Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шор А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
при секретаре М.Р.,
рассмотрев 14 августа 2012 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге дело по апелляционной жалобе администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 07 июня 2012 года по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах ***1, С.,, ***3, к администрации г. Орска об обязании предоставить жилое помещение,
заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., мнение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным,
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Орска, действуя в интересах ребенка - инвалида ***1, С., ***3 обратился в суд с иском о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Поданный иск мотивировал тем, что на основании постановления администрации г. Орска N *** от *** несовершеннолетняя ***1, ее мать С. и сестра ***3 признаны нуждающимися в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья. ***1 является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием, входящим в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". В настоящее время истцы проживают в жилом помещении, которое им не принадлежит и не передано им по договору социального найма.
Просил суд обязать администрацию города Орска Оренбургской области предоставить ***1 жилое помещение по договору социального найма в городе Орске Оренбургской области на семью из трех человек площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Абакумов М.Ю., истец С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения заседания извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве на иск администрация г. Орска возражала против его удовлетворения, ссылаясь на недостаточное финансовое обеспечение приобретения жилья для указанной категории граждан.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 07 июня 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Орска Оренбургской области предоставить истцам вне очереди по договору социального найма на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска оспаривает законность и обоснованность вынесенного решения, просит его отменить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347285-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по договору социального найма инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, что ***1, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, заболевание которой входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства N 378 от 16.06.2006 года.
В соответствии с постановлением администрации города Орска Оренбургской области от *** года N *** С. и члены ее семьи ***1 и ***3 признаны нуждающимися в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья.
Истцы зарегистрированы и проживают в настоящее время по адресу: ***, жилое помещение *** Жилое помещение предоставлено по договору социального найма ***10 на основании ордера *** от ***.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" сведения о правах ***1, С., ***3 на недвижимое имущество отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из наличия у ***1 права на внеочередное предоставление жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, она и члены ее семьи поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне проверил и оценил представленные по делу доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, о том, что суд не указал срок предоставления жилого помещения, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно возложил обязанность предоставить истцам вне очереди по договору социального найма жилое помещение на администрацию г. Орска Оренбургской области.
Иных доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Все юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, нарушений норм права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4470/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-4470/2012
Судья Шор А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего Прокаевой Е.Д.,
судей Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
при секретаре М.Р.,
рассмотрев 14 августа 2012 года в открытом судебном заседании в г. Оренбурге дело по апелляционной жалобе администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 07 июня 2012 года по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах ***1, С.,, ***3, к администрации г. Орска об обязании предоставить жилое помещение,
заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д., мнение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным,
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Орска, действуя в интересах ребенка - инвалида ***1, С., ***3 обратился в суд с иском о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Поданный иск мотивировал тем, что на основании постановления администрации г. Орска N *** от *** несовершеннолетняя ***1, ее мать С. и сестра ***3 признаны нуждающимися в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья. ***1 является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием, входящим в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". В настоящее время истцы проживают в жилом помещении, которое им не принадлежит и не передано им по договору социального найма.
Просил суд обязать администрацию города Орска Оренбургской области предоставить ***1 жилое помещение по договору социального найма в городе Орске Оренбургской области на семью из трех человек площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Орска Абакумов М.Ю., истец С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения заседания извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве на иск администрация г. Орска возражала против его удовлетворения, ссылаясь на недостаточное финансовое обеспечение приобретения жилья для указанной категории граждан.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 07 июня 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Орска Оренбургской области предоставить истцам вне очереди по договору социального найма на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение в г. Орске Оренбургской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
В апелляционной жалобе администрация г. Орска оспаривает законность и обоснованность вынесенного решения, просит его отменить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347285-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по договору социального найма инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, что ***1, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, заболевание которой входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства N 378 от 16.06.2006 года.
В соответствии с постановлением администрации города Орска Оренбургской области от *** года N *** С. и члены ее семьи ***1 и ***3 признаны нуждающимися в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья.
Истцы зарегистрированы и проживают в настоящее время по адресу: ***, жилое помещение *** Жилое помещение предоставлено по договору социального найма ***10 на основании ордера *** от ***.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" сведения о правах ***1, С., ***3 на недвижимое имущество отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из наличия у ***1 права на внеочередное предоставление жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, она и члены ее семьи поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне проверил и оценил представленные по делу доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, о том, что суд не указал срок предоставления жилого помещения, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно возложил обязанность предоставить истцам вне очереди по договору социального найма жилое помещение на администрацию г. Орска Оренбургской области.
Иных доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Все юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, нарушений норм права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)