Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.05.2012 ПО ДЕЛУ N 11-7268

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2012 г. по делу N 11-7268


Судья Ачамович И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.
и судей Горбуновой В.А., Ермиловой В.В.
с участием адвоката Саяпиной О.А.
при секретаре Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В.
дело по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2012 г.,
которым постановлено обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с М., И.В. договор социального найма на комнату площадью *** кв. м, находящуюся по адресу: г. ***,
установила:

М., И.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить с ними договор социального найма на комнату площадью *** кв. м, находящуюся по адресу: г. ***.
В обоснование своих требований истцы пояснили, что они проживают в коммунальной квартире, находящейся по адресу: г. ***, в которой занимают комнату размером *** кв. м. Указанная комната была предоставлена М. на основании ордера N *** на служебное жилое помещение как работнику ДЭЗ N *** Октябрьского района г. Москвы. Ордер выдан *** г. на основании решения Исполкома Октябрьского райсовета г. Москвы. *** г. М. была уволена из ДЭЗ N *** в связи с призывом на действительную военную службу, которую проходит до настоящего времени. 24 мая 2010 г. распоряжением Главы Управы Гагаринского района семья истцов из 2-х человек была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма малоимущим гражданам. Распоряжением N ***от 14 апреля 2011 г. Префектура ЮЗАО г. Москвы отказала в исключении из числа служебных жилых помещений и предоставлении жилой площади по договору социального найма М. на семью из двух человек. Заявление на приватизацию занимаемой истцами комнаты оставлено Управлением Департамента жилищной политики и жилого фонда г. Москвы в ЮЗАО без ответа. Служебная квартира N *** по адресу: г. ***, в которой истцы занимают комнату размером *** кв. м, находилась на балансе ПЖРО Октябрьского района г. Москвы. Указанное ПЖРО было ликвидировано. Занимаемая истцами служебная комната утратила статус служебной и к ней применим правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Представитель истца М. и третьих лиц Х.А.А., Х.А.А. - Саяпина О.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил в адрес суда возражения на исковые требования, в которых просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, несогласие с которым выражает в апелляционной жалобе Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя М., И.В., третьих лиц Х.А.А., Х.А.А. - адвоката Саяпиной О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
При вынесении обжалуемого решения суд признал установленным, что спорное жилое помещение представляет собой комнату в коммунальной квартире N ***. Имея статус служебного жилого помещения, данная комната была предоставлена для проживания И.Н. (впоследствии М.) и членам ее семьи на основании ордера N *** от *** г., выданного по решению N *** Исполкома Октябрьского райсовета в связи с осуществлением М. трудовой деятельности в ПЖРО ДЭЗ N ***. С *** г. М. зарегистрирована и проживает в указанной комнате постоянно, ее отец И.В. проживает в указанной комнате постоянно и зарегистрирован с *** г. С 2010 г. семья истцов состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Префектуры ЮЗАО г. Москвы от 14 апреля 2011 г. руководству ОАО ДЕЗ Гагаринского района г. Москвы было отказано в исключении из числа служебных помещений комнаты N *** размером *** кв. м в трехкомнатной служебной коммунальной квартире по адресу: г. ***, и предоставлении по договору социального найма М. на семью из 2-х человек.
Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Суд указал на то, что жилое помещение, в котором проживают истцы, передано в собственность г. Москвы, что подтверждается справкой о проверке жилищных условий, ЕЖД, а также выпиской из ЕГРП, следовательно, утратило статус общежития и служебной коммунальной квартиры и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Однако отсутствие самого договора социального найма препятствует осуществлению истцами прав нанимателя жилого помещения. В настоящее время спорное жилое помещение находится в собственности г. Москвы, следовательно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" оно должно быть передано Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы истцу по договору социального найма.
Между тем, в ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" говорится только о жилых помещениях, использовавшихся в качестве общежитий. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, спорная комната в качестве общежития не использовалась. Общежития и служебные жилые помещения как по действовавшему до 1 марта 2005 г. Жилищному кодексу РСФСР, так и по ныне действующему Жилищному кодексу РФ имеют разный статус.
Таким образом, ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" применена судом к спорным отношениям неправомерно.
Установленные материалами дела отношения в г. Москве регулируются Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП). Согласно п. 3 данного положения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма только в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при наличии одного из следующих оснований:
1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;
2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;
4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Как видно из материалов дела, М. в организации, предоставившей ей жилую площадь, работала с января по декабрь 1986 г. (л.д. 17). Указанных выше оснований, при наличии которых с М. и И.В. может быть заключен договор социального найма на служебную жилую площадь, по материалам дела не усматривается.
Данных о том, что спорная жилая площадь фактически утратила статус служебной, не имеется. Изменение данного статуса возможно только на основании соответствующего решения уполномоченных органов. Сведения о наличии такого решения отсутствуют.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось. На основании п. 4 ч. 1, п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение подлежит отмене.
С учетом изложенного по настоящему делу должно быть вынесено новое решение об отказе М., И.В. в иске об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с ними договор социального найма на комнату площадью *** кв. м, находящуюся по адресу: г. ***.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 апреля 2012 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований М., И.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить с ними договор социального найма на комнату площадью *** кв. м, находящуюся по адресу: г. ***, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)