Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М. судей Лаврентьева А.А. и Михеенко К.М. при секретаре Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице исполняющего обязанности директора на основании приказа N N от ДД.ММ.ГГГГ. - Т., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление К. удовлетворить.
Признать недействительным отказ N N от 02 ноября 2010 года Департамента имущественных отношений Тюменской области в продлении на три года срока действия договора N N 17 декабря 2007 года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, предоставленного К. для строительства здания социально-бытового значения, по адресу: г. и обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К. - продлить на три года срок действия договора N N, заключенного 17 декабря 2007 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К. аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу: ".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения С., представляющей на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. интересы Департамента имущественных отношений Тюменской области, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
К. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту ДИО ТО, Департамент либо ответчик) N N от 02 ноября 2010 года в продлении срока действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного заявителю для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:. Также просил обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К. - продлить на три года срок действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, заключенного 17.12.2007 года между Департаментом и К. предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:.
Заявление мотивировал тем, что при отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка Департамент руководствовался п. 5 ст. 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154 (далее Правила), указав, что спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, и поэтому минимальная площадь застройки должна быть не менее 2 000 кв. м.
К. считает основания отказа незаконными, так как при предоставлении земельного участка были соблюдены требования законодательства и использовал он предоставленный земельный участок строго в соответствии с условиями договора аренды. Считает ссылку ответчика на Правила незаконной, и указывает, что оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, не имеется, и поэтому отказ Департамента в продлении срока действия договора аренды земельного участка, нарушает его права.
Истец К. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Г., действовавшая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, суд рассмотрел дело в его отсутствие. Из отзыва на заявление следует, что Департамент не согласен с требованиями К., так как считает, что отказ в продлении срока действия договора аренды земельного участка, основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав заявителя, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд, рассмотрев дело, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент имущественных отношений.
В кассационной жалобе Департамент, в лице исполняющего обязанности директора на основании приказа N N от ДД.ММ.ГГГГ. - Т., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К. Считает, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, установив, что согласно градостроительному плану, утвержденному от 22.12.2009 года, спорный земельный участок расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, суд не учел, что в Правила 24.06.2010 года были внесены изменения, в соответствии с которыми спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и максимальная площадь застройки должна быть не более 277 кв. м, тогда как согласно заявленной документации площадь проектируемого здания составляет 541,54 кв. м, а территория благоустройства составляет 1 568 кв. м, следовательно, предельные размеры и параметры земельного участка не соответствуют градостроительному регламенту зоны застройки многоэтажными жилыми домами.
Указывает, что суд не применил пункт 4 статьи 41 Правил землепользования и застройки города Тюмени, подлежащий применению, согласно которому, изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам. Однако заявителем этого сделано не было.
Указывает, что кроме этого, К. в нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации не приступил к строительству в период действия договора аренды земельного участка. Между тем, в соответствии со ст. 46 указанного кодекса Департамент имеет право не продлевать договор аренды, если будет установлено, что земельный участок, предоставленный под строительство, не используется по назначению в течение 3-х лет, таким образом, суд не применил закон, подлежащий применению.
Указывает, что суд неверно указал в решении о том, что заявителем все требования, указанные в Распоряжении Департамента от 11.12.2007 года N N, исполнены. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обращении заявителя в Администрацию города Тюмени для оформления разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, при разрешении спора суд не учел положения ст. 36 Жилищного законодательства Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу заявитель К. в лице представителя Г., действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела и допустил ошибку в применении норм материального права.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения N N от 11.12.2007 года было принято решение о предоставлении К. в аренду земельного участка для строительства здания социально-бытового значения в городе Тюмени, (л.д. 18).
В соответствии с вышеуказанным распоряжением между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К. был заключен договор N N от 17.12.2007 года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, расположенного по адресу:. Согласно пунктами 1.4., 7.2. Договора участок предоставлен под строительство здания социально-бытового значения и действует в период с 11.12.2007 года по 10.12.2010 года (л.д. 12 - 15).
