Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5122/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-5122/2012


Судья Сычева О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Паршиной С.В. и Саяпиной Е.Г.
с участием прокурора Новичкова Е.А.
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования г. Энгельс Саратовской области далее (Администрация) на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 июня 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Энгельса в интересах С. к Администрации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела,

установила:

Прокурор г. Энгельса обратился в суд в защиту интересов С. с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что С. проживает в квартире N <...> площадью 16,5 кв. м, расположенной по адресу: <...> на основании договора социального найма жилого помещения от 04.12.2008 года. Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью. Иного жилья С. не имеет, зарегистрирован по данному адресу, лицевой счет открыт на его имя. Постановлением главы Энгельсского муниципального образования от 21.11.2002 года названный многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания. Согласно акту межведомственной комиссии N 36 от 11.11.2002 года в <...> имеется массовое разрушение кровли, местами ослабление крепления листов к обрешетке, искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков стен, перекосы оконных и дверных заполнений, разрушение цоколя. В результате бездействия Администрации переселение С. не производится, при этом состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, в том числе С.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального права. Считает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только при наличии одновременно двух условий: признания занимаемого гражданином жилого помещения непригодным для проживания и признания гражданина в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также ссылается на то, что при рассмотрении дела была проведена строительно-техническая экспертиза, которой установлено, что жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, угрозу жизни и здоровью граждан конструктивные элементы данного дома не представляют. Кроме того, автор жалобы указывает, что до 1 января 2009 года к вопросам местного значения поселения полномочия по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями не относились и осуществлялись Энгельсским муниципальным районом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Статья 8 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент признания жилого дома непригодным для постоянного проживания) предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат (ст. 96 Жилищного кодекса РСФСР).
Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, предусматривало, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (пункт 1.2).
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (пункт 3.5 Положения).
Материалами дела установлено, что истец является нанимателем жилого помещения в виде отдельной квартиры N <...>, общей площадью 16,5 кв. м, расположенной по адресу: <...> на основании договора социального найма от 04.12.2008 года на состав семьи из 1 человека (л.д. 12-13).
Согласно акту межведомственной комиссии N 36 от 11.11.2002 года, утвержденному постановлением Главы Энгельсского муниципального образования N 6752 от 21.11.2002 года вышеуказанный жилой дом отнесен к категории непригодных в связи с неудовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций здания (л.д. 8-11).
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (статья 89 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьями 87 и 89 Жилищного кодекса РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ). На данные обстоятельства также указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 14 от 02.07.2008 г. "О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 37 Постановления).
Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, - к данному спору применимы нормы, содержащиеся в ст. 89 Жилищного кодекса РФ в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Учитывая изложенное, исходя из положений Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса РФ, вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности предоставить С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма является законным и обоснованным.
Судебная коллегия критически относится к доводу жалобы о том, что истцом не представлены доказательства наличия двух условий для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Истец проживает в квартире по договору социального найма, предоставление жилого помещения в соответствии со статьями 87 - 89 Жилищного кодекса РФ носит компенсационный характер, и не лишает его права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в случае обращения по поводу постановки на учет).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Энгельс Саратовской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)