеется постановление N 266 администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о постановке Р. на учет на получение жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области (л.д. 20).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным, подтвержденным материалами дела вывод суда первой инстанции о наличии у Р. права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Как установлено ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в редакции от 28 ноября 2007 г.), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.
Таким образом, исходя из содержания указанных выше правовых норм, суд первой инстанции обоснованно определил, что норма предоставления Р. жилого помещения подлежит определению исходя из п. "г" ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и должна составлять не менее 30 кв. м общей площади.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о предоставлении Р. жилого помещения в р.п. Татищево Саратовской области.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест:
1) местонахождение закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания по обстоятельствам, указанным в статье 4 настоящего Закона;
2) место первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение;
3) место регистрации их рождения в пределах территории области;
4) место последнего проживания на территории области.
На л.д. 9 имеется заявление Р., адресованное прокурору Татищевского района Саратовской области от 15.02.2011 г., из содержания которого следует, что Р. желает получить жилье по месту его последнего проживания в <...>. Данное заявление подписано собственноручно Р. и свидетельствует о том, что последний выразил свою волю относительно местонахождения предоставляемого жилого помещения.
Кроме того, в материалах дела имеется копия свидетельства о регистрации по месту пребывания Р. от 16.02.2011 г., из которой следует, что Р. имеет временную регистрацию по адресу: <...> на срок с 16.02. по 16.05.2011 г.
Постоянной регистрации на территории г. Саратова и Саратовской области Р. не имеет, что подтверждается копией его паспорта гражданина РФ (л.д. 10-11, 28-33).
Таким образом, последним местом жительства Р. является <...>. Данное обстоятельство подтвердил Р. в заседании судебной коллегии.
Какие-либо сведения о регистрации Р. в материалах дела отсутствуют.
Доказательств иного места проживания истца, как суду первой, так и суду кассационной инстанции, ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ответчика о необоснованном предоставлении жилого помещения Р. в Саратовской области не влияет на законность принятого решения как несостоятельный.
При вынесении решения суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал все представленные доказательства и дал им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств коллегия не усматривает.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия, исходя из доводов жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 апреля 2011 года по делу по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах Р. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3065
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. по делу N 33-3065
Судья Масалов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Заболотной Л.Н., Кривошеевой Н.А.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Волосатых Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах Р. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 апреля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Саратовского областного суда Заболотной Л.Н., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Д., действующей на основании доверенности от 28.09.2010 г., поддержавшей доводы жалобы, Р., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, заключение прокурора отдела прокуратуры Саратовской области В., возражавшей против отмены судебного акта, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
установила:
Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд в интересах Р. с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ) и просил обязать ответчика предоставить Р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в муниципальном образовании Саратовской области общей площадью не менее 30 кв. м. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Р., имеющий статус лица, оставшегося без попечения родителей, в 2008 г. окончил обучение в ГОУ НПО "Профессиональное училище N N" г. Энгельса Саратовской области. В октябре 2008 г. Р. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, как лицо, оставшееся без попечения родителей. До настоящего времени Р. жилое помещение не предоставлено, чем нарушается его конституционное право на жилище и право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 апреля 2011 года по данному делу постановлено: обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Р. жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда области вне очереди в границах Саратовской области общей площадью не менее 30 кв. м.
Не согласившись с постановленным решением суда, Министерство строительства и ЖКХ обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ответчик по делу ссылается на то, что суд неправомерно предоставил Р. жилое помещение в Саратовской области, поскольку местом его рождения и регистрации является <...>. По мнению автора жалобы, при вынесении решения суд нарушил нормы материального права, в связи с чем данное решение подлежит отмене.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает решение суда неподлежащим отмене.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные правила закреплены в положениях ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Что касается дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, то они устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот на имущество и жилое помещение на территории Саратовской области регламентируется Законом Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Закрепленного за Р. жилого помещения в настоящее время не имеется. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Судом также установлено, что с 1 октября 2007 г. Р. состоит на учете как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда области (л.д. 18).
Кроме того, в материалах дела имеется постановление N 266 администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о постановке Р. на учет на получение жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области (л.д. 20).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным, подтвержденным материалами дела вывод суда первой инстанции о наличии у Р. права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Как установлено ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в редакции от 28 ноября 2007 г.), норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливается для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.
Таким образом, исходя из содержания указанных выше правовых норм, суд первой инстанции обоснованно определил, что норма предоставления Р. жилого помещения подлежит определению исходя из п. "г" ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и должна составлять не менее 30 кв. м общей площади.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о предоставлении Р. жилого помещения в р.п. Татищево Саратовской области.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области определяется на основании заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о выборе одного из следующих мест:
1) местонахождение закрепленного жилого помещения, в котором не имеется возможности для проживания по обстоятельствам, указанным в статье 4 настоящего Закона;
2) место первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение;
3) место регистрации их рождения в пределах территории области;
4) место последнего проживания на территории области.
На л.д. 9 имеется заявление Р., адресованное прокурору Татищевского района Саратовской области от 15.02.2011 г., из содержания которого следует, что Р. желает получить жилье по месту его последнего проживания в <...>. Данное заявление подписано собственноручно Р. и свидетельствует о том, что последний выразил свою волю относительно местонахождения предоставляемого жилого помещения.
Кроме того, в материалах дела имеется копия свидетельства о регистрации по месту пребывания Р. от 16.02.2011 г., из которой следует, что Р. имеет временную регистрацию по адресу: <...> на срок с 16.02. по 16.05.2011 г.
Постоянной регистрации на территории г. Саратова и Саратовской области Р. не имеет, что подтверждается копией его паспорта гражданина РФ (л.д. 10-11, 28-33).
Таким образом, последним местом жительства Р. является <...>. Данное обстоятельство подтвердил Р. в заседании судебной коллегии.
Какие-либо сведения о регистрации Р. в материалах дела отсутствуют.
Доказательств иного места проживания истца, как суду первой, так и суду кассационной инстанции, ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ответчика о необоснованном предоставлении жилого помещения Р. в Саратовской области не влияет на законность принятого решения как несостоятельный.
При вынесении решения суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал все представленные доказательства и дал им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств коллегия не усматривает.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия, исходя из доводов жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 апреля 2011 года по делу по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах Р. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)