Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Соловей А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.
судей Ждановой Е.А., Аносовой Е.Н.
при секретаре К.
с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 29 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Р.Г.Е., апелляционному представлению прокурора Слободской межрайонной прокуратуры на решение Слободского районного суда Кировской области от 26 июня 2012 года, которым постановлено:
отказать Слободскому межрайонному прокурору в интересах Р.Г.Е. в иске к администрации г. Слободского о признании Р.Г.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны и в постановке его на учет в льготной очереди на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд в интересах участника Великой Отечественной войны Р.Г.Е. с иском к администрации г. Слободского о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на получение жилья по договору социального найма. Указал, что Р.Г.Е. проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме общей площадью кв. м по адресу:. Вместе с ним зарегистрирован его внук ФИО14, который фактически проживает с семьей по другому адресу. Дом, в котором живет истец, является неблагоустроенным, в нем отсутствует централизованное отопление, горячее водоснабжение, канализация местная - выгребная яма. В таких условиях с учетом возраста и состояния здоровья при отсутствии постороннего ухода Р.Г.Е. нуждается в улучшении жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Однако, в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления отказано. С данным отказом истец не согласен, полагая, что основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий имеются. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать администрацию г. Слободского поставить Р.Г.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
С решением суда не согласились прокурор Слободской межрайонной прокуратуры и истец Р.Г.Е., в апелляционных представлении и жалобе просят его отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска. Несмотря на выводы межведомственной комиссии от, полагают, что истец живет в доме, не пригодном для проживания, так как в нем отсутствуют централизованное отопление, горячее водоснабжение, канализация. Вместе с тем, распоряжением администрации г. Слободского от 11.09.2007 N 1672 утверждена средняя степень благоустройства жилых помещений на территории г. Слободского: жилое помещение, оборудованное одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), центральным отоплением, газом. При таких обстоятельствах имеются основания для постановки Р.Г.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В возражениях на жалобу представитель администрации г. Слободского И. просил оставить решение без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Изучив доводы апелляционных представления и жалобы, заслушав в судебном заседании истца Р.Г.Е., его представителя В., прокурора Новикову И.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Р.Г.Е. обратился в администрацию г. Слободского с заявлением о постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении как участника, инвалида Великой Отечественной войны, указав, что зарегистрирован и проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме общей площадью кв. м. Сообщил, что с ним зарегистрирован и проживает в качестве члена его семьи внук ФИО14 администрацией г. Слободского Р.Г.Е. отказано в постановке на учет со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий органа местного самоуправления, отсутствии оснований для постановки Р.Г.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Реализация мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" осуществляется в пределах субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета. Согласно ст. 3 Закона Кировской области от 01.08.2006 N 32-ЗО "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" предоставление участникам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата) или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
В силу ст. ст. 3, 5 Закона Кировской области от 04.05.2007 N 104-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) и пропавших без вести участников боевых действий; проживающим на территории области и признанным нуждающимися в жилых помещениях. На основании ст. 5 Закона в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении. Распоряжением главы администрации г. Слободского от 28.06.2005 N 1093 установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Слободском в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В ст. 6 Закона указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в ст. 51 ЖК РФ и относящиеся к категориям, установленным ст. 3 настоящего Закона (далее - нуждающиеся в жилых помещениях). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании Закона N 104-ЗО, осуществляется в порядке, установленном Законом Кировской области от 02.08.2005 N 349-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области".
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В исковом заявлении, в апелляционных жалобе и представлении приводятся доводы о том, что Р.Г.Е. должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тому основанию, что он живет в доме, не пригодном для проживания, при отсутствии центрального отопления, водоснабжения, канализации.
По п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ возможно признать гражданина нуждающимся в жилом помещении, если он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания определены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенных к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Как видно из материалов дела, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации г. Слободского от N N, по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу:, пришла к заключению о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания. Аналогичное заключение сделано межведомственной комиссией, обследовавшей дом Р.Г.Е. в связи с рассмотрением судом его иска.
При таком положении оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.
Доводы прокурора и истца об отсутствии в доме, где проживает Р.Г.Е. централизованного отопления, горячего водоснабжения, канализации, не имеют правового значения для рассматриваемого спора, поскольку согласно п. 12 вышеуказанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в 1- и 2-этажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Пунктом 41 Положения предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в 1- и 2-этажном жилом доме.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В своем заявлении от Р.Г.Е. указал в качестве зарегистрированного и проживающего вместе с ним члена его семьи - внука ФИО14. В дело представлены документы о том, что ФИО14 на праве собственности принадлежит 1/4 доля жилого помещения по адресу:, общей площадью кв. м. Исходя из суммарной площади доли данного жилого помещения и жилого дома, принадлежащего истцу, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи Р.Г.Е. составляет более 9 кв. м (учетной нормы).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение об отказе в удовлетворении иска, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Слободского районного суда Кировской области от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Г.И. и апелляционное представление прокурора Слободской межрайонной прокуратуры - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2815
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу N 33-2815
Судья Соловей А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.
