Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шиирипей А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаан А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Д.А.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2012 года,
установила:
Истец З. обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка, указывая на то, что 10 ноября 2005 года Мэрия г. Кызыла закрепила за ним земельный участок по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, на основании постановления N ** от 10 ноября 2005 года "О передаче в аренду земельных участков гражданам". Указанный земельный участок площадью ** кв. м расположен на землях населенных пунктов для использования в целях строительства жилого дома, имеется кадастровый паспорт за N **. С 2005 года он огородил земельный участок, построил на участке жилой дом, надворные постройки. В 2009 году он обратился в Мэрию г. Кызыла с просьбой заключить с ним договор аренды на указанный земельный участок. Однако Мэрия г. Кызыла отказала ему в связи с необходимостью обращения" в суд для получения правоустанавливающих документов на земельные участки под индивидуальное строительство. В 2011 году он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с просьбой заключить с ним договор аренды на земельный участок. Однако ответчик отказал по мотивам того, что необходимо решение суда о признании права собственности на жилой дом. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам земельных участок из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ органы местного самоуправления (городская администрация), должны были заключить договор аренды земельного участка. Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен п. 1 ст. 8 ГК РФ, в соответствии с которым основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Постановление Мэра г. Кызыла "О передаче в аренду земельных участков гражданам" N ** от 10 ноября 2005 года до настоящего времени не отменено и имеет юридическую силу, так как не было признано судом недействительным. Однако ответчик отказывается заключить с ним договор аренды земельного участка. Просит суд понудить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва к заключению с ним договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, сроком на 3 года.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2012 года иск З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка удовлетворен. Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить договор аренды с З. на земельный участок находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, для использования в целях строительства жилого дома, общей площадью ** кв. м, сроком на три года.
В своей апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва просит решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении иска, указав, что при рассмотрении дела судом были нарушены нормы материального права, истец не доказал соблюдение процедуры предоставления органом местного самоуправления ему земельного участка в аренду. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца Д.С. и С. с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Как установлено судом первой инстанции, 10 ноября 2005 года постановлением Мэра г. Кызыла N ** истцу З. был предоставлен в аренду земельный участок категории земель поселений, находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, для использования в целях под строительство жилого дома в границах, указанных в межевом деле участка общей площадью ** кв. м на срок 11 месяцев (п. 5). Также в данном постановлении предписано Комитету по управлению муниципальным имуществом заключить договоры аренды земельного участка.
Из разрешения на строительство под N ** от 25 декабря 2005 года видно, что отдел архитектуры и градостроительства разрешает З. строительство объекта капитального строительства - жилого дома согласно выполненной проектной документации, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **. Срок действия разрешения до 25 декабря 2008 года.
Из межевого дела, составленного ООО "Тывагипрозем" 18 февраля 2010 года, видно, что установлены границы земельного участка и составлен акт согласования местоположения границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, с указанием землепользователя З.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 20 мая 2010 года N **, земельный участок имеет кадастровый номер **, разрешен под строительство жилого дома, при этом в графе "сведения о правах" проставлен прочерк.
Из справки начальника отдела градостроительства Мэрии г. Кызыла N ** от 23 сентября 2009 года, из которой следует, что жилой дом, находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, соответствует градостроительным нормам. Степень готовности жилого дома на 01 сентября 2009 года 80 процентов.
14 марта 2012 года представителем истца Д.С. в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва подано заявление о заключении с З. договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, на основании постановления Мэра г. Кызыла N ** от 10 ноября 2005 года, однако, данное заявление ответчиком оставлено без ответа.
Из ответа Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла (правопреемника КУМИ г. Кызыла) от 17 мая 2012 года N ** следует, что на основании протеста прокурора N ** от 28 июля 2006 года Постановлением Мэра г. Кызыла от 16 августа 2006 года N ** отменены пункты с 1 по 14, с 16 по 52 постановления Мэра г. Кызыла N ** от 10 ноября 2005 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление земельного участка истцу было осуществлено в соответствии с установленным и действующим в тот период законодательством, а именно: органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особые, по сравнению с общими, правила предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В том числе указанной статьей (п. 2) установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Согласно ч. 3 указанной статьи, договор аренды земельного участка подлежит заключению с гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Статья 30.1 была введена в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ и вступила в силу с 01 октября 2005 года.
При рассмотрении дела истец не оспаривал, что договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла в указанный законом срок он не заключал.
Таким образом, на момент обращения в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва срок предоставления истцу земельного участка в аренду истек, право на заключение договора аренды он не реализовал, поэтому оснований для заключения с ним договора аренды на основании вышеуказанного постановления Мэра г. Кызыла N ** от 10 ноября 2005 года, прекратившего свое действие, у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва не имелось.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства могло быть осуществлено лишь в порядке, установленным настоящим Кодексом. При этом исключительное право на аренду истец мог иметь лишь как собственник возведенного на этом земельном участке жилого дома (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
При отсутствии указанных в законе оснований у истца отсутствует право требовать заключения с ним договора аренды, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении иска З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка отказать".
