Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Шустова Л.Ф.
Докладчик - Костромцова Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Капкаун Т.И.,
судей - Исайкина А.Ю. и Костромцовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания - С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в интересах Ф.Н. к администрации Корсаковского городского округа о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе представителя ответчика - Б.
на решение Корсаковского городского суда от 31 мая 2011 года, которым на администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность предоставить Ф.Н., Ф.А., Ф.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее кв. м, не менее двух комнат.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад судьи Костромцовой Е.И., объяснения представителя ответчика - К., поддержавшего кассационную жалобу, прокурора Ждановой В.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
Ф.Н. является нанимателем квартиры на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N.
28 марта 2011 года Корсаковский городской прокурор в интересах Ф.Н. обратился в Корсаковский городской суд с иском к администрации Корсаковского городского округа о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в черте города, общей площадью не менее кв. м.
В обоснование требований указано, что в данной квартире истица зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. В 1994 году в связи с непригодностью для проживания жилого помещения Ф.Н. вынужденно выехала из него. В настоящее время она проживает в квартире N на основании договора хранения от ДД.ММ.ГГГГ N. Актом межведомственной комиссии от 24 марта 2008 года установлено, что дом разрушен. Считает, что администрация Корсаковского городского округа в нарушение статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации ненадлежащим образом осуществляется контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, в результате чего юридически значимое жилое помещение разрушено, чем нарушены жилищные права Ф.Н.
Определением суда от 19 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ф.А. и Ф.С.
В судебном заседании прокурор Борисенко Л.А., Ф.Н., Ф.А. и Ф.С. иск поддержали.
Представитель администрации Корсаковского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое представитель ответчика Б. в кассационной жалобе просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд не учел, что жилое помещение может быть предоставлено только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Ф.Н. на таком учете не состояла, с требованиями о ремонте квартиры не обращалась, в 1994 году добровольно выехала из спорной квартиры, в результате чего квартира разрушена. Обращает внимание, что наймодателем данного жилого помещения является муниципальное унитарное предприятие " ". Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле Ф.Н. - Д.О.Е.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Ф.Н., Ф.С., Ф.А. и прокурор Борисенко Л.А. просят решение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке части 2 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, из приведенных норм следует, что право на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признается за гражданами при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, то есть при условии, что эти граждане в установленном порядке признаны малоимущими, являются нуждающимися в жилом помещении и состоят на учете в качестве таковых.
Законом Сахалинской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 01 декабря 2005 года N 87-ЗО (в редакции Закона Сахалинской области от 04.07.2007 года) предусмотрено, что для принятия на учет гражданин подает заявление по установленной форме, подписанное всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. Наряду с иными необходимыми документами к заявлению прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (статья 2).
При этом Законом Сахалинской области "О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО установлено, что признание семьи малоимущей в целях предоставления ей (семье) по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда принимаются во внимание доходы каждого члена семьи за прошедший календарный год на основании представленных ими по установленному перечню документов (статьи 2 - 4 Закона).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и пояснениями истицы, что Ф.Н. и члены ее семьи Ф.С., Ф.А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Корсаковского городского округа не состояли и не состоят.
При таких объективно установленных обстоятельствах, когда Ф.Н. в предусмотренном законом порядке не признана малоимущей, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не состоит, вывод суда об удовлетворении иска при отсутствии к тому оснований нельзя признать законным, в связи с чем решение подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Корсаковского городского суда от 31 мая 2011 года отменить.
Ф.Н. в удовлетворении иска к администрации Корсаковского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2877/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2011 г. по делу N 33-2877/2011
Судья - Шустова Л.Ф.
Докладчик - Костромцова Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Капкаун Т.И.,
судей - Исайкина А.Ю. и Костромцовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания - С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в интересах Ф.Н. к администрации Корсаковского городского округа о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе представителя ответчика - Б.
на решение Корсаковского городского суда от 31 мая 2011 года, которым на администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность предоставить Ф.Н., Ф.А., Ф.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в границах города, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее кв. м, не менее двух комнат.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад судьи Костромцовой Е.И., объяснения представителя ответчика - К., поддержавшего кассационную жалобу, прокурора Ждановой В.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ф.Н. является нанимателем квартиры на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N.
28 марта 2011 года Корсаковский городской прокурор в интересах Ф.Н. обратился в Корсаковский городской суд с иском к администрации Корсаковского городского округа о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в черте города, общей площадью не менее кв. м.
В обоснование требований указано, что в данной квартире истица зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. В 1994 году в связи с непригодностью для проживания жилого помещения Ф.Н. вынужденно выехала из него. В настоящее время она проживает в квартире N на основании договора хранения от ДД.ММ.ГГГГ N. Актом межведомственной комиссии от 24 марта 2008 года установлено, что дом разрушен. Считает, что администрация Корсаковского городского округа в нарушение статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации ненадлежащим образом осуществляется контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, в результате чего юридически значимое жилое помещение разрушено, чем нарушены жилищные права Ф.Н.
Определением суда от 19 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ф.А. и Ф.С.
В судебном заседании прокурор Борисенко Л.А., Ф.Н., Ф.А. и Ф.С. иск поддержали.
Представитель администрации Корсаковского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое представитель ответчика Б. в кассационной жалобе просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд не учел, что жилое помещение может быть предоставлено только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Ф.Н. на таком учете не состояла, с требованиями о ремонте квартиры не обращалась, в 1994 году добровольно выехала из спорной квартиры, в результате чего квартира разрушена. Обращает внимание, что наймодателем данного жилого помещения является муниципальное унитарное предприятие " ". Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле Ф.Н. - Д.О.Е.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Ф.Н., Ф.С., Ф.А. и прокурор Борисенко Л.А. просят решение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке части 2 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, из приведенных норм следует, что право на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признается за гражданами при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, то есть при условии, что эти граждане в установленном порядке признаны малоимущими, являются нуждающимися в жилом помещении и состоят на учете в качестве таковых.
Законом Сахалинской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 01 декабря 2005 года N 87-ЗО (в редакции Закона Сахалинской области от 04.07.2007 года) предусмотрено, что для принятия на учет гражданин подает заявление по установленной форме, подписанное всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. Наряду с иными необходимыми документами к заявлению прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (статья 2).
При этом Законом Сахалинской области "О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО установлено, что признание семьи малоимущей в целях предоставления ей (семье) по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда принимаются во внимание доходы каждого члена семьи за прошедший календарный год на основании представленных ими по установленному перечню документов (статьи 2 - 4 Закона).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и пояснениями истицы, что Ф.Н. и члены ее семьи Ф.С., Ф.А. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Корсаковского городского округа не состояли и не состоят.
При таких объективно установленных обстоятельствах, когда Ф.Н. в предусмотренном законом порядке не признана малоимущей, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не состоит, вывод суда об удовлетворении иска при отсутствии к тому оснований нельзя признать законным, в связи с чем решение подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Корсаковского городского суда от 31 мая 2011 года отменить.
Ф.Н. в удовлетворении иска к администрации Корсаковского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать.
Председательствующий
Т.И.КАПКАУН
Т.И.КАПКАУН
Судьи
А.Ю.ИСАЙКИН
Е.И.КОСТРОМЦОВА
А.Ю.ИСАЙКИН
Е.И.КОСТРОМЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)