Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья{ }Ефремов{ }О.Б. Дело{ }N{ }2-2095/11{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бобылева С.В.,
судей Стахорской О.Л., Ечина А.А.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии города Магадана
на решение Магаданского городского суда от 16 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов О. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленное санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение, площадью не менее 15 кв. м, расположенное на территории г. Магадана, - удовлетворить.
Обязать мэрию города Магадана предоставить О. изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленное санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м, расположенное на территории г. Магадана, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.А. Ечина, выслушав объяснение О., возражавшей против доводов кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Зариповой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Прокурор г. Магадана, действуя в защиту прав и законных интересов О., обратился в суд с иском к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что постановлением администрации г. Магадана от 29.11.1994 года N 2944 "О постановке на учет граждан по месту жительства" О., проживающая в частном доме по адресу: г. Магадан, ..., д...., жилой площадью 14,8 кв. м включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с подпунктом "л" пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г. Магадане, утвержденных решением Малого Совета народных депутатов от 10.02.1993 г. N 50, как проживающая в жилом помещении, не соответствующем сложившемуся уровню благоустройства для данного населенного пункта, независимо от размера занимаемой жилой площади, проработавшей в области более 20 лет.
Постановлением мэрии г. Магадана от 19.04.2000 года N 879 "О постановке на учет нуждающихся в жилой площади граждан, состоящих на учете по месту жительства" О., на основании подпункта "д" пункта 28 Правил, включена в списки граждан, пользующихся внеочередным правом на получение жилого помещения, как проживающая в жилом помещении, не соответствующем сложившемуся уровню благоустройства для данного населенного пункта, не имеющей жилой площади в других районах страны, проработавшей в области более 25 лет.
До настоящего времени жилое помещение мэрией города Магадана О. не предоставлено.
Со ссылками на положения ст. 4, 15, 17, 18, 40 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Декларации прав и свобод человека и гражданина, ст. 6, 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 решения Магаданской областной Думы N 65-Д от 08.06.2006 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения", просил суд обязать мэрию города Магадана предоставить О. на территории г. Магадана изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленное санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м.
Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым мэрия города Магадана подала кассационную жалобу.
Указывает в жалобе, что судом первой инстанции при принятии решения допущено существенное нарушение норм материального права, поскольку при вступлении в силу Жилищного кодекса РФ 01.03.2005 года Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в городе Магадане, утвержденных решением Малого Совета народных депутатов от 10.02.1993 года N 50, утратили силу, соответственно изменились основания и порядок предоставления жилой площади нуждающимся гражданам.
Право на получение вне очереди жилой площади по договору социального найма сохраняется за гражданами, принятыми на учет до 01.03.2005 года, при этом предоставляются жилые помещения в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, в частности, ч. 2 ст. 57 Кодекса. Указанной нормой к таким гражданам отнесены, проживающие в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Поскольку О. не относится к указанным выше категориям граждан, то у нее отсутствует право на внеочередное получение жилого помещения.
Просит обжалуемое решение отменить и принять новое, которым в иске прокурора отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив изложенные в ней доводы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, О. проживает в частном доме, с печным отоплением, без водопровода и канализации, принадлежащем ее бывшему мужу, занимает жилую площадь размером 14,8 кв. м, дом ветхий, комната сырая, грибок, при этом другого жилья не имеет.
- Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержд. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12).
Основанием для включения истца в списки получения жилого помещения вне очереди, явилось ее проживание в жилом помещении, не соответствующим сложившемуся уровню благоустройства для данного населенного пункта.
Таким образом, О. и в настоящее время является нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
С учетом приведенных норм, оснований для снятия О. с учета не имеется.
Между тем, ответчик, ссылаясь на ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, где в пунктах 1 - 3 указаны основания для предоставления вне очереди жилых помещений, ошибочно считает указанные основания порядком, в котором такое жилье предоставляется.
Вместе с тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, положения части 2 статьи 6 Кодекса в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П).
Согласно ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
Однако, более 10 лет, несмотря на включение в списки на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, жилищные права истца так и не были реализованы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение правильным, принятым в соответствии с нормами процессуального и материального права, направленным на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов О.
