Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сидорин А.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.
судей Ходаковой Л.А., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Плавского районного суда Тульской области от 05 мая 2012 года по иску Ш. к администрации МО г. Плавск о признании права пользования квартирой по договору социального найма и обязательстве заключения договора социального найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к администрации МО г. Плавска Тульской области о признании права пользования жилым помещением - квартирой N в доме N по г. Плавска по договору социального найма и обязании заключения договора социального найма жилого помещения.
Исковые требования мотивировал тем, что 17 июня 2002 года он заключил контракт о прохождении военной службы с войсковой частью N, дислоцированной в г. Плавске Тульской области. 20 марта 2006 года решением жилищной комиссии войсковой частью N ему была распределена однокомнатная квартира N в доме N по г. Плавска Тульской области в которую он вселился и проживает в ней. Вместе с ним, как член семьи в квартиру вселился и его несовершеннолетний сын Ш.В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения. После расформирования войсковой части N, он вновь заключил контракт с войсковой частью N, дислоцируемой в г. Плавске. 29 декабря 2011 года его уволили с военной службы из войсковой части N по организационно штатным мероприятиям, и перевели за штат в войсковую часть N, дислоцированную в г. Туле. Однако он только числится за штатом указанной части, но военную службу не проходит. В феврале 2012 года он обратился в администрацию МО г. Плавск с просьбой о заключении с ним договора социального найма квартиры, в которой он проживает. Но ему в этом было отказано по тем основаниям, что квартира имеет статус служебного жилья. Им были получены сведения из ЕГРП, согласно которым квартира на праве собственности за МО г. Плавск не зарегистрирована и не имеет статуса служебного жилья. Ему известно, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 21 августа 2001 года за N 1112-р указанная квартира из федеральной собственности передана в муниципальную собственность и после передачи жилого фонда от министерства обороны в муниципальную собственность, войсковая часть и КЭЧ продолжала заселять указанные жилые помещения военнослужащими. Считает, что спорная квартира не имеет статус служебного жилья, поскольку не зарегистрирована в качестве специализированного жилого фонда в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании истец Ш. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении и просил иск удовлетворить в полном объеме. В обосновании иска указал, что в рядах Вооруженных Сил РФ он служил с 29 мая 2001 года до конца декабря 2011 года. С конца декабря 2011 года уволен из рядов вооруженных сил РФ из войсковой части N в связи с проведенными орг. штатными мероприятиями, после передислокации части из г. Плавска в г. Тулу. Поскольку его не могли уволить из рядов вооруженных сил без предоставления жилья, с учетом выслуги более 10 лет, его перевели за штат войсковой части N, которая находится в г. Туле. Указал также, что у его жены имеется в собственности 1/3 доля квартиры в пос. Пригородный.
Представитель истца Ш. - М. в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя и просила иск удовлетворить в полном объеме. В обосновании иска пояснила, что спорная квартира, в которой проживает ее доверитель Ш., не является служебной, так как была нарушена процедура признания указанного жилого помещения в качестве специализированного жилого фонда. Считает, что Ш. фактически проживает в спорной квартире с момента заселения по договору социального найма.
Представитель ответчика - администрации МО г. Плавск по доверенности К. в судебном заседании исковые требования Ш. не признала и просила в иске отказать. В обосновании возражений на иск пояснила, что в 2007 году из собственности муниципального образования Плавский район в собственность муниципального образования город Плавск Плавского района в числе прочего имущества передавалась квартира по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск. Данная квартира не была закреплена на правах хозяйственного ведения и оперативного управления за какими-либо государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и входит в состав муниципальной казны МО г. Плавск Плавского района. До 2001 г. дом N по, в том числе и указанная квартира, находились во владении Министерства обороны РФ, а затем по распоряжению Правительства РФ от 21.08.2001 г. N была передана в собственность МО Плавский район. Спорная квартира была предоставлена Ш. на время прохождения тем службы в в/ч N в качестве служебного жилого помещения, согласно договору найма служебного жилого помещения N от 26.10.2006 г., т.е. для временного проживания в нем. Решение, позволяющее Ш. проживание в оспариваемом жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, Администрацией МО г. Плавск Плавского района не принималось, договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении последний не состоит. Из смысла абзаца 11 п. 1 ст. 15 следует, что обеспечивать жильем военнослужащих должно Министерство обороны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, в том числе специально созданные ФГУ Квартирно-эксплуатационные части, за счет средств федерального бюджета, а не Администрация муниципального образования город Плавск Плавского района из имущества муниципальной казны.
