Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Борлакова Ф.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующей Байрамуковой И.Х.,
судей Сыч О.А., Болатчиевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Л.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его территориального Управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике" к С.О., С.К., О.П., С.Е., О.И., Л.В. о выселении из служебных помещений по кассационной жалобе О.П. и кассационному представлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителей истцов Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике - К. и Главного управления "Центрального управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике" - Д., ответчика О.П., мнение прокурора Псху А.Р., полагавшей, что решение подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике" (далее по тексту - истцы) обратились с иском в Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики к С.О., С.К., О.П., С.Е., О.И., Л.В. о выселении из служебного помещения.
В обоснование исковых требований истцы указали, что О.П. занимает служебное помещение административно-производственного здания пожарной части N ..., состоящего на балансе и находящегося в оперативном управлении ГУ "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Карачаево-Черкесской Республике", расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика,. Служебное помещение было предоставлено О.П. для проживания, в связи с прохождением им службы с целью оперативного взаимодействия в любое время суток с личным составом пожарной части. О.П. приказом по МВД отдела ГПС Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2000 года N ... уволен со службы по достижению им предельного возраста, дающего право на пенсию с 17.07.2000 года. Увольнение со службы является основанием прекращения проживания в административно-производственном помещении и основанием прекращения договора найма служебного помещения. После увольнения О.П. не выполнил свои обязательства, указанные в решении Зеленчукского районного исполнительного комитета, не освободил служебную квартиру. Кроме того, по имеющимся сведениям у О.П. имеется зарегистрированное право на недвижимое имущество, находящееся в КЧР. Ответчики С.О. и С.К. проживают в здании пожарной части N ... без каких-либо прав на него. Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности неоднократно в устной и письменной форме ответчики предупреждались о добровольном выселении из служебной квартиры. Истцы просили суд выселить ответчиков из занимаемых ими производственных служебных помещений без предоставления других жилых помещений.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июля 2011 года исковые требования были удовлетворены в части, а именно: из служебного помещения, расположенного по без предоставления другого жилого помещения выселены С.О. и С.К.; из служебного помещения - кабинета, площадью кв. м, расположенного в, присоединенного самовольно к жилому помещению жилой площадью кв. м без предоставления другого жилого помещения выселен О.П.
В части удовлетворения исковых требований Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике" о выселении из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м расположенного по О.П. - отказано.
Кассационным определением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 сентября 2011 года решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июля 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о выселении О.П. из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м, расположенного в отменено, в остальной части решение суда осталось без изменения.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании представители истцов и третьего лица ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике исковые требования о выселении О.П. из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м, расположенного по, поддержали и просили их удовлетворить.
Ответчик О.П. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что подлежит выселению из служебного помещения, но с предоставлением ему другого жилого помещения.
Прокурор в заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о выселении О.П. из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м, расположенного по.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 декабря 2011 года исковые требования ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик О.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, так как судом были допущены нарушения норм материального права и не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Прокурор Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в кассационном представлении просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и не правильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, кассационное представление прокурора Зеленчукской районной прокуратуры, выслушав мнение прокурора, объяснения сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как правильно установлено судом первой инстанции, здание, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, находится в оперативном управлении ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике".
Согласно техническому паспорту, выданному КЧР ГУП "Техинвентаризация" по состоянию на 21 октября 2009 года, здание пожарного депо ПЧ - N ... по является нежилым строением (том. 1 л.д. 129 - 136). Однако в этом же документе (экспликации к данному зданию) содержатся сведения, что в здании на втором этаже имеются кабинеты и жилые комнаты (том. 1, л.д. 140 - 142).
Решением Зеленчукского райисполкома от 23 июля 1986 года N ... "О предоставлении служебных квартир в административном здании пожарной части - N ..." (том 1 л.д. 16) без права на жительство в случае утраты прямой связи с предприятием, О.П. на состав семьи, состоящей из 3-х человек была предоставлена однокомнатная квартира в административном здании пожарной части в, площадью кв. м.
На основании указанного решения О.П. выдан ордер N ... на жилое помещение, площадью кв. м, расположенное (том 1 л.д. 17).
