Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мустафина Х.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Обносовой М.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе Д. на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 26 апреля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Д. к администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет ветерана Великой Отечественной войны,
установила:
Д. обратилась в суд с иском к администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет, указав, что она является участником Великой Отечественной войны, до 2007 года проживала в. После смерти супруга в 2007 году переехала к своей дочери ФИО17. в. Согласно договору социального найма N 505 от 28 декабря 2009 года нанимателем указанного жилого помещения является ФИО9, членами его семьи ФИО16, ФИО11 с 2009 года в квартире зарегистрирована также истец.
В феврале 2012 года администрация МО "Старокучергановский сельсовет" отказала истцу в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах" ввиду того, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Истец Д. считает отказ в предоставлении социальной поддержки незаконным и просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны, обязать муниципальное образование "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области поставить ее на жилищный учет.
В судебном заседании представили истца Т., действующая на основании доверенности, адвокат Отегова С.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители ответчика администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, третьего лица администрации МО "Наримановский район" Астраханской области в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 26 апреля 2012 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Д. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его постановления с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Истец Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика - администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель третьего лица - администрации МО "Наримановский район" Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав докладчика, представителей истца Д. по доверенности Т., адвоката Отегову С.А., поддержавших апелляционную жалобу, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений статьи 23.2 вышеуказанного Закона меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны в части приобретения жилья осуществляются в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не позднее 1 января 2005 года.
В судебном заседании установлено, что Д., 1923 года рождения зарегистрирована и проживает в квартире, общей площадью 64,9 кв. м, жилой площадью 48,1 кв. м, расположенной по адресу:. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности МО "Наримановский район" Астраханской области и предоставлено по договору социального найма жилого помещения N 505 от 28 декабря 2009 года ФИО9 на состав семьи - супругу ФИО10, сына ФИО11
Согласно справке администрации МО "Старокучергановский сельсовет" N 467 от 16 марта 2012 года в квартире зарегистрированы ФИО9, 1958 года рождения, ФИО10, 1961 года рождения, ФИО11, 1980 года рождения, ФИО13, 2004 года рождения. 21 января 2010 года с согласия нанимателя жилого помещения - ФИО9 на регистрационный учет по указанному адресу поставлена Д., 1923 года рождения.
Принимая решение, суд мотивировал его тем, что Д. является членом семьи нанимателя жилого помещения и на нее приходится 12,98 кв. м общей площади, что больше учетной нормы, установленной на территории сельсовета (12 кв. м), следовательно, решение администрации сельсовета об отказе заявителю в предоставлении мер социальной поддержки является законным и обоснованным.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям
В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
С учетом представленных в судебное заседание письменных доказательств, объяснений представителя истца Т. об отсутствии в жилом помещении удобств, пояснений свидетеля ФИО19 о его согласии на временное вселение в квартиру матери супруги и не ведении совместного с ней хозяйства, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что Д. в соответствии с частью 4 статьи 51 Жилищного кодекса РФ обеспечена жильем как член семьи нанимателя ФИО20 является не состоятельным.
Из смысла положений Федерального закона "О ветеранах", действовавшего до 1 января 2005 г. следует, что все ветераны боевых действий, а также семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Во избежание снижения уровня социальных гарантий ветеранов, признанных нуждающимися в получении жилых помещений в соответствии с прежним правовым регулированием, законодатель определил в Федеральном законе "О ветеранах" дату - 1 января 2005 года. До указанной даты принятые на жилищный учет ветераны, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, а признанные нуждающимися в жилых помещениях после указанной даты - в общем порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Д. обладает правом в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме и правильно, подтверждаются доказательствами по делу, собранными в установленном законом порядке, однако выводы суда не соответствуют им, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Д. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет как ветерана Великой Отечественной войны.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 26 апреля 2012 года отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Д.
