Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мещанинова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Жидковой О.В.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 апреля 2012 года, которым Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан предоставить Н. вне очереди жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма в городе Череповце на состав семьи из одного человека в соответствии с нормами предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., представителя Н. по доверенности Б., судебная коллегия
установила:
Н. обратилась в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области и мэрии города Череповца о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена 08.10.1998 года на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До 2008 года она проживала вместе с опекуном К. На ее неоднократные обращения в мэрию г. Череповца, Департамент развития муниципальных образований Вологодской области с соответствующими заявлениями ей было отказано в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.
Просила суд обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение на одного человека по договору социального найма в виде отдельной квартиры в соответствии с нормами предоставления жилья в г. Череповце.
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель по доверенности К. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков мэрии г. Череповца, Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явились.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент развития муниципальных образований Вологодской области ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неисследованность судом первой инстанции вопроса о закреплении за истицей жилого помещения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации).
Проанализировав приведенные положения, судебная коллегия полагает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы ЖК Российской Федерации.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.
Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).
Закон Вологодской области от 17 июля 2006 года N 1471-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержит ограничений в части предоставления жилых помещений указанной категории с учетом членов семьи, поскольку обратное противоречило бы федеральному законодательству.
Судом установлено, что Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением мэрии г. Череповца N .... от 08 октября 1998 года Н. поставлена на соответствующий учет для получения жилой площади составом семьи 1 человек, ей присвоен номер 201 по очереди воспитанников детдомов. По состоянию на 28 февраля 2012 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения ее учетный номер 97.
До настоящего времени Н. жилым помещением не обеспечена, проживает и зарегистрирована по адресу: <...>, собственником указанного жилого помещения является К. (опекун и тетя Н.).
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных требований соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на не исследованность судом первой инстанции вопроса о закреплении за истицей жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела.
Согласно уведомлению от 17.02.2012 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует данная информация в отношении Н. (л.д. 10).
Согласно ответу мэрии г. Череповца от 16.12.2011 документы о закреплении за Н. какого-либо жилого помещения отсутствуют (л.д. 40).
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.09.2012 N 33-3691/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2012 г. N 33-3691/2012
Судья Мещанинова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Жидковой О.В.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 апреля 2012 года, которым Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан предоставить Н. вне очереди жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма в городе Череповце на состав семьи из одного человека в соответствии с нормами предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., представителя Н. по доверенности Б., судебная коллегия
установила:
Н. обратилась в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области и мэрии города Череповца о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена 08.10.1998 года на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До 2008 года она проживала вместе с опекуном К. На ее неоднократные обращения в мэрию г. Череповца, Департамент развития муниципальных образований Вологодской области с соответствующими заявлениями ей было отказано в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.
Просила суд обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение на одного человека по договору социального найма в виде отдельной квартиры в соответствии с нормами предоставления жилья в г. Череповце.
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель по доверенности К. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков мэрии г. Череповца, Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явились.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент развития муниципальных образований Вологодской области ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неисследованность судом первой инстанции вопроса о закреплении за истицей жилого помещения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации).
Проанализировав приведенные положения, судебная коллегия полагает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы ЖК Российской Федерации.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.
Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил).
Закон Вологодской области от 17 июля 2006 года N 1471-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержит ограничений в части предоставления жилых помещений указанной категории с учетом членов семьи, поскольку обратное противоречило бы федеральному законодательству.
Судом установлено, что Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением мэрии г. Череповца N .... от 08 октября 1998 года Н. поставлена на соответствующий учет для получения жилой площади составом семьи 1 человек, ей присвоен номер 201 по очереди воспитанников детдомов. По состоянию на 28 февраля 2012 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения ее учетный номер 97.
До настоящего времени Н. жилым помещением не обеспечена, проживает и зарегистрирована по адресу: <...>, собственником указанного жилого помещения является К. (опекун и тетя Н.).
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных требований соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на не исследованность судом первой инстанции вопроса о закреплении за истицей жилого помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела.
Согласно уведомлению от 17.02.2012 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует данная информация в отношении Н. (л.д. 10).
Согласно ответу мэрии г. Череповца от 16.12.2011 документы о закреплении за Н. какого-либо жилого помещения отсутствуют (л.д. 40).
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)