судей Ждановой Е.А., Аносовой Е.Н.
при секретаре К.
с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 29 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Р.Г.Е., апелляционному представлению прокурора Слободской межрайонной прокуратуры на решение Слободского районного суда Кировской области от 26 июня 2012 года, которым постановлено:
отказать Слободскому межрайонному прокурору в интересах Р.Г.Е. в иске к администрации г. Слободского о признании Р.Г.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны и в постановке его на учет в льготной очереди на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
установила:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд в интересах участника Великой Отечественной войны Р.Г.Е. с иском к администрации г. Слободского о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на получение жилья по договору социального найма. Указал, что Р.Г.Е. проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме общей площадью кв. м по адресу:. Вместе с ним зарегистрирован его внук ФИО14, который фактически проживает с семьей по другому адресу. Дом, в котором живет истец, является неблагоустроенным, в нем отсутствует централизованное отопление, горячее водоснабжение, канализация местная - выгребная яма. В таких условиях с учетом возраста и состояния здоровья при отсутствии постороннего ухода Р.Г.Е. нуждается в улучшении жилищных условий, как участник Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Однако, в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления отказано. С данным отказом истец не согласен, полагая, что основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий имеются. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать администрацию г. Слободского поставить Р.Г.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
С решением суда не согласились прокурор Слободской межрайонной прокуратуры и истец Р.Г.Е., в апелляционных представлении и жалобе просят его отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска. Несмотря на выводы межведомственной комиссии от, полагают, что истец живет в доме, не пригодном для проживания, так как в нем отсутствуют централизованное отопление, горячее водоснабжение, канализация. Вместе с тем, распоряжением администрации г. Слободского от 11.09.2007 N 1672 утверждена средняя степень благоустройства жилых помещений на территории г. Слободского: жилое помещение, оборудованное одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), центральным отоплением, газом. При таких обстоятельствах имеются основания для постановки Р.Г.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В возражениях на жалобу представитель администрации г. Слободского И. просил оставить решение без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Изучив доводы апелляционных представления и жалобы, заслушав в судебном заседании истца Р.Г.Е., его представителя В., прокурора Новикову И.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Р.Г.Е. обратился в администрацию г. Слободского с заявлением о постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении как участника, инвалида Великой Отечественной войны, указав, что зарегистрирован и проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме общей площадью кв. м. Сообщил, что с ним зарегистрирован и проживает в качестве члена его семьи внук ФИО14 администрацией г. Слободского Р.Г.Е. отказано в постановке на учет со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности действий органа местного самоуправления, отсутствии оснований для постановки Р.Г.Е. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Реализация мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" осуществляется в пределах субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета. Согласно ст. 3 Закона Кировской области от 01.08.2006 N 32-ЗО "О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета" предоставление участникам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата) или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
В силу ст. ст. 3, 5 Закона Кировской области от 04.05.2007 N 104-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) и пропавших без вести участников боевых действий; проживающим на территории области и признанным нуждающимися в жилых помещениях. На основании ст. 5 Закона в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении. Распоряжением главы администрации г. Слободского от 28.06.2005 N 1093 установлена учетная норма площади жилого помещения в г. Слободском в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В ст. 6 Закона указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в ст. 51 ЖК РФ и относящиеся к категориям, установленным ст. 3 настоящего Закона (далее - нуждающиеся в жилых помещениях). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании Закона N 104-ЗО, осуществляется в порядке, установленном Законом Кировской области от 02.08.2005 N 349-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области".
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с п. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В исковом заявлении, в апелляционных жалобе и представлении приводятся доводы о том, что Р.Г.Е. должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тому основанию, что он живет в доме, не пригодном для проживания, при отсутствии центрального отопления, водоснабжения, канализации.
По п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ возможно признать гражданина нуждающимся в жилом помещении, если он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания определены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенных к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Как видно из материалов дела, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации г. Слободского от N N, по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу:, пришла к заключению о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания. Аналогичное заключение сделано межведомственной комиссией, обследовавшей дом Р.Г.Е. в связи с рассмотрением судом его иска.
При таком положении оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.
Доводы прокурора и истца об отсутствии в доме, где проживает Р.Г.Е. централизованного отопления, горячего водоснабжения, канализации, не имеют правового значения для рассматриваемого спора, поскольку согласно п. 12 вышеуказанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в 1- и 2-этажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Пунктом 41 Положения предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в 1- и 2-этажном жилом доме.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В своем заявлении от Р.Г.Е. указал в качестве зарегистрированного и проживающего вместе с ним члена его семьи - внука ФИО14. В дело представлены документы о том, что ФИО14 на праве собственности принадлежит 1/4 доля жилого помещения по адресу:, общей площадью кв. м. Исходя из суммарной площади доли данного жилого помещения и жилого дома, принадлежащего истцу, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи Р.Г.Е. составляет более 9 кв. м (учетной нормы).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение об отказе в удовлетворении иска, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Слободского районного суда Кировской области от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Г.И. и апелляционное представление прокурора Слободской межрайонной прокуратуры - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)