Представитель третьего лица - администрации МО Плавский район по доверенности К.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований Ш., пояснив, что спорная квартира является служебной на основании постановления главы Плавского района N от 26 января 1999 года и истцу предоставлялось именно служебное жилое помещение по договору найма служебного жилья от 26.10.2006 года. Считает, что не уведомление органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество о статусе спорной квартиры как служебной, со стороны органа местного самоуправления, не является безусловным основанием того, что квартира, где проживает истец Ш., утратила статус служебного жилья. Реализацией права военнослужащих на получения социального жилья должны заниматься органы федеральной государственной власти, в частности Министерство Обороны РФ.
Представитель третьего лица - войсковой части N г. Тулы в суд не явился. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Суд решил: в удовлетворении исковых требований Ш. к администрации МО г. Плавск о признании права пользования жилым помещением - квартирой N в доме N по г. Плавска Тульской области по договору социального найма и обязательстве заключения договора социального найма жилого помещения - квартиры N в доме N по г. Плавска Тульской области, отказать.
В апелляционной жалобе Ш. просит решение суда отменить, считая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывает, что спорная квартира не приобрела статус служебного жилого помещения по причине того, что данная квартира была отнесена к разряду служебной только тем, что было вынесено постановление главы администрации МО Плавский район, но далее в установленном законном порядке не была зарегистрирована в качестве таковой.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации МО Плавский район А. указывает на законность и обоснованность решения суда. В соответствии с нормами Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и п. 2 ст. 92 ЖК РФ, направление о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, равно как и заявителю в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в полномочия муниципальных образований не входит обеспечение жилыми помещениями военнослужащих за счет средств бюджета муниципальных образований.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации МО г. Плавск Плавского района Л. указывает на законность и обоснованность решения суда, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для его отмены. Считает, что неуведомление органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество о статусе квартиры как служебной со стороны органа местного самоуправления, не является безусловным основанием того, что квартира утратила статус служебного жилья и является обычным социальным жильем.
Ш. и его представитель по доверенности М. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания указанные лица не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Выслушав объяснения представителя ответчика - администрации МО г. Плавск по доверенности К., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, представителя войсковой части N по доверенности П., выразившего согласие с доводами апелляционной жалобы Ш., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.
Пунктом 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятия при общей продолжительности службы 10 лет и более предоставляется в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе в связи с прохождением службы.
Из материалов дела следует, что истец Ш. 17 июня 2002 года заключил контракт с войсковой частью N, дислоцируемой в г. Плавске Тульской области на прохождение воинской службы.
В связи с расформированием войсковой части N в г. Плавске, Ш. согласно проведенным орг. штатными мероприятиями 16.12.2006 года исключен из списков войсковой части N и с 15.02.22007 года зачислен в войсковую часть N, дислоцируемую в г. Плавске на должность, впоследствии переведен на должность в/ч N.
В соответствии с приказом N от 29.12.2011 года по войсковой части N, в связи с орг. штатными мероприятиями (статья 51 пункт 2, подпункта "А" Федерального Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"), Ш. был освобожден от должности начальника столовой взвода обеспечения в/ч N и его перевели за штат в войсковую часть N, дислоцируемую в г. Туле.
Как усматривается из справки войсковой части N от 30 ноября 2011 года, выслуга лет Ш. в Вооруженных Силах РФ на 30 ноября 2011 года составляет в календарном исчислении 10 лет 4 месяца 25 дней; в льготном исчислении - 12 лет 4 месяца 25 дней в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 2006 года за N.
20 марта 2006 года, согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части N было принято решение о выделении истцу Ш. его семье (ему и его несовершеннолетнему сыну) для проживания жилого помещения - однокомнатной служебной квартиры N в доме N по г. Плавска Тульской области.
Согласно договору найма служебного жилого помещения за N от 26.10.2006 года, Плавское МППКХ, действующее от имени администрации МО Плавский район, заключило с Ш. договор социального найма жилого помещения - квартиры N по г. Плавска Тульской области, в связи с прохождением нанимателя Ш. воинской службы в войсковой части N на территории г. Плавска.
Истец Ш. не состоял на учете, как нуждающийся в получении социального жилья.
