Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7476

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 г. по делу N 33-7476


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора к ООО "Бриг-ПМВ" о понуждении к разработке проекта освоения лесов и предоставлении данного проекта на экспертизу
по представлению прокурора природоохранной межрайонной прокуратуры
на определение Надеждинского районного суда Приморского края от 23 июля 2012 года, которым в принятии иска отказано, рекомендовав с данным иском обратиться в Арбитражный суд Приморского края.
Заслушав доклад судьи, пояснения прокурора П., полагавшей определение суда незаконным, судебная коллегия
установила:

Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав, что ООО "Бриг-ПМВ", являясь лесопользователем, на основании договора аренды лесного участка для эксплуатации гидротехнического сооружения (водозаборная скважина), не имеет проекта освоения лесов, а так же заключения экспертизы по данному проекту. Полагая, что отсутствие проекта и заключения экспертизы по нему нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор просил суд признать незаконным бездействие ООО "Бриг-ПМВ", выразившееся в несоставлении проекта освоения лесов; обязать ООО "Бриг-ПМВ" исполнить требования статей 53, 53.1, 55, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации и разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду в соответствии с договором аренды лесного участка для эксплуатации гидротехнического сооружения (водозаборная скважина) от 08.10.2007 года N 8/44, предоставить названный проект освоения лесов на государственную экспертизу в управление лесным хозяйством Приморского края с целью получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов; установить срок для исполнения решения суда от 14.01.2013 года.
Суд вынес указанное выше определение об отказе в принятии иска, на которое прокурором межрайонной природоохранной прокуратуры принесено представление; полагает, что определение является незаконным и постановлено с нарушением норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, и обсудив доводы представления прокурора, находит определение суда подлежащим отмене.
Из искового заявления и приложенных к нему материалов усматривается, что ООО "Бриг-ПМВ" 08.10.2007 года заключило с управлением лесным хозяйством Приморского края договор аренды лесного участка для эксплуатации гидротехнического сооружения (водозаборная скважина) N 8/44 в 162 квартале 15 выделе Надеждинского участкового лесничества Владивостокского лесничества, кадастровый номер 25:10:01 0500:0013.
Согласно подпункту "в" пункта 11 договора аренды лесного участка для эксплуатации гидротехнического сооружения (водозаборная скважина) от 08.10.2007 N 8/44 ООО "Бриг-ПМВ" обязано в установленном порядке разработать и представить управлению лесным хозяйством Приморского края проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Проверкой установлено, что ООО "Бриг-ПМВ" длительное время осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов, что подтверждается письмом управления лесным хозяйством Приморского края от 04.06.2012 N 49-02-06/2693.
Отказывая в принятии иска, суд исходил из того, что спор выходит за рамки дел, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а отсутствие проекта у юридического лица и заключение экспертизы на данный проект, по мнению суда, не нарушает права граждан на благоприятную экологическую среду.
При этом суд указал на то, что осуществление деятельности юридическим лицом по пользованию арендованным для экономической деятельности лесным участком, без проекта и экспертизы по нему, является спором, который вытекает из экономической деятельности ООО "Бриг-ПМВ", и в силу ст. 28 АПК РФ подведомственен арбитражному суду.
С данным выводом суда, по мнению судебной коллегии, нельзя согласиться с учетом следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545, целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта РФ, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п. 15(11) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Согласно п. п. 3, 5 названных Правил предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу ст. ст. 9, 15 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу требований ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
При таких обстоятельствах использование лесного участка в отсутствие разработанного проекта освоения лесов, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
В соответствии ст. ст. 22, 45 ГПК РФ, споры, вытекающие из экологических правоотношений, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду разрешаются по заявлению прокурора в судах общей юрисдикции.
Согласно ст. 52 АПК РФ данный спор не может быть разрешен в Арбитражном суде Приморского края, поскольку арбитражным судам не подведомственны споры указанной категории и арбитражные суды не вправе рассматривать заявления прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для отказа в принятии иска по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку спор подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

определение Надеждинского районного суда Приморского края от 23 июля 2012 года - отменить, направить материал в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии искового заявления к производству суда.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)