Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Васильев С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Шевченко Г.М., Сметаниной О.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 10 марта 2011 г. дело по жалобе на решение Оричевского районного суда от 24 января 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска К. о признании незаконными распоряжений администрации Оричевского района N 301 от 13 июля 2006 года "О включении в число служебных жилых помещений", N 179 от 7 апреля 2008 года "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301", о признании распоряжения администрации Левинского городского поселения Оричевского района N 59 от 24 июля 2006 года "О передаче служебного жилого помещения" и N 45 от 12 мая 2008 года "О закреплении служебного помещения", договоров найма служебного жилого помещения от 24 июля 2006 года и от 21 мая 2008 года, о возложении обязанности на администрацию Левинского городского поселения Оричевского района и ОМУПП "УК ЖКХ Левинцы" заключить с ним договор социального найма жилого помещения - квартиры N в доме N ул. п. Левинцы Оричевского района.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя кассатора, поддержавшей доводы жалобы и возражения представителей ответчиков, полагавших об оставлении решения без изменения, жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с вышеуказанным иском, требования которого окончательно сформулированы в судебном заседании.
В обоснование иска указано на то, что в 2005 году вместе с женой ФИО13 и дочерьми ФИО14 и ФИО15 приехал из Оренбургской области в п. Левинцы Оричевского района, где стал работать сначала с апреля 2005 года экскаваторщиком у ИП ФИО16, а с сентября 2005 года в ООО экскаваторщиком. Его семье было предоставлено жилое помещение муниципального жилого фонда - комната в общежитии общей площадью 32 кв. м по адресу: п. Левинцы ул., где он был зарегистрирован по месту жительства 18 июля 2005 года.
Он сразу же обратился с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий и в июле 2006 года его семье была предоставлена отдельная трехкомнатная квартира общей площадью 64 кв. м по адресу: п. Левинцы ул. где он и члены его семьи проживают и зарегистрированы с 8 августа 2006 года.
В 2006 году ему было предложено подписать договор найма жилого помещения, который он подписал, не читая. 21 мая 2008 года ему в ОМУП "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" было предложено подписать договор найма служебного жилого помещения, который он подписал, вновь не читая. Считает, что данный договор ущемляет его права как нанимателя жилого помещения и как гражданина, так как, когда данное жилое помещение ему предоставлялось, то его семья на тот период была нуждающейся в улучшении жилищных условий, должна была состоять на учете на улучшении жилищных условий, тогда имелись свободные квартиры и жилье должно было быть им предоставлено на условиях договора социального найма.
Кроме того, при признании данной квартиры служебным жильем была нарушена предусмотренная законом процедура.
Ссылаясь на п. 12, 13, 14 и 15 Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, указал, что была нарушена предусмотренная законом процедура отнесения занимаемой его семьей квартиры к жилым помещениям специализированного жилого фонда. Распоряжение администрации Оричевского района от 13 июля 2006 года N 301 было вынесено лишь на основании ходатайства администрации Левинского городского поселения, при этом не были предоставлены требуемые законом документы, и именно поэтому в трехдневный срок не была направлена соответствующая информация в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До настоящего времени в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данное имущество и отсутствуют сведения, что данное жилое помещение отнесено к специализированному фонду.
В связи с этим все оспариваемые распоряжения, в том числе и распоряжения администрации Левинского городского поселения Оричевского района, являются незаконными и подлежат отмене.
Кроме того, администрация Левинского городского поселения проигнорировала поданное им в 2005 году заявление о постановке на учет на улучшение жилищных условий с приложением всех необходимых документов, и при наличии свободного жилья вместо предоставления ему квартиры по договору социального найма, стала ходатайствовать о признании квартиры служебной, что нарушало его законные права и интересы, так как до этого он с семьей проживал в комнате по договору социального найма жилого помещения. С администрацией Левинского городского поселения он в трудовых отношениях не состоял, а потому ходатайствовать о признании данной квартиры служебной у главы администрации не было оснований. При приеме на работу ни в одной организации ЖКХ не оговаривались условия предоставления ему в связи с работой служебного жилья.