Жилой фонд, принадлежащий Министерству обороны РФ, находящийся в г. Плавске Тульской области (квартира N в доме N по г. Плавска Тульской области) на основании постановления главы Плавского района за N от 24.12.1999 года "О передачи жилого фонда Тульской КЭЧ в муниципальную собственность" и Решения Думы Плавского района за N от 30.12.1999 года Об утверждении постановления Главы района N от 24.12.1999 года, был передан Тульской КЭЧ в муниципальную собственность МО Плавский район Тульской области.
На основании Закона Тульской области N 836-ЗТО от 03.07.2007 года "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Плавский район, между муниципальным образованием Плавский район и вновь образованными в его границах поселениями" и на основании постановления главы администрации МО г. Плавск Плавского района N 36 от 10.05.2008 года "О приеме имущества, передаваемого из собственности МО Плавский район в собственность МО г. Плавск Плавского района", спорная квартира является собственностью МО г. Плавск, что подтверждается выпиской N из реестра муниципального имущества МО г. Плавск Тульской области.
Согласно приложению к письму главы администрации МО Плавский район от 10.11.2009 года за N квартира N в доме N по г. Плавска Тульской области является служебной, на основании постановления главы Плавского района от 26.01.1999 года за N и предоставлена Ш. на основании постановления N от 26.10.2006 года.
Разрешая спор и обосновывая вывод об отказе в удовлетворении требований Ш., суд исходил из того, что спорная квартира является служебным жильем на основании постановления от 26.01.1999 года за N о придании спорной квартире статуса служебной; решения жилищной комиссии войсковой части N от 20.03.2006 года о предоставлении Ш. служебной квартиры N в доме N по г. Плавска; постановления главы администрации МО Плавский район от 26.10.2006 года за N о предоставлении Ш. квартиры N в доме N по г. Плавска в качестве служебного жилья, и договор найма служебного жилого помещения N от 26.10.2006 года, которые государственными органами, органами местного самоуправления, либо по судебному решению, не признавались незаконными и недействительными. Решения о предоставлении Ш. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма не принималось. Суд также принял во внимание то, что истец Ш. не состоял на учете, как нуждающийся в получении социального жилья.
Исходя из изложенного, а также из оснований и порядка предоставления спорной квартиры военнослужащему Ш. (протокол жилищной комиссии войсковой части N, договор найма служебного жилого помещения N от 26.10.2006 года), с ведома и разрешения администрации МО, полномочной распоряжаться жилищным фондом по своему усмотрению, а также учитывая, что указанное жилое помещение постоянно использовалось для проживания именно военнослужащих, дислоцирующихся в г. Плавске, суд правильно признал, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного жилого помещения, то есть на период службы в войсковой части, дислоцирующейся в г. Плавске.
Из материалов дела следует, что Ш.П. на основании приказа командира войсковой части N от 27.12.2011 года зачислен в распоряжение командира войсковой части, расположенной в г. Туле.
Как следует из объяснений представителя указанной войсковой части в суде апелляционной инстанции - П., Ш.П. из списка личного состава войсковой части не исключен, зачислен в роту эвакуации, войсковая часть дислоцируется в г. Туле. И ранее, и на настоящее время Ш.П. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не поставлен.
Следовательно, исходя из абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" истец, как продолжающий службу в рядах вооруженных сил РФ должен быть обеспечен служебным жильем по месту службы, то есть в г. Туле.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы Ш.П. о необходимости заключения с ним договора социального найма спорной квартиры, судебная коллегия также исходит из нижеследующего.
Согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 28.05.2012) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм следует, что обязательным условием предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма либо в собственность бесплатно, является нуждаемость в получении такового, а также прекращение службы либо по выслуге лет, либо вследствие организационно-штатных мероприятий.
По сообщению Федерального государственного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ от 12.09.2012 г., поступившему в суд апелляционной инстанции, Ш. 14.08.2012 года обратился в Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Регион, город, населенный пункт в качестве избранного места жительства не указал.
Таким образом, как правильно констатировал суд первой инстанции, поскольку Ш.П. на настоящий момент не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не исключен из списка личного состава войсковой части N, у Администрации МО г. Плавск обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма отсутствует.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции. Указанные доводы в решении суда получили надлежащую правовую оценку и они не могут служит основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Плавского районного суда Тульской области от 05 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2188
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-2188
Судья: Сидорин А.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.
