Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1028

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2011 г. по делу N 33-1028


Судья: Якушина И.Н.
Докладчик: Чудинова Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Бугровой Н.М.,
судей: Чудиновой Т.М., Рыжониной Т.Н.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чудиновой Т.М.
дело по кассационной жалобе Администрации г. Ленинск-Кузнецкий
на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области
от 08 декабря 2010 года
по делу по иску прокурора г. Ленинска-Кузнецкого в интересах ФИО1 к Администрации г. Ленинска-Кузнецкого о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установила:

Прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Ленинска-Кузнецкого о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что родители несовершеннолетнего ФИО1 - мать ФИО2 и отец ФИО3 по решению Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, согласно постановления Администрации N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении в МСКОУ "Школа интернат N". В связи с отсутствием закрепленного за ФИО1 жилого помещения Постановлением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 25.10.2007 года N 1448 ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В предоставлении жилого помещения ответчиком ФИО1 отказано в связи с отсутствием свободного жилого помещения, которое могло бы быть ему предоставлено. Считает данный отказ в предоставлении жилого помещения ФИО1 исполнительного органа местного самоуправления - Администрации г. Ленинск-Кузнецкого незаконным.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области предоставить вне очереди ФИО1 жилое помещение по договору социального найма пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержал.
Представитель ответчика Администрации г. Ленинск-Кузнецкий ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал.
Представитель Управления образования Администрации г. Ленинск-Кузнецкий, ФИО8 иск поддержала.
Главное финансовое управление Кемеровской области, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, предоставило письменный отзыв относительно исковых требований (л.д. 61 - 63).
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 08 декабря 2010 года постановлено:
Обязать администрацию города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области предоставить вне очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, расположенное в черте г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области, размером не менее 33 квадратных метров общей площади.
В кассационной жалобе Администрация города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая, что, возлагая на Администрацию г. Ленинск-Кузнецкий обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО1, суд не учел порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, предусмотренными в п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд, ссылаясь на то, что полномочия, предусмотренные п. 2 статьи 5 Закона Кемеровской области N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, не учел, что на органы государственной власти Кемеровской области возложены обязанности по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, не исследовал то обстоятельство, что передача финансовых ресурсов для реализации этих переданных полномочий в необходимом размере не произведена, а реализация полномочий возможна только в пределах переданных денежных средств.
Суд не дал оценку тому обстоятельству, что в бюджете города Ленинск-Кузнецкий на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются и расходуются в полном объеме денежные средства, поступающие из областного бюджета в виде субвенций. Средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, направлять на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недопустимо, так как это противоречит действующему бюджетному законодательству (ст. 289 Бюджетного Кодекса РФ).
Суд не учел, что порядку предоставления жилых помещений предшествует порядок передачи и обеспечение реализации отдельных государственных полномочий, который должным образом субъектом РФ (Кемеровской областью) не соблюден.
Неверно трактуя действующее законодательство, суд в решении указывает, что "исходя из частей 3, 4 и 5 ст. 57 ЖК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159, ч. 1 ст. 3 ОЗ N 67, обязанность предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на органах исполнительной власти местного самоуправления по месту жительства таких лиц", однако, не учел, что органы местного самоуправления не входят в структуру органов исполнительной власти и таковыми не являются.
Кассатор указывает, что порядок, предусмотренный абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей," должным образом не соблюден, необходимые денежные средства исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей не переданы.
Главным финансовым управлением Кемеровской области, прокурором г. Ленинск-Кузнецкий поданы возражения на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, заслушав заключение прокурора отдела Кемеровской областной прокуратуры Маслакову О.Г., полагавшую решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родители ФИО1 - мать ФИО2 и отец ФИО3 были лишены родительских прав решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Администрации N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО1 находился на полном государственном обеспечении в МСКОУ "Школа интернат N".
Суд установил, что за сиротой ФИО1 Управлением образования Администрации города Ленинск-Кузнецкий жилье не закреплялось, он не имеет в городе Ленинск-Кузнецкий какого-либо иного жилого помещения, находящегося в его собственности либо по договору социального найма (справка БТИ г. Ленинска-Кузнецкого и ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, справка из Управления образования Администрации города Ленинск-Кузнецкого - л.д. 36, 38, 63).
В соответствии с Постановлением Администрации г. Ленинск-Кузнецкий от 25.10.2007 года N 1448 ФИО1 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в списке среди детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей номер очереди 400 (л.д. 7, 12 - 13). В настоящее время ФИО1 жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. ч. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" регулирует полномочия государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществление гарантий прав ребенка. В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 и п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области N 124-ОЗ от 14.11.2005 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с тем, что ФИО1 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по прекращению опеки и по окончании в МСКОУ "школе интернате N", суд, исходя из положений ст. 57 ЖК РФ обоснованно пришел к выводу о том, что он имеет право на внеочередное получения жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая, что в настоящее время ФИО1 жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено (л.д. 7), ФИО1 родился в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, состоит на учете в Администрации г. Ленинск-Кузнецкий как нуждающаяся в получении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, впервые выявлен как ребенок - оставшийся без попечения родителей в г. Ленинск-Кузнецкий, суд пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение ему должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления по договору социального найма - а именно Администрации г. Ленинск-Кузнецкий.
Ввиду изложенного доводы кассатора о том, что органы местного самоуправления не могут являться ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеназванным нормам действующего законодательства.

Судебная коллегия находит необоснованными доводы кассатора о том, что недостаточность обеспечения финансовыми средствами из областного бюджета исключает ответственность органов местного самоуправления по приобретению жилья данной категории детей, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Кроме того, непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено ФИО1, суд обоснованно исходил из положений Постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 г. "Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания гражданин малоимущими" которым рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв. м общей жилой площади на одного человека на семью из двух и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м общей жилой площади, и постановления Ленинск-Кузнецкого городского Совета Народных Депутатов от 30 июня 2005 г. N 18 "О норме предоставления площади жилого помещения", которым норма предоставления жилого помещения в городе Ленинск-Кузнецкий по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина установлена 33 квадратных метра.
При таких обстоятельствах, суд сделал правомерный вывод о том, что ФИО1 на основании ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательном учреждении должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме общей площади - 33 кв. м, расположенное в черте г. Ленинска-Кузнецкого, обязанность по предоставлению которого возложил на орган местного самоуправления - Администрацию г. Ленинск-Кузнецкий.
Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствует требованиям закона и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым дана правильная правовая оценка, согласно ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и не являются основаниями к отмене решения суда по изложенным мотивам. Доводы, изложенные в жалобе, приводились ответчиком в обоснование своих возражений относительно исковых требований, исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия согласна. В кассационной жалобе ответчика содержится иная, выгодная им оценка имеющихся в деле доказательств, что не может служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 08 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ленинск-Кузнецкий - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.БУГРОВА
Судьи
Т.М.ЧУДИНОВА
Т.Н.РЫЖОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)