Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-115/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу N 33-115/2012


Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кисилевской Т.В.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Реутовой Ю.В.
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Администрации муниципального образования город Ноябрьск на решение Ноябрьского городского суда от 2 ноября 2011 года, которым постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования г. Ноябрьска восстановить А. в списках граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Признать за А. право на получение социальной выплаты в соответствии с Положением утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 6 апреля 2006 года N 141-А "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета".
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия

установила:

А. обратился с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск о восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, и возложении на ответчика обязанности обеспечить его социальной выплатой для приобретения жилья как ветерана боевых действий за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований иска указал, что является ветераном боевых действий и с 25 апреля 2001 года стоял в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, проживающих на территории г. Ноябрьск. Приказом Ноябрьского городского Департамента по имуществу Администрации г. Ноябрьск N 550 от 10.08.2011 он был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для снятия с учета послужило приобретение им в собственность жилого помещения с использованием заемных средств. Полагает, что оснований для снятия его с учета не имелось, поскольку правом на получение социальной выплаты он не воспользовался.
Определением судьи Ноябрьского городского суда от 18 октября 2011 года для участия в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО (л.д. 7).
Ответчиком Ноябрьским городским департаментом по имуществу представлены возражения на иск (л.д. 45 - 46). Указано, что приобретение в собственность жилого помещения свидетельствует об утрате истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета обладает субъект РФ.
Соответчиком Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлены возражения на иск (л.д. 42 - 43). Указано, что правом на получение социальных выплат обладают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. После приобретения в собственность жилого помещения А. утратил право относиться к данной категории граждан, а, соответственно, и право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании суда первой инстанции истец А. изменил требования иска, просил суд признать за ним право на получение социальной выплаты как ветерана боевых действий, восстановить его в списках очередности граждан, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма. Поддержал доводы иска.
Представитель истца Б. поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Ноябрьского городского департамента по имуществу К.Н., действующая на основании доверенности, требования иска не признала, поддержав доводы возражений на него.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене решения и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Указано, что реализация полномочий, переданных Ямало-Ненецкому автономному округу Российской Федерацией, осуществляется в соответствии с Законом ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО и Положением об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 6.04.2006 N 141-А. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 36-ЗАО граждане, не отнесенные к категориям, указанным в ч. 1, 2 настоящей статьи, вправе реализовать право на жилище путем получения в установленном порядке социальных выплат путем приобретения жилья с использованием ипотечного жилищного кредитования. Согласно п. п. 2 п. 1.3 Положения N 141-А право на получение социальных выплат имеют категории граждан, установленные Законом 5-ФЗ, в том числе ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а именно вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. При этом данным Положением предусмотрен закрытый перечень способов приобретения жилья на средства социальных выплат, в том числе финансирование строительства жилого помещения по договору об участии в долевом строительстве жилья или уступки права требования; приобретение гражданами доли в праве общей собственности на жилое помещение. Таким образом, ни законом, ни положением предоставление субсидий гражданам, относящимся к категории "ветераны", на финансирование кредитных договоров (ипотеки) и процентов по ним не предусмотрено. Кроме того, истец не относится ни к одной из указанных категорий граждан, имеющих право быть обеспеченными жилой площадью выше уровня нормы предоставления, а самостоятельное улучшение своих жилищных условий истцом, согласно действующему законодательству, является основанием для утраты им права состоять на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО К. поддержал требования и доводы кассационной жалобы.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом первой инстанции установлено, что 25 апреля 2001 года истец обратился в Администрацию МО г. Ноябрьск с заявлением о постановке его составом семьи один человек на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое было удовлетворено (л.д. 13).
По состоянию на 1 января 2008 года истец состоял в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, по Ямало-Ненецкому автономному округу под N 604 (л.д. 14).
12 января 2010 года А. вступил в брак с ФИО1 что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д. 37).
Как следует из материалов дела, 25 января 2011 года А. заключил кредитный договор с Банком ВТБ-24 (ЗАО) о предоставлении кредита в сумме руб и приобрел в собственность однокомнатную общей площадью кв. м за руб. Обязательства по возврату суммы кредита обеспечены залогом (ипотекой) квартиры (л.д. 19 - 36).
Обременение права собственности в виде ипотеки зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 17).
Приказом Ноябрьского городского Департамента по имуществу Администрации г. Ноябрьск N 550 от 10.08.2011 он был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя требования иска о восстановлении А. в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, приобретая в собственность жилое помещение, истец не утратил права на получение социальной выплаты, поскольку до настоящее времени не реализовал свое право на жилище в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о том, что Положением об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Администрации ЯНАО от 6.04.2006 N 141-А, предусмотрен закрытый перечень способов приобретения жилья на средства социальных выплат, и избранный истцом способ улучшения жилищных условий им не поименован, не свидетельствует об обратном.
Ограничивая способы улучшения жилищных условий определенным перечнем, законодатель исходил из целевого характера социальных выплат и необходимости недопущения их нецелевого использования, т.е. необходимости соблюдения принципа добросовестности действий участников гражданских правоотношений.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Принимая во внимание, что жилое помещение было приобретено истцом с привлечением заемных средств банка, объем долговых обязательств по кредитному договору значительно превышает размер предполагаемой социальной выплаты, а обязательства по возврату кредита не исполнены, оснований сомневаться в добросовестности истца в части целевого использования социальной выплаты не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что жилищные права истца не могут быть защищены иным способом, нежели заявленным.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что истец длительное время состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако на протяжении 10 лет данное право не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
При наличии таких обстоятельств оснований для отмены решения суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ноябрьского городского суда от 2 ноября 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)