судей Ходаковой Л.А., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Плавского районного суда Тульской области от 05 мая 2012 года по иску Ш. к администрации МО г. Плавск о признании права пользования квартирой по договору социального найма и обязательстве заключения договора социального найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Крыловой Э.Ю., судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском к администрации МО г. Плавска Тульской области о признании права пользования жилым помещением - квартирой N в доме N по г. Плавска по договору социального найма и обязании заключения договора социального найма жилого помещения.
Исковые требования мотивировал тем, что 17 июня 2002 года он заключил контракт о прохождении военной службы с войсковой частью N, дислоцированной в г. Плавске Тульской области. 20 марта 2006 года решением жилищной комиссии войсковой частью N ему была распределена однокомнатная квартира N в доме N по г. Плавска Тульской области в которую он вселился и проживает в ней. Вместе с ним, как член семьи в квартиру вселился и его несовершеннолетний сын Ш.В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения. После расформирования войсковой части N, он вновь заключил контракт с войсковой частью N, дислоцируемой в г. Плавске. 29 декабря 2011 года его уволили с военной службы из войсковой части N по организационно штатным мероприятиям, и перевели за штат в войсковую часть N, дислоцированную в г. Туле. Однако он только числится за штатом указанной части, но военную службу не проходит. В феврале 2012 года он обратился в администрацию МО г. Плавск с просьбой о заключении с ним договора социального найма квартиры, в которой он проживает. Но ему в этом было отказано по тем основаниям, что квартира имеет статус служебного жилья. Им были получены сведения из ЕГРП, согласно которым квартира на праве собственности за МО г. Плавск не зарегистрирована и не имеет статуса служебного жилья. Ему известно, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 21 августа 2001 года за N 1112-р указанная квартира из федеральной собственности передана в муниципальную собственность и после передачи жилого фонда от министерства обороны в муниципальную собственность, войсковая часть и КЭЧ продолжала заселять указанные жилые помещения военнослужащими. Считает, что спорная квартира не имеет статус служебного жилья, поскольку не зарегистрирована в качестве специализированного жилого фонда в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании истец Ш. исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении и просил иск удовлетворить в полном объеме. В обосновании иска указал, что в рядах Вооруженных Сил РФ он служил с 29 мая 2001 года до конца декабря 2011 года. С конца декабря 2011 года уволен из рядов вооруженных сил РФ из войсковой части N в связи с проведенными орг. штатными мероприятиями, после передислокации части из г. Плавска в г. Тулу. Поскольку его не могли уволить из рядов вооруженных сил без предоставления жилья, с учетом выслуги более 10 лет, его перевели за штат войсковой части N, которая находится в г. Туле. Указал также, что у его жены имеется в собственности 1/3 доля квартиры в пос. Пригородный.
Представитель истца Ш. - М. в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя и просила иск удовлетворить в полном объеме. В обосновании иска пояснила, что спорная квартира, в которой проживает ее доверитель Ш., не является служебной, так как была нарушена процедура признания указанного жилого помещения в качестве специализированного жилого фонда. Считает, что Ш. фактически проживает в спорной квартире с момента заселения по договору социального найма.
Представитель ответчика - администрации МО г. Плавск по доверенности К. в судебном заседании исковые требования Ш. не признала и просила в иске отказать. В обосновании возражений на иск пояснила, что в 2007 году из собственности муниципального образования Плавский район в собственность муниципального образования город Плавск Плавского района в числе прочего имущества передавалась квартира по адресу: Тульская область, Плавский район, г. Плавск. Данная квартира не была закреплена на правах хозяйственного ведения и оперативного управления за какими-либо государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и входит в состав муниципальной казны МО г. Плавск Плавского района. До 2001 г. дом N по, в том числе и указанная квартира, находились во владении Министерства обороны РФ, а затем по распоряжению Правительства РФ от 21.08.2001 г. N была передана в собственность МО Плавский район. Спорная квартира была предоставлена Ш. на время прохождения тем службы в в/ч N в качестве служебного жилого помещения, согласно договору найма служебного жилого помещения N от 26.10.2006 г., т.е. для временного проживания в нем. Решение, позволяющее Ш. проживание в оспариваемом жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, Администрацией МО г. Плавск Плавского района не принималось, договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении последний не состоит. Из смысла абзаца 11 п. 1 ст. 15 следует, что обеспечивать жильем военнослужащих должно Министерство обороны РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, в том числе специально созданные ФГУ Квартирно-эксплуатационные части, за счет средств федерального бюджета, а не Администрация муниципального образования город Плавск Плавского района из имущества муниципальной казны.