Во исполнение пункта 3 распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области К. зарегистрировал договор аренды земельного участка в установленном законом порядке. Поскольку указанным распоряжением предусмотрена обязанность о переоформлении права на земельный участок по истечении срока, определенного распоряжением, поэтому К. обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о продлении срока действия договора аренды.
Однако, 02.11.2010 года К. получил отказ в продлении срока действия договора аренды от 17.12.2007 года N N земельного участка. Основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, Департамент указал на не соответствие объекта строительства пункту 6 статьи 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Разрешая возникший спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований К., суд первой инстанции мотивировал тем, что заявитель использует земельный участок в соответствии с требованиям законодательства и условиями Договора аренды, что земельный участок сформирован и предоставлен К. до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных 30.10.2008 года решением Тюменской городской Думы N 154. Суд первой инстанции пришел к выводу, что закона либо подзаконного нормативного акта, распространяющего действие Правил землепользования и застройки города Тюмени на отношения, возникающие до вступления в силу указанных Правил не существует. Поэтому суд пришел к выводу, что ссылка Департамента имущественных отношений Тюменской области на указанные Правила незаконна и не может быть основанием для отказа в продлении договора аренды сроком на три года.
Однако судебная коллегия считает, что вывод суда о том, что Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные 30.10.2008 года решением Тюменской городской Думы N 154, на возникшие правоотношения не распространяются, является ошибочным. Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года за N 154 были приняты Правила землепользования и застройки города Тюмени.
Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа город Тюмень (далее - Генеральный план), а также иными документами, определяющими направления социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени.
Действие Правил по отношению к ранее возникшим правоотношениям установлено ст. 41, пунктом 4 которой регламентировано, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Из решения Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008 г. не следует, что с введением в действие Правил землепользования и застройки г. Тюмени ранее предоставленные земельные участки подлежат изъятию, и что введение в действие указанных Правил является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды.
Из толкования указанной статьи следует, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Таким образом, обстоятельствами имеющими значение для дела являются соответствие размера земельного участка и параметров объекта капитального строительства указанным выше Правилам, и существует ли необходимость приведения их в соответствие с Правилами.
Статьей 55 Правил, пункт 6 которой, по мнению Департамента имущественных отношений, является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды, установлены градостроительные регламенты и зона застройки многоэтажными жилыми домами. А поскольку К. земельный участок был предоставлен для строительства здания социально бытового значения, поэтому судебная коллегия приходит к выводу о том, что ссылка Департамента имущественных отношений Тюменской области на ст. 55 Правил является необоснованной.
Градостроительные регламенты и зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения регламентированы ст. 59 Правил.
Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2 выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения. Пункт 6 части 2 к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения относит, в том числе, и объекты социально-бытового назначения.
Статья 61 Правил устанавливает предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах ОД-1, ОД-2, ОД-3, из которых следует, что: - минимальная ширина земельного участка - 20 м; - минимальная площадь земельного участка - 400 м 2; - минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) - 3 м; максимальное количество этажей - 50; 5) максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%.
Поэтому при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить соответствие размера предоставленного К. земельного участка для строительства здания социально-бытового значения и параметров объекта капитального строительства Правилам землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных 30.10.2008 года решением Тюменской городской Думы N 154, и установить существует ли необходимость приведения их в соответствие с указанными Правилами.
Ссылка же в решении суда первой инстанции на ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения является необоснованной, поскольку К. оспаривается отказ в продлении срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного ему для строительства здания социально-бытового значения.
Судебная коллегия считает, что допущенные судом нарушения являются основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального и материального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции, а потому решение суда первой инстанции следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, и рассмотреть дело в строгом соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-924/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу N 33-924/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М. судей Лаврентьева А.А. и Михеенко К.М. при секретаре Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице исполняющего обязанности директора на основании приказа N N от ДД.ММ.ГГГГ. - Т., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление К. удовлетворить.
