Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2013 ПО ДЕЛУ N А02-651/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2013 г. по делу N А02-651/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Племенной завод "Теньгинский" на решение Арбитражного суда Республики Алтай 19.07.2012 (судья Гуткович Е.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (судьи Мухина И.Н., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А02-651/2012
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Племенной завод "Теньгинский" (649433, Республика Алтай Онгудайский район, с. Теньга, ИНН 0404006008, ОГРН 1040400556833)
к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 12, ИНН 0411130302, ОГРН 1070411000660)
о внесении изменений в договоры аренды лесных участков.
Суд

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Племенной завод "Теньгинский" (далее - СПК "Племзавод "Теньгинский", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (далее - Минлесхоз) о внесении изменений в договоры аренды лесного участка N 178-6 от 31.12.2008, N 192-6 от 31.12.2008, N 10-06-10 от 24.02.2010, N 11-06-10 от 24.02.2010.
Исковые требования основаны ссылками на статьи 424, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) и мотивированы тем, что размеры арендной платы в договорах аренды превышают ставку арендной платы за пользование участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, установленную Правительством Российской Федерации; Минлесхоз уклонился от внесения соответствующих изменений в договоры аренды в части размера арендной платы и порядка его определения.
Решением суда от 19.07.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 исковые требования удовлетворены частично: в договор от 31.12.2008 N 178-6, в договор от 31.12.2008 N 192-6, в договор от 24.02.2010 N 10-06-10 внесены изменения в части определения размера арендной платы, подлежащей уплате в доход федерального бюджета, из расчета ставки 4,24 руб. с применением коэффициента 1,13 на 2012 год. В удовлетворении исковых требований о внесении изменений в договор аренды от 24.02.2010 N 10-06-10 в части ставки арендной платы, подлежащей уплате в доход бюджета Республики Алтай, и внесении изменений в договор от 24.02.2010 N 11-06-10 отказано.
СПК "Племзавод "Теньгинский" в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, а именно установить ставки арендной платы по договорам аренды лесного участка N 178-6 от 31.12.2008, N 192-6 от 31.12.2008, N 10-06-10 от 24.02.2010, N 11-06-10 от 24.02.2010 в размере 4,24 руб. за 1 га в год без применения коэффициента 1,13.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к неправильному выводу о том, что статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации определяет минимальный размер арендной платы. СПК "Племзавод "Теньгинский" считает, что Постановлением N 310 установлен размер ставки арендной платы 4,24 руб. за 1 га, подлежащий применению в расчетах по спорным договорам аренды лесного участка без коэффициента 1,13. Кроме того, СПК "Племзавод "Теньгинский" указал на то, что определение арендной платы по названным договорам аренды лесных участков не было результатом соглашения арендатора и арендодателя, а имело место одностороннее волеизъявление Минлесхоза, не обладающего полномочиями на установление ставки арендной платы для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. По утверждению подателя жалобы, коэффициент 1,13 должен применяться при расчете арендных платежей в 2012 году без разделения арендной платы, исходя из ставки, установленной Постановлением N 310.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Республики Алтай (в настоящее время Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, арендодатель) и СПК "Племхоз "Теньгинский" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков N 178-6 от 31.12.2008, N 192-6 от 31.12.2008, N 10-06-10 от 24.02.2010, N 11-06-10 от 24.02.2010, в соответствии с которыми арендатор принял во временное пользование для выпаса одомашненных животных (маралов) лесные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные в кварталах 16, 22, 25, 31, 207, 210, 211, 212, 213, 215 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества.
Согласно пунктам 5 договоров от 31.12.2008 N 178-6, от 31.12.2008 N 192-6 и Приложениям N 4 к ним, арендная плата определена в размере 17,40 руб. за 1 га участка лесного фонда.
Пунктом 5 договора аренды от 24.02.2010 N 10-06-10 и Приложением N 4 к договору арендная плата установлена в размере 101,70 руб. за 1 га участка лесного фонда, исходя из ставки платы в размере 90 руб. за 1 га, предусмотренной решением Министерства природных ресурсов Республики Алтай от 19.02.2010 и применения коэффициента 1,13.
