Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Жданов А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Паршиной Т.В.,
судей: Лазорина Б.П., Щербакова М.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербакова М.В. дело по
кассационной жалобе К.
с участием представителей истца на основании ордера адвоката Шарыгиной С.И. и на основании доверенности И.
на решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 05 июля 2010 года по делу по иску К. к Администрации Кулебакского района о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем и обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилья,
установила:
К. обратился с иском, в котором указывает, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 1 гр. по общему заболеванию, инвалидом по зрению. Проживал в доме, который принадлежал ему на праве личной собственности. В доме отсутствовало водоснабжение, дом не был оборудован санузлом и ванной комнатой. Жилое помещение его дома не соответствовало требованиям, установленным для жилых помещений.
Учитывая, что он не в состоянии был один проживать в доме, 16.07.2009 года он свой дом продал. После продажи дома стал проживать в квартире своей дочери И. по адресу.
Указывает, что в связи с изменением законодательства в декабре 2009 года он как участник ВОВ получил право встать на учет нуждающихся в обеспечении жильем, 23.12.2009 года К. обратился в администрацию Кулебакского района с заявлением о постановке его на учет в обеспечении жильем. В феврале 2010 года в его адрес поступило письмо, из которого следует, что его заявление было рассмотрено на жилищной комиссии при администрации Кулебакского района 29.12.2009 года. Из текста письма следовало, что ему отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ и п. 3.5 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", а именно, в связи с тем, что 16.07.2009 года им была совершена сделка по продаже жилого дома, собственником которого он являлся.
К. считает отказ администрации Кулебакского района незаконным в соответствии со ст. 15 п. 1 п. п. 3 ФЗ "О ветеранах", где указывается, что участникам ВОВ из числа лиц, указанных в п. п. "а", "ж", "и" п. п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ определены последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий. Данная норма закона не применима в случае с истцом, так как по состоянию на 16.07.2009 года на него как на участника ВОВ, не распространялись положения ст. 15 п. п. 3 п. 1 ФЗ закона "О ветеранах". Данная норма была принята лишь 21.12.2009 года, следовательно, истец не мог намеренно ухудшить свои жилищные условия. Кроме того, дом, который имелся в собственности истца, не отвечал санитарным и техническим требованиям.
Просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Кулебакского района от 29.12.2009 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья и обязать администрацию Кулебакского района поставить его на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья с 23.12.2009 года.
Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 05 июля 2010 года в удовлетворении исковых требований К. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе К. просит отменить решение суда, как незаконное и принять по делу новое решение, удовлетворив его требования в полном объеме, ссылаясь на то, что судом не правильно были применены нормы материального права.
В возражениях на кассационную жалобу администрация Кулебакского района Нижегородской области просила оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в т.ч. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Указанная редакция вступила в силу с 03.01.2010 г.
ФЗ от 06.05.2010 N 79-ФЗ данная норма была дополнена в следующей части: "при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения".
В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 03.01.2010 г.) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в т.ч. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанные нормы регулируют правоотношения связанные именно с предоставлением жилых помещений лицам, состоявшим на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не правоотношения связанные с постановкой лиц на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правоотношения, связанные с постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируется нормами ЖК РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По делу установлено, что истец является участников Великой Отечественной войны.
23.12.2009 г. истец обратился с заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии при администрации Кулебакского района от 29.12.2009 г. истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он ухудшил свои жилищные условия, совершив сделку по продажи принадлежащего ему жилого дома по адресу:.
Согласно договора купли - продажи от 16.07.2009 г. истец продал принадлежащий ему жилой дом по адресу: за рублей. После этого переехал на постоянное место жительство к своей дочери по адресу: и только потом 23.12.2009 г. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Как установлено было в судебном заседании дом, принадлежащий истцу на праве собственности, был пригодным для проживания и отвечал требованиям предъявляемым к жилым помещениям.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что в связи с ухудшением своих жилищных условий (продажей 16.07.2009 г. принадлежащего ему жилого дома), в соответствии с действующим законодательством, у истца отсутствовали основания для принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Довод жалобы о том, что истец не мог намеренно ухудшить свои жилищные условия, продав свой дом 16.07.2009 г., поскольку право быть обеспеченным жилым помещением у него появилось уже после продажи дома, а именно со вступлением в силу ФЗ от 21.12.2009 N 327-ФЗ, которым были внесены изменения в ФЗ "О ветеранах", не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, состоявшееся по делу решение суда является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с установленными по делу обстоятельствами. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 05 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.08.2010 ПО ДЕЛУ N 33-7349/2010
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2010 г. по делу N 33-7349/2010
Судья Жданов А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Паршиной Т.В.,
судей: Лазорина Б.П., Щербакова М.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербакова М.В. дело по
кассационной жалобе К.