На момент предоставления данного жилого помещения в 2006 году он проживал в жилом помещении по договору социального найма, его семья нуждалась в улучшении жилищных условий в связи с поданным им заявлением и квартира по адресу: п. Левинцы ул. должна быть ему предоставлена на условиях договора социального найма, все необходимые для этого документы были им предоставлены в администрацию Левинского городского поселения еще в 2005 году, отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он от администрации Левинского городского поселения не получал.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представителя истца ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано на неправильное определение значимых по делу обстоятельств, нарушение норм материального права. Кассатор настаивает на прежних доводах о незаконности оспариваемых распоряжений органа местного самоуправления и договоров найма жилого помещения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 680-р и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 1 августа 2003 года N 3378-р распоряжением главы администрации Оричевского района N 560 от 29 октября 2003 года "О принятии в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Минобороны России" в муниципальную собственность Оричевского района приняты объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения военного городка N 992 (Киров-200) от войсковой части 23527 с 1 января 2004 года, согласно приложению, в том числе и жилой дом N на ул. пос. Левинцы.
Распоряжением главы администрации Оричевского района N 301 от 13 июля 2006 года "О включении в число служебных жилых помещений" в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, на основании ходатайства администрации Левинского городского поселения, протокола заседания межведомственной комиссии по управлению муниципальной собственностью в Оричевском районе от 5 июля 2006 года в число служебных жилых помещений администрации пгт. Левинцы включена квартира N дома N ул. пгт. Левинцы для проживания работников ОМП ЖКХ "Левинцы". Распоряжением главы администрации Левинского городского поселения N 59 от 24 июля 2006 года "О передаче служебного жилого помещения" трехкомнатная квартира общей площадью 64 кв. м, расположенная по адресу: пгт. Левинцы ул. передана на распределение для проживания работников ОМП ЖКХ "Левинцы", при этом ОМП ЖКХ "Левинцы" рекомендовано заключить договор найма служебного жилого помещения.
24 июля 2006 года между ОМУП ЖКХ "Левинцы" и К. заключен договор найма служебного жилого помещения, по которому К., в связи с его работой в ООО и в связи с гражданско-правовыми отношениями между ОМУП ЖКХ "Левинцы" и ООО, предоставлено для временного проживания служебное жилье, состоящее из квартиры общей площадью 64 кв. м, расположенной по адресу: пгт. Левинцы ул. Вместе с нанимателем в жилое помещение вселяются жена ФИО17, дочь ФИО18, дочь ФИО19 внук ФИО20.
Распоряжением главы администрации Оричевского района N 179 от 7 апреля 2008 года "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301" внесено изменение в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301 "О включении в число служебных жилых помещений" слова "для проживания работников ОМП ЖКХ "Левинцы" заменены на слова "для проживания работников ОМУП "Управляющая компания ЖКХ "Левинцы".
Распоряжением администрации Левинского городского поселения от 12 мая 2008 года N 45, на основании распоряжения главы администрации Оричевского района от 7 апреля 2008 года N 179 "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13 июля 2006 года N 301", ходатайства директора ОМУП "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" от 4 апреля 2008 года N 30 служебное жилое помещение по адресу: пгт. Левинцы ул. закреплено за ОМУП "УК ЖКХ Левинцы" на неограниченный срок для предоставления работникам жилищно-коммунального хозяйства. ОМУП "УК ЖКХ Левинцы" рекомендовано заключить договор найма служебного жилого помещения.
21 мая 2008 года Оричевское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" заключило с К. договор найма служебного жилого помещения N, по которому предоставило ему и членам его семьи (жене и двум дочерям) во владение и пользование 3-комнатную квартиру по адресу: п. Левинцы ул. для постоянного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с работой нанимателя в ООО и наличием между ООО и ОМУП "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" гражданско-правовых отношений.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено следующее.
Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Непосредственно в оспариваемых договорах, подписанных собственноручно истцом, указано о служебном статусе занимаемой им квартиры, а также имеются ссылки на оспариваемые распоряжения главы администрации Левинского городского поселения. Поэтому заявитель не мог не знать о существовании оспариваемых им по данному делу правовых актов органов местного самоуправления.
Указание заявителя о том, что он якобы не читал данные договора не может быть принято во внимание в качестве уважительной причины пропуска им срока для обращения за судебной защитой.
Принимая во внимание данные обстоятельства и требования закона, следует согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований К. о признании незаконными распоряжений администрации Оричевского района N 301 от 13 июля 2006 года "О включении в число служебных жилых помещений", N 179 от 7 апреля 2008 года "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301", о признании распоряжения администрации Левинского городского поселения Оричевского района N 59 от 24 июля 2006 года "О передаче служебного жилого помещения" и N 45 от 12 мая 2008 года "О закреплении служебного помещения".
Принимая во внимание требования ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, судебная коллегия не усматривает законных оснований к удовлетворению требования истца о понуждении администрации Левинского городского поселения Оричевского района и ОМУПП "УК ЖКХ Левинцы" заключить с ним договор социального найма жилого помещения - квартиры N в доме N ул. п. Левинцы Оричевского района. Поэтому в этой части доводы жалобы также нельзя признать убедительными.
Поскольку оспариваемые договора найма служебного жилого помещения от 24 июля 2006 года и от 21 мая 2008 года заключены с нарушением требований ст. 93 ЖК РФ, они являются недействительными.
Т.к. решение суда в этой части не основано на законе, оно подлежит отмене, а кассационная жалоба также в указанной части подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия считает возможным вынести в этой части новое решение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Оричевского районного суда от 24 января 2011 года отменить в части и вынести новое решение. Признать недействительными договора найма служебного жилого помещения по адресу: квартира N в доме N ул. п. Левинцы Оричевского района, заключенных 24 июля 2006 года и от 21 мая 2008 года с участием К.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-795
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 марта 2001 г. по делу N 33-795
Судья Васильев С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Шевченко Г.М., Сметаниной О.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 10 марта 2011 г. дело по жалобе на решение Оричевского районного суда от 24 января 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска К. о признании незаконными распоряжений администрации Оричевского района N 301 от 13 июля 2006 года "О включении в число служебных жилых помещений", N 179 от 7 апреля 2008 года "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301", о признании распоряжения администрации Левинского городского поселения Оричевского района N 59 от 24 июля 2006 года "О передаче служебного жилого помещения" и N 45 от 12 мая 2008 года "О закреплении служебного помещения", договоров найма служебного жилого помещения от 24 июля 2006 года и от 21 мая 2008 года, о возложении обязанности на администрацию Левинского городского поселения Оричевского района и ОМУПП "УК ЖКХ Левинцы" заключить с ним договор социального найма жилого помещения - квартиры N в доме N ул. п. Левинцы Оричевского района.
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя кассатора, поддержавшей доводы жалобы и возражения представителей ответчиков, полагавших об оставлении решения без изменения, жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с вышеуказанным иском, требования которого окончательно сформулированы в судебном заседании.
В обоснование иска указано на то, что в 2005 году вместе с женой ФИО13 и дочерьми ФИО14 и ФИО15 приехал из Оренбургской области в п. Левинцы Оричевского района, где стал работать сначала с апреля 2005 года экскаваторщиком у ИП ФИО16, а с сентября 2005 года в ООО экскаваторщиком. Его семье было предоставлено жилое помещение муниципального жилого фонда - комната в общежитии общей площадью 32 кв. м по адресу: п. Левинцы ул., где он был зарегистрирован по месту жительства 18 июля 2005 года.
Он сразу же обратился с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий и в июле 2006 года его семье была предоставлена отдельная трехкомнатная квартира общей площадью 64 кв. м по адресу: п. Левинцы ул. где он и члены его семьи проживают и зарегистрированы с 8 августа 2006 года.