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 24.07.2012 ПО ДЕЛУ N 428/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу N 428/2012
Судья Шиирипей А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаан А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Д.А.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2012 года,
установила:
Истец З. обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка, указывая на то, что 10 ноября 2005 года Мэрия г. Кызыла закрепила за ним земельный участок по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, на основании постановления N ** от 10 ноября 2005 года "О передаче в аренду земельных участков гражданам". Указанный земельный участок площадью ** кв. м расположен на землях населенных пунктов для использования в целях строительства жилого дома, имеется кадастровый паспорт за N **. С 2005 года он огородил земельный участок, построил на участке жилой дом, надворные постройки. В 2009 году он обратился в Мэрию г. Кызыла с просьбой заключить с ним договор аренды на указанный земельный участок. Однако Мэрия г. Кызыла отказала ему в связи с необходимостью обращения" в суд для получения правоустанавливающих документов на земельные участки под индивидуальное строительство. В 2011 году он обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с просьбой заключить с ним договор аренды на земельный участок. Однако ответчик отказал по мотивам того, что необходимо решение суда о признании права собственности на жилой дом. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам земельных участок из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ органы местного самоуправления (городская администрация), должны были заключить договор аренды земельного участка. Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен п. 1 ст. 8 ГК РФ, в соответствии с которым основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом. Постановление Мэра г. Кызыла "О передаче в аренду земельных участков гражданам" N ** от 10 ноября 2005 года до настоящего времени не отменено и имеет юридическую силу, так как не было признано судом недействительным. Однако ответчик отказывается заключить с ним договор аренды земельного участка. Просит суд понудить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва к заключению с ним договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, сроком на 3 года.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2012 года иск З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка удовлетворен. Суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить договор аренды с З. на земельный участок находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, для использования в целях строительства жилого дома, общей площадью ** кв. м, сроком на три года.
В своей апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва просит решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении иска, указав, что при рассмотрении дела судом были нарушены нормы материального права, истец не доказал соблюдение процедуры предоставления органом местного самоуправления ему земельного участка в аренду. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца Д.С. и С. с апелляционной жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Как установлено судом первой инстанции, 10 ноября 2005 года постановлением Мэра г. Кызыла N ** истцу З. был предоставлен в аренду земельный участок категории земель поселений, находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, для использования в целях под строительство жилого дома в границах, указанных в межевом деле участка общей площадью ** кв. м на срок 11 месяцев (п. 5). Также в данном постановлении предписано Комитету по управлению муниципальным имуществом заключить договоры аренды земельного участка.
Из разрешения на строительство под N ** от 25 декабря 2005 года видно, что отдел архитектуры и градостроительства разрешает З. строительство объекта капитального строительства - жилого дома согласно выполненной проектной документации, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **. Срок действия разрешения до 25 декабря 2008 года.
Из межевого дела, составленного ООО "Тывагипрозем" 18 февраля 2010 года, видно, что установлены границы земельного участка и составлен акт согласования местоположения границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, с указанием землепользователя З.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 20 мая 2010 года N **, земельный участок имеет кадастровый номер **, разрешен под строительство жилого дома, при этом в графе "сведения о правах" проставлен прочерк.
Из справки начальника отдела градостроительства Мэрии г. Кызыла N ** от 23 сентября 2009 года, из которой следует, что жилой дом, находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, соответствует градостроительным нормам. Степень готовности жилого дома на 01 сентября 2009 года 80 процентов.
14 марта 2012 года представителем истца Д.С. в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва подано заявление о заключении с З. договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. **, д. **, на основании постановления Мэра г. Кызыла N ** от 10 ноября 2005 года, однако, данное заявление ответчиком оставлено без ответа.
Из ответа Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла (правопреемника КУМИ г. Кызыла) от 17 мая 2012 года N ** следует, что на основании протеста прокурора N ** от 28 июля 2006 года Постановлением Мэра г. Кызыла от 16 августа 2006 года N ** отменены пункты с 1 по 14, с 16 по 52 постановления Мэра г. Кызыла N ** от 10 ноября 2005 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление земельного участка истцу было осуществлено в соответствии с установленным и действующим в тот период законодательством, а именно: органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особые, по сравнению с общими, правила предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В том числе указанной статьей (п. 2) установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Согласно ч. 3 указанной статьи, договор аренды земельного участка подлежит заключению с гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Статья 30.1 была введена в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ и вступила в силу с 01 октября 2005 года.
При рассмотрении дела истец не оспаривал, что договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла в указанный законом срок он не заключал.
Таким образом, на момент обращения в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва срок предоставления истцу земельного участка в аренду истек, право на заключение договора аренды он не реализовал, поэтому оснований для заключения с ним договора аренды на основании вышеуказанного постановления Мэра г. Кызыла N ** от 10 ноября 2005 года, прекратившего свое действие, у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва не имелось.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства могло быть осуществлено лишь в порядке, установленным настоящим Кодексом. При этом исключительное право на аренду истец мог иметь лишь как собственник возведенного на этом земельном участке жилого дома (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).
При отсутствии указанных в законе оснований у истца отсутствует право требовать заключения с ним договора аренды, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении иска З. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о понуждении к заключению договора аренды земельного участка отказать".
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)