Доводы автора кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда от 16 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Судья
Магаданского областного суда
А.А.ЕЧИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2011 N 33-857/11 ПО ДЕЛУ N 2-2095/11
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. N 33-857/11
Судья{ }Ефремов{ }О.Б. Дело{ }N{ }2-2095/11{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бобылева С.В.,
судей Стахорской О.Л., Ечина А.А.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии города Магадана
на решение Магаданского городского суда от 16 июня 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов О. к мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленное санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение, площадью не менее 15 кв. м, расположенное на территории г. Магадана, - удовлетворить.
Обязать мэрию города Магадана предоставить О. изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленное санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м, расположенное на территории г. Магадана, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.А. Ечина, выслушав объяснение О., возражавшей против доводов кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Зариповой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Прокурор г. Магадана, действуя в защиту прав и законных интересов О., обратился в суд с иском к мэрии города Магадана о внеочередном предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что постановлением администрации г. Магадана от 29.11.1994 года N 2944 "О постановке на учет граждан по месту жительства" О., проживающая в частном доме по адресу: г. Магадан, ..., д...., жилой площадью 14,8 кв. м включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с подпунктом "л" пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г. Магадане, утвержденных решением Малого Совета народных депутатов от 10.02.1993 г. N 50, как проживающая в жилом помещении, не соответствующем сложившемуся уровню благоустройства для данного населенного пункта, независимо от размера занимаемой жилой площади, проработавшей в области более 20 лет.
Постановлением мэрии г. Магадана от 19.04.2000 года N 879 "О постановке на учет нуждающихся в жилой площади граждан, состоящих на учете по месту жительства" О., на основании подпункта "д" пункта 28 Правил, включена в списки граждан, пользующихся внеочередным правом на получение жилого помещения, как проживающая в жилом помещении, не соответствующем сложившемуся уровню благоустройства для данного населенного пункта, не имеющей жилой площади в других районах страны, проработавшей в области более 25 лет.
До настоящего времени жилое помещение мэрией города Магадана О. не предоставлено.
Со ссылками на положения ст. 4, 15, 17, 18, 40 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Декларации прав и свобод человека и гражданина, ст. 6, 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 решения Магаданской областной Думы N 65-Д от 08.06.2006 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения", просил суд обязать мэрию города Магадана предоставить О. на территории г. Магадана изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленное санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м.
Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым мэрия города Магадана подала кассационную жалобу.
Указывает в жалобе, что судом первой инстанции при принятии решения допущено существенное нарушение норм материального права, поскольку при вступлении в силу Жилищного кодекса РФ 01.03.2005 года Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в городе Магадане, утвержденных решением Малого Совета народных депутатов от 10.02.1993 года N 50, утратили силу, соответственно изменились основания и порядок предоставления жилой площади нуждающимся гражданам.
Право на получение вне очереди жилой площади по договору социального найма сохраняется за гражданами, принятыми на учет до 01.03.2005 года, при этом предоставляются жилые помещения в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, в частности, ч. 2 ст. 57 Кодекса. Указанной нормой к таким гражданам отнесены, проживающие в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Поскольку О. не относится к указанным выше категориям граждан, то у нее отсутствует право на внеочередное получение жилого помещения.
Просит обжалуемое решение отменить и принять новое, которым в иске прокурора отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив изложенные в ней доводы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, О. проживает в частном доме, с печным отоплением, без водопровода и канализации, принадлежащем ее бывшему мужу, занимает жилую площадь размером 14,8 кв. м, дом ветхий, комната сырая, грибок, при этом другого жилья не имеет.
- Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержд. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12).
Основанием для включения истца в списки получения жилого помещения вне очереди, явилось ее проживание в жилом помещении, не соответствующим сложившемуся уровню благоустройства для данного населенного пункта.
Таким образом, О. и в настоящее время является нуждающейся в жилом помещении по указанному основанию, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
С учетом приведенных норм, оснований для снятия О. с учета не имеется.
Между тем, ответчик, ссылаясь на ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, где в пунктах 1 - 3 указаны основания для предоставления вне очереди жилых помещений, ошибочно считает указанные основания порядком, в котором такое жилье предоставляется.
Вместе с тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, положения части 2 статьи 6 Кодекса в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П).
Согласно ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
Однако, более 10 лет, несмотря на включение в списки на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, жилищные права истца так и не были реализованы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение правильным, принятым в соответствии с нормами процессуального и материального права, направленным на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов О.
Доводы автора кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда от 16 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Судья
Магаданского областного суда
А.А.ЕЧИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)