Признать недействительным отказ N N от 02 ноября 2010 года Департамента имущественных отношений Тюменской области в продлении на три года срока действия договора N N 17 декабря 2007 года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, предоставленного К. для строительства здания социально-бытового значения, по адресу: г. и обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К. - продлить на три года срок действия договора N N, заключенного 17 декабря 2007 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К. аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу: ".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения С., представляющей на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. интересы Департамента имущественных отношений Тюменской области, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту ДИО ТО, Департамент либо ответчик) N N от 02 ноября 2010 года в продлении срока действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, предоставленного заявителю для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:. Также просил обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К. - продлить на три года срок действия договора аренды земельного участка, площадью 554 кв. м, заключенного 17.12.2007 года между Департаментом и К. предоставленного для строительства здания социально-бытового значения, по адресу:.
Заявление мотивировал тем, что при отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка Департамент руководствовался п. 5 ст. 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154 (далее Правила), указав, что спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, и поэтому минимальная площадь застройки должна быть не менее 2 000 кв. м.
К. считает основания отказа незаконными, так как при предоставлении земельного участка были соблюдены требования законодательства и использовал он предоставленный земельный участок строго в соответствии с условиями договора аренды. Считает ссылку ответчика на Правила незаконной, и указывает, что оснований для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, не имеется, и поэтому отказ Департамента в продлении срока действия договора аренды земельного участка, нарушает его права.
Истец К. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Г., действовавшая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, суд рассмотрел дело в его отсутствие. Из отзыва на заявление следует, что Департамент не согласен с требованиями К., так как считает, что отказ в продлении срока действия договора аренды земельного участка, основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав заявителя, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд, рассмотрев дело, постановил вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент имущественных отношений.
В кассационной жалобе Департамент, в лице исполняющего обязанности директора на основании приказа N N от ДД.ММ.ГГГГ. - Т., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К. Считает, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, установив, что согласно градостроительному плану, утвержденному от 22.12.2009 года, спорный земельный участок расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, суд не учел, что в Правила 24.06.2010 года были внесены изменения, в соответствии с которыми спорный земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и максимальная площадь застройки должна быть не более 277 кв. м, тогда как согласно заявленной документации площадь проектируемого здания составляет 541,54 кв. м, а территория благоустройства составляет 1 568 кв. м, следовательно, предельные размеры и параметры земельного участка не соответствуют градостроительному регламенту зоны застройки многоэтажными жилыми домами.
Указывает, что суд не применил пункт 4 статьи 41 Правил землепользования и застройки города Тюмени, подлежащий применению, согласно которому, изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам. Однако заявителем этого сделано не было.
Указывает, что кроме этого, К. в нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации не приступил к строительству в период действия договора аренды земельного участка. Между тем, в соответствии со ст. 46 указанного кодекса Департамент имеет право не продлевать договор аренды, если будет установлено, что земельный участок, предоставленный под строительство, не используется по назначению в течение 3-х лет, таким образом, суд не применил закон, подлежащий применению.
Указывает, что суд неверно указал в решении о том, что заявителем все требования, указанные в Распоряжении Департамента от 11.12.2007 года N N, исполнены. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обращении заявителя в Администрацию города Тюмени для оформления разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, при разрешении спора суд не учел положения ст. 36 Жилищного законодательства Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу заявитель К. в лице представителя Г., действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела и допустил ошибку в применении норм материального права.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения N N от 11.12.2007 года было принято решение о предоставлении К. в аренду земельного участка для строительства здания социально-бытового значения в городе Тюмени, (л.д. 18).
В соответствии с вышеуказанным распоряжением между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и К. был заключен договор N N от 17.12.2007 года аренды земельного участка площадью 554 кв. м, расположенного по адресу:. Согласно пунктами 1.4., 7.2. Договора участок предоставлен под строительство здания социально-бытового значения и действует в период с 11.12.2007 года по 10.12.2010 года (л.д. 12 - 15).
Во исполнение пункта 3 распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области К. зарегистрировал договор аренды земельного участка в установленном законом порядке. Поскольку указанным распоряжением предусмотрена обязанность о переоформлении права на земельный участок по истечении срока, определенного распоряжением, поэтому К. обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о продлении срока действия договора аренды.