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, на основании приказа МВД Карачаево-Черкесской Республики отдела ГПС от 14 июля 2000 года N ... О.П. уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, с 17 июля 2000 года. Выслуга лет на день увольнения О.П. составила.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований о выселении О.П. из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии права проживания ответчика в спорном служебном жилом помещении.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что помещение, в отношении которого заявлен спор, находится в оперативном управлении истцов, которые вправе на основании статей 304 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать устранения всяких нарушений своего права в т.ч. и путем предъявления иска о выселении.
О.П. в 1986 году служебное жилое помещение было предоставлено для проживания на период его службы.
Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.
На основании ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно статьи 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны только малоимущие граждане. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 4 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения военнослужащих и членов их семей не допускалось.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") подлежат выселению из служебных помещений с предоставлением другого жилого помещения.
В силу п. 14 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 данного Федерального закона.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что военнослужащие, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не могут быть выселены из служебного помещения без предоставления жилого помещения, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете.
Как установлено судом, О.П. с 1986 года проживает в спорном служебном помещении, которое было ему предоставлено на законных основаниях. В 2000 году О.П. был уволен из органов внутренних дел, на момент увольнения он проработал более 10 лет. Сторонами не оспаривалось, что в период работы О.П. на жилищном учете по месту военной службы не состоял и не состоит в настоящее время, нуждающимся в жилом помещении признан не был, уволен с военной службы в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что О.П. при обращении к Главе Зеленчукского сельского муниципального образования с заявлением о предоставлении ему земельного участка, площадью кв. м для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, так как он ранее не получал свидетельство о праве собственности на землю, указал, что дом на участке уже построен (том 2 л.д. 25).
На основании Постановления Главы Зеленчукского сельского муниципального образования от 20 сентября 2004 года N ... О.П. был передан бесплатно однократно в собственность для использования под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства земельный участок, общей площадью кв. м, расположенный по адресу: (том 2 л.д. 22).
30 сентября 2004 года О.П. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок под жилым домом, расположенный по адресу: площадью кв. м.
Из похозяйственной книги N ... за 2007 - 2011 годы лицевой счет N ... следует, что по адресу: главой семьи значится О.П., также имеются сведения, что он выбыл из и то, что дом строится (том 2 л.д. 19).
Согласно ответа Зеленчукского филиала КЧР ГУП "Техническая инвентаризация" от 09 ноября 2011 года домовладение, находящееся в на учете не состоит (том 2 л.д. 18).
Кроме этого, суду были предоставлены фотографии земельных участков и расположенных на них строений по адресу дом N ... и N ... из которых видно, что по адресу имеется жилой дом. О.П. в судебном заседании не отрицал, что на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке имеется недостроенный дом, но при этом утверждал, что он ему не принадлежит.
Однако, в судебном заседании О.П. доказательств того, что имеющийся на его земельном участке по, предоставленном ему в собственность, жилой дом принадлежит не ему не представил, и таких доказательств судом не добыто. Также суду не представлено доказательств того, что по была произведена перенумерация земельных участков с расположенными на них строениями.
Не представлено доказательств того, что ответчик О.П. был признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в установленном законом порядке или, что он имел либо имеет право состоять на учете как нуждающийся в жилом помещении.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что поскольку О.П. в настоящее время не состоит в трудовых отношениях и военную службу у истца не проходит, на учете в качестве нуждающегося не состоит и не имеет права состоять на таком учете, как нуждающийся в жилом помещении, малоимущим в установленном законом порядке признан не был, то он подлежит выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Довод кассационной жалобы и кассационного представления прокурора о том, что в силу положений ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ответчик имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем выселению без предоставления другого жилого помещения не подлежит, несостоятелен, поскольку ответчик не признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также малоимущим, доказательств обратного суду представлено не было.
Другие доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, направленные на иную оценку исследованных в ходе судебного разбирательства и оцененных с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, не подтверждают наличия правовых оснований к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, выводы суда по обстоятельствам, имеющим значение для разрешения спора, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, детально мотивированы и подробно изложены в решении суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции. Обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повлечь отмену судебного решения по доводам кассационной жалобы и кассационного представления не установлено, в связи, с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба О.П. и кассационное представление прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 361 - 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия
определила:
Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О.П. и кассационное представление прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 01.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-25/12
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. по делу N 33-25/12
Судья Борлакова Ф.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующей Байрамуковой И.Х.,
судей Сыч О.А., Болатчиевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Л.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его территориального Управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике" к С.О., С.К., О.П., С.Е., О.И., Л.В. о выселении из служебных помещений по кассационной жалобе О.П. и кассационному представлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителей истцов Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике - К. и Главного управления "Центрального управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике" - Д., ответчика О.П., мнение прокурора Псху А.Р., полагавшей, что решение подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике" (далее по тексту - истцы) обратились с иском в Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики к С.О., С.К., О.П., С.Е., О.И., Л.В. о выселении из служебного помещения.