В 2006 году ему было предложено подписать договор найма жилого помещения, который он подписал, не читая. 21 мая 2008 года ему в ОМУП "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" было предложено подписать договор найма служебного жилого помещения, который он подписал, вновь не читая. Считает, что данный договор ущемляет его права как нанимателя жилого помещения и как гражданина, так как, когда данное жилое помещение ему предоставлялось, то его семья на тот период была нуждающейся в улучшении жилищных условий, должна была состоять на учете на улучшении жилищных условий, тогда имелись свободные квартиры и жилье должно было быть им предоставлено на условиях договора социального найма.
Кроме того, при признании данной квартиры служебным жильем была нарушена предусмотренная законом процедура.
Ссылаясь на п. 12, 13, 14 и 15 Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, указал, что была нарушена предусмотренная законом процедура отнесения занимаемой его семьей квартиры к жилым помещениям специализированного жилого фонда. Распоряжение администрации Оричевского района от 13 июля 2006 года N 301 было вынесено лишь на основании ходатайства администрации Левинского городского поселения, при этом не были предоставлены требуемые законом документы, и именно поэтому в трехдневный срок не была направлена соответствующая информация в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До настоящего времени в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данное имущество и отсутствуют сведения, что данное жилое помещение отнесено к специализированному фонду.
В связи с этим все оспариваемые распоряжения, в том числе и распоряжения администрации Левинского городского поселения Оричевского района, являются незаконными и подлежат отмене.
Кроме того, администрация Левинского городского поселения проигнорировала поданное им в 2005 году заявление о постановке на учет на улучшение жилищных условий с приложением всех необходимых документов, и при наличии свободного жилья вместо предоставления ему квартиры по договору социального найма, стала ходатайствовать о признании квартиры служебной, что нарушало его законные права и интересы, так как до этого он с семьей проживал в комнате по договору социального найма жилого помещения. С администрацией Левинского городского поселения он в трудовых отношениях не состоял, а потому ходатайствовать о признании данной квартиры служебной у главы администрации не было оснований. При приеме на работу ни в одной организации ЖКХ не оговаривались условия предоставления ему в связи с работой служебного жилья.
На момент предоставления данного жилого помещения в 2006 году он проживал в жилом помещении по договору социального найма, его семья нуждалась в улучшении жилищных условий в связи с поданным им заявлением и квартира по адресу: п. Левинцы ул. должна быть ему предоставлена на условиях договора социального найма, все необходимые для этого документы были им предоставлены в администрацию Левинского городского поселения еще в 2005 году, отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он от администрации Левинского городского поселения не получал.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представителя истца ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано на неправильное определение значимых по делу обстоятельств, нарушение норм материального права. Кассатор настаивает на прежних доводах о незаконности оспариваемых распоряжений органа местного самоуправления и договоров найма жилого помещения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 680-р и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 1 августа 2003 года N 3378-р распоряжением главы администрации Оричевского района N 560 от 29 октября 2003 года "О принятии в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Минобороны России" в муниципальную собственность Оричевского района приняты объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения военного городка N 992 (Киров-200) от войсковой части 23527 с 1 января 2004 года, согласно приложению, в том числе и жилой дом N на ул. пос. Левинцы.
Распоряжением главы администрации Оричевского района N 301 от 13 июля 2006 года "О включении в число служебных жилых помещений" в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, на основании ходатайства администрации Левинского городского поселения, протокола заседания межведомственной комиссии по управлению муниципальной собственностью в Оричевском районе от 5 июля 2006 года в число служебных жилых помещений администрации пгт. Левинцы включена квартира N дома N ул. пгт. Левинцы для проживания работников ОМП ЖКХ "Левинцы". Распоряжением главы администрации Левинского городского поселения N 59 от 24 июля 2006 года "О передаче служебного жилого помещения" трехкомнатная квартира общей площадью 64 кв. м, расположенная по адресу: пгт. Левинцы ул. передана на распределение для проживания работников ОМП ЖКХ "Левинцы", при этом ОМП ЖКХ "Левинцы" рекомендовано заключить договор найма служебного жилого помещения.