Согласно пункту 5 и Приложению N 4 к договору аренды N 11-06-10 от 24.02.2010 размер арендной платы составляет 4,79 руб. за 1 га участка лесного фонда, исходя из ставки платы 4,24 руб. и применения коэффициента 1,13.
Полагая, что предусмотренный данными договорами размер арендной платы превышает ставку арендной платы за пользование участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, установленную Постановлением N 310 в размере 4,24 руб. за 1 га, а применение коэффициента 1,13 неправомерно, СПК "Племзавод "Теньгинский" обратился в Минлесхоз с требованием о внесении изменений в указанные договоры аренды лесных участков в части размера арендной платы.
Минлесхоз письмом от 16.04.2012 N 1845 сообщил кооперативу об отсутствии оснований для внесения изменений в договоры аренды.
Находя несостоятельными доводы отказа о внесении изменений в договоры аренды лесных участков, СПК "Племзавод "Теньгинский" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, рассмотрев и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы и доводы сторон, применив положения статей 71, 73, 80, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 421, 422, 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядка приведения договоров аренды и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение о внесении изменений в договоры аренды лесного участка от 31.12.2008 N 178-6, от 31.12.2008 N 192-6, от 24.02.2010 N 10-06-10, арбитражный суд исходил из того, что установленный в данных договорах аренды размер арендной платы, подлежащей зачислению в доход федерального бюджета, не соответствует действующему законодательству. Арбитражный суд указал, что арендная плата, перечисляемая в федеральный бюджет, должна определяться из расчета установленной Постановлением N 310 минимальной ставки 4,24 руб. с корректирующим коэффициентом 1,13.
При этом арбитражный суд отказал в удовлетворении требований о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 24.02.2010 N 10-06-10 в части ставки арендной платы, подлежащей внесению в доход бюджета Республики Алтай, как не противоречащей Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Также арбитражный суд отказал в удовлетворении требований о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 24.02.2010 N 11-06-10, установив, что данным договором арендная плата определена из расчета ставки 4,24 руб. с применением коэффициента 1,13.
Выводы арбитражного суда, поддержанные судом апелляционной инстанции, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В пунктах 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность участников договоров аренды участков лесного фонда по приведению их в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подачи заявлений о переоформлении таких договоров на договоры аренды лесного участка до 01 января 2009 года.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно данному приказу, переоформление осуществляется на основании заявления лиц, использующих лесные участки, по результатам рассмотрения которых уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
По смыслу приведенных норм названный закон устанавливает особый порядок приведения договоров аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а именно: переоформление ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации; при этом переоформление, по сути, представляет собой заключение нового договора аренды лесного участка.
Судами установлено, что спорные договоры аренды лесного участка участков являются результатом переоформления в соответствии с требованиями действующего законодательства ранее действовавших договоров аренды лесных участков для ведения сельского хозяйства (мараловодство) без проведения аукциона.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата по таким договорам рассчитывается на основании регулируемых цен.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Согласно частям 2 статей 3 Федеральных законов от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и от 30.11.2011. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,07, в 2009-2012 годах с коэффициентом 1,13.
Апелляционный суд правильно отметил, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно договорам аренды лесных участков стороны предусмотрели перечисление определенной суммы арендной платы в федеральный бюджет, что не противоречит требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления N 310, и в определенном размере в бюджет субъекта Российской Федерации - Республики Алтай, что прямо не запрещено Лесным кодексом Российской Федерации и не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 73 Лесного кодекса Российской Федерации признали, что при подписании спорных договоров кооператив возражений в отношении установленной цены договора, протокола разногласий в адрес арендодателя не направлял, следовательно, посредством свободного волеизъявления, стороны согласовали применение расчета платы за аренду спорных лесных участков.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении остальной части исковых требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приведенные СПК "Племзавод "Теньгинский" в процессе судебного разбирательства по делу, и не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и иной правовой оценке установленных обстоятельств.
Вместе с тем, в кассационной жалобе не приведено аргументов, свидетельствующих о неправильном применении судами норм права.
Иная оценка кооперативом установленных судом фактических обстоятельств дела на ином толковании положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судом кассационной инстанции не выявлено оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения принятых по делу решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19.07.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А02-651/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)