Представитель третьего лица - администрации МО Плавский район по доверенности К.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований Ш., пояснив, что спорная квартира является служебной на основании постановления главы Плавского района N от 26 января 1999 года и истцу предоставлялось именно служебное жилое помещение по договору найма служебного жилья от 26.10.2006 года. Считает, что не уведомление органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество о статусе спорной квартиры как служебной, со стороны органа местного самоуправления, не является безусловным основанием того, что квартира, где проживает истец Ш., утратила статус служебного жилья. Реализацией права военнослужащих на получения социального жилья должны заниматься органы федеральной государственной власти, в частности Министерство Обороны РФ.
Представитель третьего лица - войсковой части N г. Тулы в суд не явился. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Суд решил: в удовлетворении исковых требований Ш. к администрации МО г. Плавск о признании права пользования жилым помещением - квартирой N в доме N по г. Плавска Тульской области по договору социального найма и обязательстве заключения договора социального найма жилого помещения - квартиры N в доме N по г. Плавска Тульской области, отказать.
В апелляционной жалобе Ш. просит решение суда отменить, считая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывает, что спорная квартира не приобрела статус служебного жилого помещения по причине того, что данная квартира была отнесена к разряду служебной только тем, что было вынесено постановление главы администрации МО Плавский район, но далее в установленном законном порядке не была зарегистрирована в качестве таковой.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации МО Плавский район А. указывает на законность и обоснованность решения суда. В соответствии с нормами Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и п. 2 ст. 92 ЖК РФ, направление о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда в орган, регистрирующий права на недвижимое имущество и сделки с ним, равно как и заявителю в трехдневный срок, не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в полномочия муниципальных образований не входит обеспечение жилыми помещениями военнослужащих за счет средств бюджета муниципальных образований.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации МО г. Плавск Плавского района Л. указывает на законность и обоснованность решения суда, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для его отмены. Считает, что неуведомление органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество о статусе квартиры как служебной со стороны органа местного самоуправления, не является безусловным основанием того, что квартира утратила статус служебного жилья и является обычным социальным жильем.
Ш. и его представитель по доверенности М. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания указанные лица не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Выслушав объяснения представителя ответчика - администрации МО г. Плавск по доверенности К., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, представителя войсковой части N по доверенности П., выразившего согласие с доводами апелляционной жалобы Ш., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.
Пунктом 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятия при общей продолжительности службы 10 лет и более предоставляется в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе в связи с прохождением службы.
Из материалов дела следует, что истец Ш. 17 июня 2002 года заключил контракт с войсковой частью N, дислоцируемой в г. Плавске Тульской области на прохождение воинской службы.
В связи с расформированием войсковой части N в г. Плавске, Ш. согласно проведенным орг. штатными мероприятиями 16.12.2006 года исключен из списков войсковой части N и с 15.02.22007 года зачислен в войсковую часть N, дислоцируемую в г. Плавске на должность, впоследствии переведен на должность в/ч N.
В соответствии с приказом N от 29.12.2011 года по войсковой части N, в связи с орг. штатными мероприятиями (статья 51 пункт 2, подпункта "А" Федерального Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"), Ш. был освобожден от должности начальника столовой взвода обеспечения в/ч N и его перевели за штат в войсковую часть N, дислоцируемую в г. Туле.
Как усматривается из справки войсковой части N от 30 ноября 2011 года, выслуга лет Ш. в Вооруженных Силах РФ на 30 ноября 2011 года составляет в календарном исчислении 10 лет 4 месяца 25 дней; в льготном исчислении - 12 лет 4 месяца 25 дней в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 2006 года за N.
20 марта 2006 года, согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части N было принято решение о выделении истцу Ш. его семье (ему и его несовершеннолетнему сыну) для проживания жилого помещения - однокомнатной служебной квартиры N в доме N по г. Плавска Тульской области.
Согласно договору найма служебного жилого помещения за N от 26.10.2006 года, Плавское МППКХ, действующее от имени администрации МО Плавский район, заключило с Ш. договор социального найма жилого помещения - квартиры N по г. Плавска Тульской области, в связи с прохождением нанимателя Ш. воинской службы в войсковой части N на территории г. Плавска.
Истец Ш. не состоял на учете, как нуждающийся в получении социального жилья.
