Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2627

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-2627


Судья Трушкова О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи
Погудиной Т.С.
судей
Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
с участием прокурора
Шибановой Н.Е.,
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кикнурского района Кировской области на решение Санчурского районного суда Кировской области от 30 мая 2012 года по иску и.о. прокурора Кикнурского района Кировской области в защиту жилищных прав и интересов Н. к администрации Кикнурского муниципального района Кировской области о предоставлении жилого помещения, которым постановлено:
Исковые требования и.о. прокурора Кикнурского района Кировской области удовлетворить.
Обязать администрацию Кикнурского муниципального района Кировской области за счет средств бюджета Кировской области предоставить Н., года рождения, уроженцу п. Кикнур Кировской области, по договору социального найма благоустроенное применительно к Кикнурскому району Кировской области жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм - не менее 18 кв. метров.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора Кикнурского района обратился в суд с иском в защиту жилищных прав и интересов Н. к администрации Кикнурского муниципального района Кировской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Кикнурского района проведена проверка в ходе которой, выявлен Н., являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющий пригодного для проживания закрепленного жилого помещения. Согласно справке от 23.06.2005 Н. воспитывался в государственных детских учреждениях, находился на полном государственном обеспечении. Постановлением администрации Кикнурского городского поселения от 24.12.2010 N 58 Н. был поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В настоящий момент он зарегистрирован и проживает по адресу:, своего собственного жилья в п. Кикнур и Кикнурском районе не имеет. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ администрацией Кикнурского муниципального района не исполняется возложенная на нее обязанность по предоставлению жилого помещения Н. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Н. имеет право на получение по договору социального найма за счет средств бюджета области благоустроенного жилого помещения в Кикнурском районе Кировской области общей площадью не ниже установленных социальных норм и обязанность по обеспечению его жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления муниципального района. Просил обязать администрацию Кикнурского муниципального района Кировской области за счет средств бюджета Кировской области предоставить Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласилась Администрация Кикнурского района Кировской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала, что администрация Кикнурского района Кировской области не отказывается от своих обязательств по предоставлению Н. жилого помещения, в 2012 году путем приобретения данного имущества за счет субвенций из областного бюджета. В бюджете Кикнурского района на 2012 год заложена сумма в размере тыс. руб. на приобретение жилого помещения Н. С начала 2012 года проводится работа по подысканию жилого помещения, от одного жилого помещения Н. отказался. Н. обеспечен жильем администрацией Кикнурского городского поселения, с ним заключен договор социального найма. Обстоятельств для расторжения договора социального найма с Н. не возникало.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "К" ст. 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Из вышесказанного следует, что порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, определяется законодательством субъекта РФ и относится к расходным обязательствам субъекта РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона Кировской области от 28.09.2006 N 40-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим Законом.
В абз. 6 ст. 8 БК РФ определено, что к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе и определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм следует, что субъекты РФ вправе устанавливать порядок и размеры расходов бюджетов на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Размер финансирования субвенций устанавливается при подготовке проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год.
На сегодняшний день в Кировской области существует порядок по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В целях реализации выше названного Закона Кировской области Постановлением Правительства Кировской области от 18.12.06 N 77/297 утвержден порядок формирования и ведения регистра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений.
Судом установлено, что Н. относится к категории детей, оставшимся без попечения родителей. В настоящий момент признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Следовательно, суд верно определил, что Н. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по месту жительства.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов
Постановлением главы администрации Кикнурского района от 23.11.2005 года N 146 в муниципальном образовании Кикнурский район установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 18 кв. метров (материалы судебного разбирательства).
К благоустроенным жилым помещениям по Кикнурскому городскому поселению относят дома блокированной застройки с холодным водоснабжением, (выгребными ямами), газоснабжением (баллонный газ), электроснабжением, с печным отоплением (материалы судебного разбирательства).
При наличии права Н. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, наличии установленного законодательством субъекта РФ порядка предоставления указанных социальных гарантий, учитывая интересы третьих лиц, имеющих право на аналогичную меру социальной поддержки, суд верно пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на Администрацию Кикнурского района Кировской области предоставить по договору социального найма жилое помещение соответствующее санитарным и техническим требованиям по норме предоставления, то есть не менее 18 кв. м общей площади, применительно к Кикнурскому району жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм.
Доводы жалобы о том, что Н. обеспечен жилым помещением по договору социального найма коллегия не принимает, поскольку установлено, что по данному адресу после возвращения в район Н. проживал вместе с бабушкой ФИО по адресу: Кировская область. После смерти ФИО администрацией городского поселения с ним был заключен договор социального найма жилого помещения N. на эту квартиру. Но право пользования этим жилым помещением закреплено за сестрой Н., поэтому он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору предоставление жилого помещения.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства постановил отвечающее нормам материального права решение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия

определила:

Решение Санчурского районного суда Кировской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Кикнурского района Кировской области без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)