Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.07.2012 ПО ДЕЛУ N 11-12976/12

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2012 г. по делу N 11-12976/12


Судья Смолина Ю.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Зенкиной В.Л.,
судей Снегиревой Е.Н., Анашкина А.А.,
при секретаре В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Ш.А.А., Ш.А.А., действующего также в интересах И.А., А.А., действующего также в интересах А.А. на решение Таганского районного суда города Москвы от 20 марта 2012 года,
установила:

Ш.А.А., Ш.А.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего И.А., Ш.А.А., действующий также в интересах своего несовершеннолетнего сына А.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Префекта ЦАО г. Москвы, указывая, что они являются нанимателями двух комнат в квартире, расположенной по адресу: .......... В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то обстоятельство, что........ года Правительством Москвы было издано Распоряжение N........... "О признании аварийным жилого дома по адресу: ......... На основании вышеуказанного распоряжения Правительства Москвы....... года Префектом ЦАО г. Москвы было принято распоряжение N....... "Об освобождении аварийного дома по адресу: ......... и отселении собственников, нанимателей жилых помещений". Указанное распоряжение Префектуры ЦАО, по мнению заявителей, противоречит нормам действующего законодательства, в частности ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, ст. ст. 2, 14 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве" от...... года N......., в соответствии с которыми при проведении капитального ремонта или реконструкции дома наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения ремонта или реконструкции другое жилое помещение маневренного фонда без расторжения договора найма. Однако в настоящее время, реализуя оспариваемое распоряжение, Префектура ЦАО отказывается предоставить заявителям жилое помещение маневренного фонда и предпринимает попытки к выселению заявителей в судебном порядке, чем грубо нарушает закон и игнорирует судебную практику.
На основании изложенного, заявители просили признать распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы N...... от.............. года "Об освобождении аварийного дома по адресу: ....... и отселении собственников, нанимателей жилых помещений" недействительным.
В суд первой инстанции заявители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - Префект ЦАО г. Москвы в суд первой инстанции не явился, его представитель - К. просила суд в удовлетворении заявления отказать, полагая оспариваемое распоряжение законным и обоснованным.
Суд постановил: В удовлетворении заявления Ш.А.А., Ш.А.А., действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего И.А., Ш.А.А., действующего в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего А.А., об оспаривании распоряжения Префекта Центрального административного округа г. Москвы отказать.
Постановив указанное решение, суд исходил из того, что распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от...... года N..... вынесено в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и в рамках предоставленных полномочий, прав и законных интересов заявителей не нарушает.
Ш.А.А., Ш.А.А., действующий также в интересах И.А., Ш.А.А., действующий также в интересах А.А. просят об отмене указанного решения по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" освобождение жилых помещений (жилых домов) - это юридическая и фактическая передача жилого помещения (жилого дома), свободного от любых обременений и прав третьих лиц, городу Москве или уполномоченному им лицу. Освобождение жилых помещений (жилых домов) производится, в частности, при переселении граждан из жилых помещений (жилых домов) в другие жилые помещения в порядке, установленном настоящим Законом (ч. 1 ст. 1 Закона).
Переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых в порядке, установленном настоящим Законом (ч. 2 ст. 1 Закона).
Освобождение жилых помещений (жилых домов) и переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производятся по основаниям, указанным в федеральном законодательстве и настоящем Законе (ч. 4 ст. 1 Закона).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" граждане при переселении из жилых помещений (жилых домов), а также их освобождении имеют право в установленном порядке на:
1) предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность;
2) предоставление собственникам равноценного возмещения (компенсации) по их выбору в денежной либо натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения;
3) выкуп у собственников жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка;
4) предоставление жилого помещения по договору найма жилого помещения маневренного фонда на срок проведения капитального ремонта либо реконструкции жилого дома или в иных случаях, установленных законом города Москвы.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:
1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
Согласно ст. 5 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).
В Решении указываются:
1) основания освобождения или изъятия жилых домов;
2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;
3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;
4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);
5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;
6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).
Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений, безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность гражданам, состоящим на жилищном учете, о возмещении (компенсации) либо о выкупной цене жилого помещения (жилого дома) с собственниками, освобождающими жилые помещения (жилые дома).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Ш.А.А., его А.А. и А.А., А.А. и И.А. на основании договора социального найма жилого помещения N....... от.......... года занимают две комнаты, общей площадью жилого помещения........ кв. м, в трехкомнатной коммунальной квартире, площадью жилого помещения....... кв. м, расположенной по адресу: ............ Все указанные лица зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу.