В обоснование исковых требований истцы указали, что О.П. занимает служебное помещение административно-производственного здания пожарной части N ..., состоящего на балансе и находящегося в оперативном управлении ГУ "Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Карачаево-Черкесской Республике", расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика,. Служебное помещение было предоставлено О.П. для проживания, в связи с прохождением им службы с целью оперативного взаимодействия в любое время суток с личным составом пожарной части. О.П. приказом по МВД отдела ГПС Карачаево-Черкесской Республики от 14.07.2000 года N ... уволен со службы по достижению им предельного возраста, дающего право на пенсию с 17.07.2000 года. Увольнение со службы является основанием прекращения проживания в административно-производственном помещении и основанием прекращения договора найма служебного помещения. После увольнения О.П. не выполнил свои обязательства, указанные в решении Зеленчукского районного исполнительного комитета, не освободил служебную квартиру. Кроме того, по имеющимся сведениям у О.П. имеется зарегистрированное право на недвижимое имущество, находящееся в КЧР. Ответчики С.О. и С.К. проживают в здании пожарной части N ... без каких-либо прав на него. Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности неоднократно в устной и письменной форме ответчики предупреждались о добровольном выселении из служебной квартиры. Истцы просили суд выселить ответчиков из занимаемых ими производственных служебных помещений без предоставления других жилых помещений.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июля 2011 года исковые требования были удовлетворены в части, а именно: из служебного помещения, расположенного по без предоставления другого жилого помещения выселены С.О. и С.К.; из служебного помещения - кабинета, площадью кв. м, расположенного в, присоединенного самовольно к жилому помещению жилой площадью кв. м без предоставления другого жилого помещения выселен О.П.
В части удовлетворения исковых требований Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице его территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике" о выселении из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м расположенного по О.П. - отказано.
Кассационным определением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 сентября 2011 года решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июля 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о выселении О.П. из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м, расположенного в отменено, в остальной части решение суда осталось без изменения.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании представители истцов и третьего лица ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике исковые требования о выселении О.П. из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м, расположенного по, поддержали и просили их удовлетворить.
Ответчик О.П. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что подлежит выселению из служебного помещения, но с предоставлением ему другого жилого помещения.
Прокурор в заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о выселении О.П. из служебного жилого помещения (однокомнатной квартиры), площадью кв. м, расположенного по.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 декабря 2011 года исковые требования ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик О.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, так как судом были допущены нарушения норм материального права и не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Прокурор Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в кассационном представлении просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и не правильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, кассационное представление прокурора Зеленчукской районной прокуратуры, выслушав мнение прокурора, объяснения сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как правильно установлено судом первой инстанции, здание, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, находится в оперативном управлении ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике".
Согласно техническому паспорту, выданному КЧР ГУП "Техинвентаризация" по состоянию на 21 октября 2009 года, здание пожарного депо ПЧ - N ... по является нежилым строением (том. 1 л.д. 129 - 136). Однако в этом же документе (экспликации к данному зданию) содержатся сведения, что в здании на втором этаже имеются кабинеты и жилые комнаты (том. 1, л.д. 140 - 142).
Решением Зеленчукского райисполкома от 23 июля 1986 года N ... "О предоставлении служебных квартир в административном здании пожарной части - N ..." (том 1 л.д. 16) без права на жительство в случае утраты прямой связи с предприятием, О.П. на состав семьи, состоящей из 3-х человек была предоставлена однокомнатная квартира в административном здании пожарной части в, площадью кв. м.
На основании указанного решения О.П. выдан ордер N ... на жилое помещение, площадью кв. м, расположенное (том 1 л.д. 17).