24 июля 2006 года между ОМУП ЖКХ "Левинцы" и К. заключен договор найма служебного жилого помещения, по которому К., в связи с его работой в ООО и в связи с гражданско-правовыми отношениями между ОМУП ЖКХ "Левинцы" и ООО, предоставлено для временного проживания служебное жилье, состоящее из квартиры общей площадью 64 кв. м, расположенной по адресу: пгт. Левинцы ул. Вместе с нанимателем в жилое помещение вселяются жена ФИО17, дочь ФИО18, дочь ФИО19 внук ФИО20.
Распоряжением главы администрации Оричевского района N 179 от 7 апреля 2008 года "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301" внесено изменение в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301 "О включении в число служебных жилых помещений" слова "для проживания работников ОМП ЖКХ "Левинцы" заменены на слова "для проживания работников ОМУП "Управляющая компания ЖКХ "Левинцы".
Распоряжением администрации Левинского городского поселения от 12 мая 2008 года N 45, на основании распоряжения главы администрации Оричевского района от 7 апреля 2008 года N 179 "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13 июля 2006 года N 301", ходатайства директора ОМУП "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" от 4 апреля 2008 года N 30 служебное жилое помещение по адресу: пгт. Левинцы ул. закреплено за ОМУП "УК ЖКХ Левинцы" на неограниченный срок для предоставления работникам жилищно-коммунального хозяйства. ОМУП "УК ЖКХ Левинцы" рекомендовано заключить договор найма служебного жилого помещения.
21 мая 2008 года Оричевское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" заключило с К. договор найма служебного жилого помещения N, по которому предоставило ему и членам его семьи (жене и двум дочерям) во владение и пользование 3-комнатную квартиру по адресу: п. Левинцы ул. для постоянного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с работой нанимателя в ООО и наличием между ООО и ОМУП "Управляющая компания ЖКХ Левинцы" гражданско-правовых отношений.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено следующее.
Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Непосредственно в оспариваемых договорах, подписанных собственноручно истцом, указано о служебном статусе занимаемой им квартиры, а также имеются ссылки на оспариваемые распоряжения главы администрации Левинского городского поселения. Поэтому заявитель не мог не знать о существовании оспариваемых им по данному делу правовых актов органов местного самоуправления.
Указание заявителя о том, что он якобы не читал данные договора не может быть принято во внимание в качестве уважительной причины пропуска им срока для обращения за судебной защитой.
Принимая во внимание данные обстоятельства и требования закона, следует согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении требований К. о признании незаконными распоряжений администрации Оричевского района N 301 от 13 июля 2006 года "О включении в число служебных жилых помещений", N 179 от 7 апреля 2008 года "О внесении изменения в распоряжение главы администрации Оричевского района от 13.07.2006 N 301", о признании распоряжения администрации Левинского городского поселения Оричевского района N 59 от 24 июля 2006 года "О передаче служебного жилого помещения" и N 45 от 12 мая 2008 года "О закреплении служебного помещения".
Принимая во внимание требования ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, судебная коллегия не усматривает законных оснований к удовлетворению требования истца о понуждении администрации Левинского городского поселения Оричевского района и ОМУПП "УК ЖКХ Левинцы" заключить с ним договор социального найма жилого помещения - квартиры N в доме N ул. п. Левинцы Оричевского района. Поэтому в этой части доводы жалобы также нельзя признать убедительными.
Поскольку оспариваемые договора найма служебного жилого помещения от 24 июля 2006 года и от 21 мая 2008 года заключены с нарушением требований ст. 93 ЖК РФ, они являются недействительными.
Т.к. решение суда в этой части не основано на законе, оно подлежит отмене, а кассационная жалоба также в указанной части подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия считает возможным вынести в этой части новое решение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Оричевского районного суда от 24 января 2011 года отменить в части и вынести новое решение. Признать недействительными договора найма служебного жилого помещения по адресу: квартира N в доме N ул. п. Левинцы Оричевского района, заключенных 24 июля 2006 года и от 21 мая 2008 года с участием К.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)