Однако, 02.11.2010 года К. получил отказ в продлении срока действия договора аренды от 17.12.2007 года N N земельного участка. Основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды земельного участка, Департамент указал на не соответствие объекта строительства пункту 6 статьи 55 Правил землепользования и застройки города Тюмени.
Разрешая возникший спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований К., суд первой инстанции мотивировал тем, что заявитель использует земельный участок в соответствии с требованиям законодательства и условиями Договора аренды, что земельный участок сформирован и предоставлен К. до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных 30.10.2008 года решением Тюменской городской Думы N 154. Суд первой инстанции пришел к выводу, что закона либо подзаконного нормативного акта, распространяющего действие Правил землепользования и застройки города Тюмени на отношения, возникающие до вступления в силу указанных Правил не существует. Поэтому суд пришел к выводу, что ссылка Департамента имущественных отношений Тюменской области на указанные Правила незаконна и не может быть основанием для отказа в продлении договора аренды сроком на три года.
Однако судебная коллегия считает, что вывод суда о том, что Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные 30.10.2008 года решением Тюменской городской Думы N 154, на возникшие правоотношения не распространяются, является ошибочным. Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 года за N 154 были приняты Правила землепользования и застройки города Тюмени.
Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) являются муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, Генеральным планом городского округа город Тюмень (далее - Генеральный план), а также иными документами, определяющими направления социально-экономического и градостроительного развития города Тюмени.
Действие Правил по отношению к ранее возникшим правоотношениям установлено ст. 41, пунктом 4 которой регламентировано, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Из решения Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008 г. не следует, что с введением в действие Правил землепользования и застройки г. Тюмени ранее предоставленные земельные участки подлежат изъятию, и что введение в действие указанных Правил является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды.
Из толкования указанной статьи следует, что изменение размеров земельных участков и параметров объектов капитального строительства, не соответствующих настоящим Правилам, может производиться только путем приведения их в соответствие с настоящими Правилами или путем уменьшения их несоответствия настоящим Правилам.
Таким образом, обстоятельствами имеющими значение для дела являются соответствие размера земельного участка и параметров объекта капитального строительства указанным выше Правилам, и существует ли необходимость приведения их в соответствие с Правилами.
Статьей 55 Правил, пункт 6 которой, по мнению Департамента имущественных отношений, является основанием для отказа в продлении срока действия договора аренды, установлены градостроительные регламенты и зона застройки многоэтажными жилыми домами. А поскольку К. земельный участок был предоставлен для строительства здания социально бытового значения, поэтому судебная коллегия приходит к выводу о том, что ссылка Департамента имущественных отношений Тюменской области на ст. 55 Правил является необоснованной.
Градостроительные регламенты и зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения регламентированы ст. 59 Правил.
Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2 выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения. Пункт 6 части 2 к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения относит, в том числе, и объекты социально-бытового назначения.
Статья 61 Правил устанавливает предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в общественно-деловых зонах ОД-1, ОД-2, ОД-3, из которых следует, что: - минимальная ширина земельного участка - 20 м; - минимальная площадь земельного участка - 400 м 2; - минимальный отступ от границы земельного участка (красной линии) - 3 м; максимальное количество этажей - 50; 5) максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%.
Поэтому при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить соответствие размера предоставленного К. земельного участка для строительства здания социально-бытового значения и параметров объекта капитального строительства Правилам землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных 30.10.2008 года решением Тюменской городской Думы N 154, и установить существует ли необходимость приведения их в соответствие с указанными Правилами.
Ссылка же в решении суда первой инстанции на ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения является необоснованной, поскольку К. оспаривается отказ в продлении срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного ему для строительства здания социально-бытового значения.
Судебная коллегия считает, что допущенные судом нарушения являются основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального и материального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции, а потому решение суда первой инстанции следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, и рассмотреть дело в строгом соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)