Распоряжением Правительства Москвы от.......... года N....... "О признании аварийным жилого дома по адресу:......... (ЦАО г. Москвы)" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от........ года N.........) жилой дом по адресу: ......... был признан аварийным с дальнейшей реконструкцией под жилые цели. Этим же распоряжением было установлено, что........... подлежит реконструкции под жилые цели за счет средств инвестора, определяемого на конкурсной основе.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Правительства Москвы от........... года N....... и постановления Правительства Москвы от........ года N........ "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от...... года N......", в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" Префектом ЦАО г. Москвы было издано распоряжение от........ года N...... "Об освобождении аварийного дома по адресу:........... и отселении собственников, нанимателей жилых помещений", в соответствии с которым Управлению ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО было поручено осуществить в 2010 - 2011 годах предоставление жилой площади и оформление ее в установленном порядке собственникам, нанимателям жилых помещений дома по адресу....... Этим же распоряжением Управе Красносельского района было поручено: создать рабочую группу управы Красносельского района из представителей ГУ ИС Красносельского района, подразделений управы района, Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Центральном административном округе и других служб по решению всех вопросов, связанных с освобождением аварийного дома (п. 2.1. распоряжения); обеспечить до...... года переселение жителей из дома..., строение... по...... на жилую площадь, предоставленную Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Центральном административном округе (п. 2.2. распоряжения).
Заявители в обоснование заявленных требований ссылаются на то обстоятельство, что оспариваемое распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы противоречит положениям ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, ст. ст. 2, 14 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве".
Исходя из положений вышеуказанных норм закона, заявители полагали, что на время проведения реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: ..............., им должно быть предоставлено жилое помещение маневренного фонда без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. Оспариваемое распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы возможность такого предоставления не предусматривает, поскольку в соответствии с ним занимаемое ими жилое помещение подлежит освобождению с предоставлением другого жилого помещения, взамен изымаемого с заключением нового договора социального найма.
Указанные доводы заявителей обоснованно отклонены судом, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что постановлением Правительства Москвы от....... года N......... в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения были включены "Доходные дома купца Ф.И. Афремова, нач. XX века", расположенные по адресу: ............
Распоряжением Правительства Москвы от....... года N....... в целях приведения правового акта города Москвы в соответствие законодательством были внесены изменения в распоряжение Правительства Москвы от......... г. N........ "О признании аварийным жилого дома по адресу: .......... (Центральный административный округ города Москвы)".
Так, на момент вынесения судом решения Распоряжением Правительства Москвы от........ года N.......... "О признании аварийным жилого дома по адресу: ул.......... (ЦАО г. Москвы)" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Москвы от 02.02.2012 года N 33-РП) жилой дом, где проживают заявители, признан аварийным. Пункт 2 данного распоряжения, которым ранее (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 18.05.2007 года N 958-РП) было установлено, что дом подлежит реконструкции под жилые цели за счет средств инвестора, определяемого на конкурсной основе, утратил силу. Согласно п. 3.1 распоряжения (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 02.02.12 года N 33-РП) Префектуре ЦАО г. Москвы совместно с ДЖП и ЖФ г. Москвы поручено произвести в...... годах в установленном порядке отселение нанимателей и собственников жилых помещений.
Указанное распоряжение Правительства Москвы от 19 августа 2005 года N 1599-РП в силу ст. 4 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве" является основанием для освобождения жилого дома, расположенного по адресу: ул. <...>, д. <...>, стр. <...>, в связи с признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным).
Таким образом, положения ч. 1 ст. 88 ЖК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 14 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве" о праве нанимателей на переселение в другое жилое помещение на время проведения капитального ремонта или реконструкции без расторжения договора социального найма жилого помещения на заявителей не распространяются, поскольку в настоящее время дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, реконструкции под жилые цели не подлежит.
Исходя из этого, на основании п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 13 Закона г. Москвы "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве" заявители, являясь нанимателями жилого помещения, имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями вышеуказанного закона было издано оспариваемое распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от 15 декабря 2010 года N 4227-р, которым Управлению ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО было поручено осуществить в 2010 - 2011 годах предоставление жилой площади и оформление ее в установленном порядке нанимателям жилых помещений дома по адресу..........., а Управе Красносельского района - создать рабочую группу, в том числе из представителей Управления ДЖП и ЖФ г. Москвы в ЦАО и других служб по решению всех вопросов, связанных с освобождением аварийного дома.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от....... года N....... вынесено в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в рамках предоставленных полномочий, прав и законных интересов заявителей не нарушает, и правомерно отказал в удовлетворении заявления в полном объеме.
Судебная коллегия, в полной мере соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявители не были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на материалах дела и требованиях процессуального законодательства. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Иные доводы апелляционной жалобы приводились заявителями в обоснование своих требований и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Таганского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)