Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2012 N 33-3723/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. N 33-3723/2012


Судья Брежнева И.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Герман М.В.
при секретаре Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2012 года,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителя администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение - В., поддержавшей доводы жалобы, возражения Л.Т.,
определила:

Л.Т. обратилась в Приозерский городской суд с иском о признании незаконными: мотивировочной части и п. 2 резолютивной части постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район от 14.10.2011 г. N, постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район от 28.03.2012 г. N.
В обоснование требований указала, что постановлением от 10.08.2009 г. она с 2 дочерьми была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением от 14.10.2011 г. она снята с учета, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Постановлением от 28.03.2012 г. отменено как незаконное, постановление от 10.08.2009 г. Постановления в нарушение требований ст. 56 ЖК РФ изданы по истечении 30 дней с выявления соответствующих обстоятельств, лишили ее права на получение дополнительной освободившейся комнаты в коммунальной квартире, исключили возможность ее участия в Федеральной целевой программе по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Были нарушены права ее дочерей, которые не должны нести ответственность за действия своего отца и брата, вне зависимости от степени правомерности их действий, в отношении принадлежавшей им квартиры во Псковской области.
В суде истец заявленные требования поддержала по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
31 мая 2012 г. Приозерским городским судом постановлено решение, которым исковые требования Л.Т. удовлетворены в полном объеме.
Администрация муниципального образования Сосновское сельское поселение не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подала на него жалобу, в которой просит решение отменить, в обоснование требований указав на то, что Л.Т. неправомерно была поставлена на учет и у нее отсутствовали правовые основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью жилыми помещениями по нормам. Установленный ст. 56 ЖК РФ тридцатидневный срок не является пресекательным.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит основания для отмены решения суда, с необходимостью принятия по делу нового решения.
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 10.08.2009 г. Л.Т. составом семьи 3 человека (она и 2 дочери 2009 г.р.: Л.А. и Л.К.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как не являются нанимателями, ни членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственниками или членами семьи собственника жилого помещения.
При этом указанным постановлением из заявленного состава семьи Л.Т. исключены: супруг - Л.А.В., сын - Л.В. и сын Л.А.А., которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В то же время заявлением Л.Т. от 09.07.2009 г. подтверждается, что последняя обращалась с просьбой о принятии ее на учет с семьей из 6 человек: муж, 2 сыновей и 2 дочерей, с приложением к заявлению, в том числе свидетельств о государственной регистрации права собственности от 06.07.2007 г., на квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности ее супругу и 2 сыновьям.
Договором социального найма от 21.11.2005 г. подтверждается предоставление Л.Т. жилой комнаты в общежитии общей площадью 27,1 кв. м, в том числе жилой 10 кв. м, по адресу: <адрес>
Согласно справке формы N 9, в ком. N общежития по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: Л.Т. - с 1995 г., Л.А.В., Л.В., Л.А.А. - с 2007 г., Л.А. и Л.К. с 2009 г.
Договором купли-продажи квартиры от 11.01.2007 г. и свидетельствами о государственной регистрации прав от 06.2-02.2007 г. (запись в ЕГРП от 06.02.2007 г.) подтверждается право общей долевой собственности (по 1/3 доле в праве) Л.А.В., Л.В., Л.А.А. на жилое помещение: двухкомнатную квартиру общей площадью 44.9 кв. м по адресу: <адрес>.
По договору купли-продажи от 27.10.2010 г. Л.А.В. (действующий в том числе как законный представитель Л.А.А.) и Л.В., принадлежащую им квартиру по адресу: <адрес>, продали (государственная регистрация перехода права собственности - 24.11.2010 г.).
Постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 02.03.2010 г. Л.Т. составом семьи из 6 человек предоставлены комнаты N, N, а 27.05.2011 г. с Л.Т. (состав семьи 6 человек) заключен договор социального найма жилого помещения, состоящего из 2 комнат площадью 23,8 кв. м и части площади мест общего пользования, приходящейся на указанные комнаты в размере 23,8 кв. м.
Решением Совета депутатов муниципального образования Сосновское сельское поселение от 15.03.2006 г. утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 кв. м.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 14.10.2011 г. (на основании результатов проверки учетного дела и решения общественной жилищной комиссии от 14.10.2011 г.), на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, Л.Т. составом семьи 3 человека (она, 2 дочерей) снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Постановление содержит указание на то, что решение о признании Л.Т. нуждающейся в жилых помещениях было принято без учета норм ст. ст. 34, 35 Семейного кодекса РФ, ст. 256 ГК РФ и наличия у семьи Л.Т. жилого помещения по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 28.03.2012 г., постановление администрации от 10.08.2009 г. N отменено как незаконное, противоречащее ст. 51 ЖК РФ. Постановление содержит указание на то, что постановление от 10.08.2009 г. N было принято без учета наличия у семьи Л.Т. жилого помещения по адресу: <адрес>, и того, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено Л.Т. на условиях договора социального найма.
Материалами дела подтверждается, что на момент издания Постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 10.08.2009 г. семья Л.Т. состояла из 6 человек: Л.Т., Л.А.В., Л.В., Л.А., Л.А.А. и Л.К., которые проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, занимаемом на условиях договора социального найма от 21.11.2005 г. и состоящем из жилой комнаты общей площадью 27,1 кв. м, в том числе жилой 10 кв. м.
При этом в указанный период в собственности членов семьи Л.Т. - Л.А.В., Л.В. и Л.А.А., на основании договора купли-продажи от 11.01.2007 г. находилось жилое помещение: двухкомнатная квартира общей площадью 44,9 кв. м по адресу: <адрес>.
Таким образом, совокупностью доказательств по делу подтверждается, что на момент издания Постановления администрации N от 10.08.2009 г., семья Л.Т. состояла из 6 человек, являлась нанимателями жилого помещения по договору социального найма общей площадью 27,1 кв. м и собственниками жилого помещения общей площадью 44,9 кв. м, при общей площади указанных жилых помещений 72 кв. м и при обеспеченности на одного члена семьи общей площадью жилого помещения 12 кв. м, что составляет обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы - 9 м.
Указанное свидетельствует о том, что Л.Т. и члены ее семьи на момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не являлись таковыми, так как были обеспечены жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы, при этом не относились к иным категориям граждан, указанным в ст. 51 ЖК РФ.
При этом должностные лица органа местного самоуправления, при издании оспариваемого постановления N от 10.08.2009 г., в нарушение требований Жилищного кодекса РФ, а также Семейного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, неправомерно исключили из состава семьи Л.Т. ее мужа и двух несовершеннолетних сыновей и не учли принадлежащее им жилое помещение, что в свою очередь повлекло принятие неправомерного решения.
Постановление администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 14.10.2011 г. содержит основания снятия с учета, со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, издано в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением установленного порядка принятия решения.
В силу положений ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Постановление администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение N от 28.03.2012 г. об отмене муниципального правового акта - Постановления администрации N от 10.08.2009 г. издано в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением установленного порядка принятия решения.
Указанный в ч. 2 ст. 52 ЖК РФ срок (тридцать рабочих дней) не является пресекательным, что следует из буквального толкования закона и длящегося характера жилищных правоотношений.
Оспариваемые постановления соответствуют закону, не нарушают права и свободы заявителя и не содержат решений об ограничении права истца на участие в Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 г." и долгосрочной целевой программе Ленинградской области "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы".
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции о принятии оспариваемых постановлений в нарушение требований ч. 2 ст. 56 ЖК РФ основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 мая 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Л.Т. о признании незаконными: мотивировочной части и п. 2 резолютивной части постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 14.10.2011 г. N, постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 28.03.2012 г. N, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)