Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Зайцева Ю.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева А.Н.,
судей Ускова О.Ю., Наумовой И.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2011 г. кассационные жалобы К.А.С., администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 26 мая 2011 г. по делу по иску К.А.С., действующего в интересах К.А.Т., к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания.
Заслушав доклад судьи Бартенева А.Н., объяснения К.А.С. и его представителя Н., поддержавших жалобу, полагавших жалобу администрации Старооскольского городского округа Белгородской области подлежащей отклонению, объяснения представителя администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - М., поддержавшей жалобу администрации, полагавшей жалобу истца необоснованной, объяснения представителя третьего лица по делу - правительства Белгородской области - С., считавшей возложение на ответчика обязанности по предоставлению квартиры правильным, но решение подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Постановлением главы Красногвардейского района Белгородской области N 142 от 28.03.2006 г. К.А.С. назначен опекуном матери - К.А.Т., по решению Красногвардейского районного суда от 20.12.2005 г.
К.А.Т. страдает, предусмотренным перечнем, утвержденных.
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 30 от 21.01.2010 г. К.А.Т. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список на внеочередное предоставление жилой площади.
В исковом заявлении с учетом дополнений К.А.С. просил суд обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области предоставить К.А.Т. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм с учетом имеющегося заболевания, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в северо-восточной части.
В судебном заседании требования поддержал.
Решением суда на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность предоставить К.А.Т., уроженке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания. В части требований о предоставлении жилого помещения в северо-восточной части отказано.
В кассационной жалобе К.А.С. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить и вынести в этой части новое решение об удовлетворении иска. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права, поскольку предоставление жилого помещение должно осуществляться за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Разрешая спор, суд пришел к выводам о том, что администрация Старооскольского городского округа Белгородской области является надлежащим ответчиком по делу, не имеется предусмотренных законом оснований для отказа в иске в части предоставления жилого помещения, а также о необоснованности исковых требований в части предоставления жилого помещения в конкретном районе населенного пункта.
Эти выводы мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые указывается в кассационной жалобе, судом не допущено.
Доводы жалоб неубедительны.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда РФ 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции РФ) (Определение от 15 февраля 2005 г. N 58-О).
Следовательно, вопросы обеспечения жильем инвалидов, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению К.А.Т. жилого помещения является правильным.
Ссылка в жалобе К.А.С. на положения статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств, подлежит отклонению.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма регулируется нормами Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта.
Доводы жалобы о том, что К.А.С. будет затруднительно осуществлять необходимый уход за больной матерью, носят предположительный характер и не могут быть положены в основу отмены судебного постановления.
Таким образом обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 26 мая 2011 г. по делу по иску К.А.С., действующего в интересах К.А.Т., к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2530
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу N 33-2530
Судья Зайцева Ю.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева А.Н.,
судей Ускова О.Ю., Наумовой И.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2011 г. кассационные жалобы К.А.С., администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 26 мая 2011 г. по делу по иску К.А.С., действующего в интересах К.А.Т., к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания.
Заслушав доклад судьи Бартенева А.Н., объяснения К.А.С. и его представителя Н., поддержавших жалобу, полагавших жалобу администрации Старооскольского городского округа Белгородской области подлежащей отклонению, объяснения представителя администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - М., поддержавшей жалобу администрации, полагавшей жалобу истца необоснованной, объяснения представителя третьего лица по делу - правительства Белгородской области - С., считавшей возложение на ответчика обязанности по предоставлению квартиры правильным, но решение подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Постановлением главы Красногвардейского района Белгородской области N 142 от 28.03.2006 г. К.А.С. назначен опекуном матери - К.А.Т., по решению Красногвардейского районного суда от 20.12.2005 г.
К.А.Т. страдает, предусмотренным перечнем, утвержденных.
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области N 30 от 21.01.2010 г. К.А.Т. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список на внеочередное предоставление жилой площади.
В исковом заявлении с учетом дополнений К.А.С. просил суд обязать администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области предоставить К.А.Т. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм с учетом имеющегося заболевания, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в северо-восточной части.
В судебном заседании требования поддержал.
Решением суда на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность предоставить К.А.Т., уроженке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания. В части требований о предоставлении жилого помещения в северо-восточной части отказано.
В кассационной жалобе К.А.С. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить и вынести в этой части новое решение об удовлетворении иска. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права, поскольку предоставление жилого помещение должно осуществляться за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Разрешая спор, суд пришел к выводам о том, что администрация Старооскольского городского округа Белгородской области является надлежащим ответчиком по делу, не имеется предусмотренных законом оснований для отказа в иске в части предоставления жилого помещения, а также о необоснованности исковых требований в части предоставления жилого помещения в конкретном районе населенного пункта.
Эти выводы мотивированы, соответствуют материалам дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые указывается в кассационной жалобе, судом не допущено.
Доводы жалоб неубедительны.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда РФ 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции РФ) (Определение от 15 февраля 2005 г. N 58-О).
Следовательно, вопросы обеспечения жильем инвалидов, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению К.А.Т. жилого помещения является правильным.
Ссылка в жалобе К.А.С. на положения статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств, подлежит отклонению.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма регулируется нормами Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта.
Доводы жалобы о том, что К.А.С. будет затруднительно осуществлять необходимый уход за больной матерью, носят предположительный характер и не могут быть положены в основу отмены судебного постановления.
Таким образом обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 26 мая 2011 г. по делу по иску К.А.С., действующего в интересах К.А.Т., к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося заболевания оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)