Жилой фонд, принадлежащий Министерству обороны РФ, находящийся в г. Плавске Тульской области (квартира N в доме N по г. Плавска Тульской области) на основании постановления главы Плавского района за N от 24.12.1999 года "О передачи жилого фонда Тульской КЭЧ в муниципальную собственность" и Решения Думы Плавского района за N от 30.12.1999 года Об утверждении постановления Главы района N от 24.12.1999 года, был передан Тульской КЭЧ в муниципальную собственность МО Плавский район Тульской области.
На основании Закона Тульской области N 836-ЗТО от 03.07.2007 года "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Плавский район, между муниципальным образованием Плавский район и вновь образованными в его границах поселениями" и на основании постановления главы администрации МО г. Плавск Плавского района N 36 от 10.05.2008 года "О приеме имущества, передаваемого из собственности МО Плавский район в собственность МО г. Плавск Плавского района", спорная квартира является собственностью МО г. Плавск, что подтверждается выпиской N из реестра муниципального имущества МО г. Плавск Тульской области.
Согласно приложению к письму главы администрации МО Плавский район от 10.11.2009 года за N квартира N в доме N по г. Плавска Тульской области является служебной, на основании постановления главы Плавского района от 26.01.1999 года за N и предоставлена Ш. на основании постановления N от 26.10.2006 года.
Разрешая спор и обосновывая вывод об отказе в удовлетворении требований Ш., суд исходил из того, что спорная квартира является служебным жильем на основании постановления от 26.01.1999 года за N о придании спорной квартире статуса служебной; решения жилищной комиссии войсковой части N от 20.03.2006 года о предоставлении Ш. служебной квартиры N в доме N по г. Плавска; постановления главы администрации МО Плавский район от 26.10.2006 года за N о предоставлении Ш. квартиры N в доме N по г. Плавска в качестве служебного жилья, и договор найма служебного жилого помещения N от 26.10.2006 года, которые государственными органами, органами местного самоуправления, либо по судебному решению, не признавались незаконными и недействительными. Решения о предоставлении Ш. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма не принималось. Суд также принял во внимание то, что истец Ш. не состоял на учете, как нуждающийся в получении социального жилья.
Исходя из изложенного, а также из оснований и порядка предоставления спорной квартиры военнослужащему Ш. (протокол жилищной комиссии войсковой части N, договор найма служебного жилого помещения N от 26.10.2006 года), с ведома и разрешения администрации МО, полномочной распоряжаться жилищным фондом по своему усмотрению, а также учитывая, что указанное жилое помещение постоянно использовалось для проживания именно военнослужащих, дислоцирующихся в г. Плавске, суд правильно признал, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного жилого помещения, то есть на период службы в войсковой части, дислоцирующейся в г. Плавске.
Из материалов дела следует, что Ш.П. на основании приказа командира войсковой части N от 27.12.2011 года зачислен в распоряжение командира войсковой части, расположенной в г. Туле.
Как следует из объяснений представителя указанной войсковой части в суде апелляционной инстанции - П., Ш.П. из списка личного состава войсковой части не исключен, зачислен в роту эвакуации, войсковая часть дислоцируется в г. Туле. И ранее, и на настоящее время Ш.П. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не поставлен.
Следовательно, исходя из абз. 1 и 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" истец, как продолжающий службу в рядах вооруженных сил РФ должен быть обеспечен служебным жильем по месту службы, то есть в г. Туле.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы Ш.П. о необходимости заключения с ним договора социального найма спорной квартиры, судебная коллегия также исходит из нижеследующего.
Согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (ред. от 28.05.2012) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм следует, что обязательным условием предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма либо в собственность бесплатно, является нуждаемость в получении такового, а также прекращение службы либо по выслуге лет, либо вследствие организационно-штатных мероприятий.
По сообщению Федерального государственного учреждения Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ от 12.09.2012 г., поступившему в суд апелляционной инстанции, Ш. 14.08.2012 года обратился в Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Регион, город, населенный пункт в качестве избранного места жительства не указал.
Таким образом, как правильно констатировал суд первой инстанции, поскольку Ш.П. на настоящий момент не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не исключен из списка личного состава войсковой части N, у Администрации МО г. Плавск обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма отсутствует.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию заявителя, изложенную в суде первой инстанции. Указанные доводы в решении суда получили надлежащую правовую оценку и они не могут служит основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Плавского районного суда Тульской области от 05 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)