Признать Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет как ветерана Великой Отечественной войны и обязать администрацию муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" поставить на жилищный учет Д., 1923 года рождения, проживающую по адресу:.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2164/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу N 33-2164/2012
Судья: Мустафина Х.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Обносовой М.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе Д. на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 26 апреля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Д. к администрации муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет ветерана Великой Отечественной войны,
установила:
Д. обратилась в суд с иском к администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет, указав, что она является участником Великой Отечественной войны, до 2007 года проживала в. После смерти супруга в 2007 году переехала к своей дочери ФИО17. в. Согласно договору социального найма N 505 от 28 декабря 2009 года нанимателем указанного жилого помещения является ФИО9, членами его семьи ФИО16, ФИО11 с 2009 года в квартире зарегистрирована также истец.
В феврале 2012 года администрация МО "Старокучергановский сельсовет" отказала истцу в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах" ввиду того, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Истец Д. считает отказ в предоставлении социальной поддержки незаконным и просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны, обязать муниципальное образование "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области поставить ее на жилищный учет.
В судебном заседании представили истца Т., действующая на основании доверенности, адвокат Отегова С.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители ответчика администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, третьего лица администрации МО "Наримановский район" Астраханской области в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 26 апреля 2012 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Д. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его постановления с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Истец Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика - администрации МО "Старокучергановский сельсовет" Наримановского района Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель третьего лица - администрации МО "Наримановский район" Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав докладчика, представителей истца Д. по доверенности Т., адвоката Отегову С.А., поддержавших апелляционную жалобу, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений статьи 23.2 вышеуказанного Закона меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны в части приобретения жилья осуществляются в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не позднее 1 января 2005 года.
В судебном заседании установлено, что Д., 1923 года рождения зарегистрирована и проживает в квартире, общей площадью 64,9 кв. м, жилой площадью 48,1 кв. м, расположенной по адресу:. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности МО "Наримановский район" Астраханской области и предоставлено по договору социального найма жилого помещения N 505 от 28 декабря 2009 года ФИО9 на состав семьи - супругу ФИО10, сына ФИО11
Согласно справке администрации МО "Старокучергановский сельсовет" N 467 от 16 марта 2012 года в квартире зарегистрированы ФИО9, 1958 года рождения, ФИО10, 1961 года рождения, ФИО11, 1980 года рождения, ФИО13, 2004 года рождения. 21 января 2010 года с согласия нанимателя жилого помещения - ФИО9 на регистрационный учет по указанному адресу поставлена Д., 1923 года рождения.
Принимая решение, суд мотивировал его тем, что Д. является членом семьи нанимателя жилого помещения и на нее приходится 12,98 кв. м общей площади, что больше учетной нормы, установленной на территории сельсовета (12 кв. м), следовательно, решение администрации сельсовета об отказе заявителю в предоставлении мер социальной поддержки является законным и обоснованным.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям
В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
С учетом представленных в судебное заседание письменных доказательств, объяснений представителя истца Т. об отсутствии в жилом помещении удобств, пояснений свидетеля ФИО19 о его согласии на временное вселение в квартиру матери супруги и не ведении совместного с ней хозяйства, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что Д. в соответствии с частью 4 статьи 51 Жилищного кодекса РФ обеспечена жильем как член семьи нанимателя ФИО20 является не состоятельным.
Из смысла положений Федерального закона "О ветеранах", действовавшего до 1 января 2005 г. следует, что все ветераны боевых действий, а также семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Во избежание снижения уровня социальных гарантий ветеранов, признанных нуждающимися в получении жилых помещений в соответствии с прежним правовым регулированием, законодатель определил в Федеральном законе "О ветеранах" дату - 1 января 2005 года. До указанной даты принятые на жилищный учет ветераны, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, а признанные нуждающимися в жилых помещениях после указанной даты - в общем порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Д. обладает правом в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме и правильно, подтверждаются доказательствами по делу, собранными в установленном законом порядке, однако выводы суда не соответствуют им, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Д. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет как ветерана Великой Отечественной войны.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 26 апреля 2012 года отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Д.
Признать Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет как ветерана Великой Отечественной войны и обязать администрацию муниципального образования "Старокучергановский сельсовет" поставить на жилищный учет Д., 1923 года рождения, проживающую по адресу:.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)