с участием представителей истца на основании ордера адвоката Шарыгиной С.И. и на основании доверенности И.
на решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 05 июля 2010 года по делу по иску К. к Администрации Кулебакского района о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем и обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилья,
установила:
К. обратился с иском, в котором указывает, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 1 гр. по общему заболеванию, инвалидом по зрению. Проживал в доме, который принадлежал ему на праве личной собственности. В доме отсутствовало водоснабжение, дом не был оборудован санузлом и ванной комнатой. Жилое помещение его дома не соответствовало требованиям, установленным для жилых помещений.
Учитывая, что он не в состоянии был один проживать в доме, 16.07.2009 года он свой дом продал. После продажи дома стал проживать в квартире своей дочери И. по адресу.
Указывает, что в связи с изменением законодательства в декабре 2009 года он как участник ВОВ получил право встать на учет нуждающихся в обеспечении жильем, 23.12.2009 года К. обратился в администрацию Кулебакского района с заявлением о постановке его на учет в обеспечении жильем. В феврале 2010 года в его адрес поступило письмо, из которого следует, что его заявление было рассмотрено на жилищной комиссии при администрации Кулебакского района 29.12.2009 года. Из текста письма следовало, что ему отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ и п. 3.5 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", а именно, в связи с тем, что 16.07.2009 года им была совершена сделка по продаже жилого дома, собственником которого он являлся.
К. считает отказ администрации Кулебакского района незаконным в соответствии со ст. 15 п. 1 п. п. 3 ФЗ "О ветеранах", где указывается, что участникам ВОВ из числа лиц, указанных в п. п. "а", "ж", "и" п. п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ определены последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий. Данная норма закона не применима в случае с истцом, так как по состоянию на 16.07.2009 года на него как на участника ВОВ, не распространялись положения ст. 15 п. п. 3 п. 1 ФЗ закона "О ветеранах". Данная норма была принята лишь 21.12.2009 года, следовательно, истец не мог намеренно ухудшить свои жилищные условия. Кроме того, дом, который имелся в собственности истца, не отвечал санитарным и техническим требованиям.
Просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Кулебакского района от 29.12.2009 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья и обязать администрацию Кулебакского района поставить его на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья с 23.12.2009 года.
Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 05 июля 2010 года в удовлетворении исковых требований К. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе К. просит отменить решение суда, как незаконное и принять по делу новое решение, удовлетворив его требования в полном объеме, ссылаясь на то, что судом не правильно были применены нормы материального права.
В возражениях на кассационную жалобу администрация Кулебакского района Нижегородской области просила оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в т.ч. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Указанная редакция вступила в силу с 03.01.2010 г.
ФЗ от 06.05.2010 N 79-ФЗ данная норма была дополнена в следующей части: "при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения".
В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 03.01.2010 г.) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в т.ч. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанные нормы регулируют правоотношения связанные именно с предоставлением жилых помещений лицам, состоявшим на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не правоотношения связанные с постановкой лиц на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правоотношения, связанные с постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируется нормами ЖК РФ.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По делу установлено, что истец является участников Великой Отечественной войны.
23.12.2009 г. истец обратился с заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии при администрации Кулебакского района от 29.12.2009 г. истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он ухудшил свои жилищные условия, совершив сделку по продажи принадлежащего ему жилого дома по адресу:.
Согласно договора купли - продажи от 16.07.2009 г. истец продал принадлежащий ему жилой дом по адресу: за рублей. После этого переехал на постоянное место жительство к своей дочери по адресу: и только потом 23.12.2009 г. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Как установлено было в судебном заседании дом, принадлежащий истцу на праве собственности, был пригодным для проживания и отвечал требованиям предъявляемым к жилым помещениям.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что в связи с ухудшением своих жилищных условий (продажей 16.07.2009 г. принадлежащего ему жилого дома), в соответствии с действующим законодательством, у истца отсутствовали основания для принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Довод жалобы о том, что истец не мог намеренно ухудшить свои жилищные условия, продав свой дом 16.07.2009 г., поскольку право быть обеспеченным жилым помещением у него появилось уже после продажи дома, а именно со вступлением в силу ФЗ от 21.12.2009 N 327-ФЗ, которым были внесены изменения в ФЗ "О ветеранах", не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, состоявшееся по делу решение суда является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с установленными по делу обстоятельствами. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 05 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)