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, на основании приказа МВД Карачаево-Черкесской Республики отдела ГПС от 14 июля 2000 года N ... О.П. уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, с 17 июля 2000 года. Выслуга лет на день увольнения О.П. составила.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований о выселении О.П. из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии права проживания ответчика в спорном служебном жилом помещении.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что помещение, в отношении которого заявлен спор, находится в оперативном управлении истцов, которые вправе на основании статей 304 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать устранения всяких нарушений своего права в т.ч. и путем предъявления иска о выселении.
О.П. в 1986 году служебное жилое помещение было предоставлено для проживания на период его службы.
Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.
На основании ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно статьи 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны только малоимущие граждане. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 4 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения военнослужащих и членов их семей не допускалось.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") подлежат выселению из служебных помещений с предоставлением другого жилого помещения.
В силу п. 14 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 данного Федерального закона.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что военнослужащие, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не могут быть выселены из служебного помещения без предоставления жилого помещения, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете.
Как установлено судом, О.П. с 1986 года проживает в спорном служебном помещении, которое было ему предоставлено на законных основаниях. В 2000 году О.П. был уволен из органов внутренних дел, на момент увольнения он проработал более 10 лет. Сторонами не оспаривалось, что в период работы О.П. на жилищном учете по месту военной службы не состоял и не состоит в настоящее время, нуждающимся в жилом помещении признан не был, уволен с военной службы в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что О.П. при обращении к Главе Зеленчукского сельского муниципального образования с заявлением о предоставлении ему земельного участка, площадью кв. м для жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, так как он ранее не получал свидетельство о праве собственности на землю, указал, что дом на участке уже построен (том 2 л.д. 25).
На основании Постановления Главы Зеленчукского сельского муниципального образования от 20 сентября 2004 года N ... О.П. был передан бесплатно однократно в собственность для использования под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства земельный участок, общей площадью кв. м, расположенный по адресу: (том 2 л.д. 22).
30 сентября 2004 года О.П. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок под жилым домом, расположенный по адресу: площадью кв. м.
Из похозяйственной книги N ... за 2007 - 2011 годы лицевой счет N ... следует, что по адресу: главой семьи значится О.П., также имеются сведения, что он выбыл из и то, что дом строится (том 2 л.д. 19).
Согласно ответа Зеленчукского филиала КЧР ГУП "Техническая инвентаризация" от 09 ноября 2011 года домовладение, находящееся в на учете не состоит (том 2 л.д. 18).
Кроме этого, суду были предоставлены фотографии земельных участков и расположенных на них строений по адресу дом N ... и N ... из которых видно, что по адресу имеется жилой дом. О.П. в судебном заседании не отрицал, что на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке имеется недостроенный дом, но при этом утверждал, что он ему не принадлежит.
Однако, в судебном заседании О.П. доказательств того, что имеющийся на его земельном участке по, предоставленном ему в собственность, жилой дом принадлежит не ему не представил, и таких доказательств судом не добыто. Также суду не представлено доказательств того, что по была произведена перенумерация земельных участков с расположенными на них строениями.
Не представлено доказательств того, что ответчик О.П. был признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении в установленном законом порядке или, что он имел либо имеет право состоять на учете как нуждающийся в жилом помещении.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что поскольку О.П. в настоящее время не состоит в трудовых отношениях и военную службу у истца не проходит, на учете в качестве нуждающегося не состоит и не имеет права состоять на таком учете, как нуждающийся в жилом помещении, малоимущим в установленном законом порядке признан не был, то он подлежит выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Довод кассационной жалобы и кассационного представления прокурора о том, что в силу положений ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ответчик имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем выселению без предоставления другого жилого помещения не подлежит, несостоятелен, поскольку ответчик не признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также малоимущим, доказательств обратного суду представлено не было.
Другие доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, направленные на иную оценку исследованных в ходе судебного разбирательства и оцененных с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, не подтверждают наличия правовых оснований к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, выводы суда по обстоятельствам, имеющим значение для разрешения спора, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, детально мотивированы и подробно изложены в решении суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции. Обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повлечь отмену судебного решения по доводам кассационной жалобы и кассационного представления не установлено, в связи, с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба О.П. и кассационное представление прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 361 - 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия
определила:
Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О.П. и кассационное представление прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)