Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Наумова Т.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя К. по доверенности С., кассационной жалобе администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 23 июня 2011 года по делу по иску прокурора г. Тулы в интересах К., К.Д. к Администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья, по иску К., Т.Д. (К.), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, переселении из фактически занимаемого помещения, признанного непригодным для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах К. К.Д. к Администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья.
В обоснование иска указал, что К. состоит на регистрационном учете составом семьи 2 человека (она, дочь К.Д.) в муниципальной служебной однокомнатной квартире N 11 дома, общей площадью 20,6 кв. м, жилой площадью 13,1 кв. м.
Согласно типовому договору найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в Российской Федерации от 04.04.2004 г., МУ "Городская служба Заказчика" по ЖКХ (наймодатель) предоставило К. (нанимателю) и ее семье на основании ордера на служебное жилое помещение в бессрочное пользование изолированное помещение, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 20,6 кв. м, жилой площадью 13,1 кв. м по адресу: кв. 11.
Постановлением главы города Тулы от 28.09.2001 N 1293 данный жилой дом отнесен к числу непригодных для постоянного проживания.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 N 2958 "Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006 - 2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания" граждане, проживающие в доме, планировались к отселению в 2007 году.
Однако обязанности, предусмотренные названным постановлением, не исполнены, указанные граждане не отселены. Дальнейшее проживание в домовладении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания, может привести к угрозе здоровью и безопасности проживания К. и ее семье.
На основании изложенного, просил суд обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить К. и К.Д. (Т.) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив их из квартиры N 11 дома, признанного непригодным для постоянного проживания, в срок до 31.12.2011 года.
В процессе рассмотрения дела 13.05.2011 года К., Т.Д. (К.) действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения К., К.Д. (Т.), несовершеннолетнему Т.В. и их переселению из фактически занимаемого ими помещения, признанного непригодным для постоянного проживания.
В обоснование иска указала на то, что в настоящее время состав семьи Кудиновых изменился. ДД.ММ.ГГГГ года родился внук и сын Т.В., который фактически проживает с ними и зарегистрирован в кв. 11 д.
Их семья фактически занимает жилое помещение площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже жилого дома До 2005 года они проживали на первом этаже указанного дома в квартире N 11 общей площадью 20,6 кв. м из них - 13,1 кв. м жилой площадью. В 2005 году в данной квартире обрушился пол и по их просьбе управление муниципальным жилищным фондом администрации г. Тулы в ноябре 2005 года разрешило проживание на втором этаже дома в квартире N 12. При этом был изменен лицевой счет и оплата за жилье и коммунальные услуги они производят за квартиру N 12.
Просила признать за истцами: К., К.Д. (Т.); Т.В. право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже дома; обязать ответчика - администрацию муниципального образования г. Тула предоставить истцам благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив их из жилого помещения общей площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже дома, признанного непригодным для постоянного проживания.
Представитель истца - помощник прокурора г. Тулы Н. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Тулы поддержала, просила суд их удовлетворить. Против удовлетворения исковых требований К., К.Д. не возражала.
Истицы К., К.Д. (Т.) в судебном заседании заявленные ими исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, требования прокурора просили разрешить на усмотрение суда.
Представитель истицы К. по ордеру и доверенности С. в судебное заседание не явился, К. просила суд рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика - Администрации г. Тулы по доверенности С.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - ОАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица - ОАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрение данного дела в его отсутствие.
Суд решил: исковые требования прокурора г. Тулы в интересах К., К.Д. к Администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить К. и К.Д. (Т.) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив из квартиры N 11 дома, признанного непригодным для постоянного проживания, в срок до 31.12.2011 года.
В удовлетворении исковых требований К., Т.Д. (К.), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже дома; об обязании администрацию муниципального образования г. Тула предоставить им благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению - квартиры N 12, общей площадью 41,3 кв. м, дома N <...>, переселив их из данного помещения, признанного непригодным для постоянного проживания - отказать.
В кассационной жалобе администрация г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушение норм материального права.
В кассационной жалобе представитель истицы по доверенности С. просит решение суда отменить, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения Т.Д. (К.), представителя К. по доверенности С., возражения прокурора Михалевой Л.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что К. с 1995 года состоит на регистрационном учете составом семьи 2 человека (она, дочь К.Д.) в муниципальной служебной квартире 11 дома, жилой площадью 13,1 кв. м, общей площадью - 20,6 кв. м.
С 11.05.2011 года в указанной квартире зарегистрирован Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын Т. (К.Д.)
Данная квартира предоставлена К. фирмой на основании приказа N 22 от 14.09.1994 года на период ее работы в системе жилищного хозяйства, без снятия с общей очереди на улучшение жилищных условий в администрации Пролетарского района г. Тулы, в которой К. состоит с 1994 года.
04.04.2005 года между МУ ГСЕЗ и К. заключен типовой договор найма государственного помещения в домах государственного и общественного жилого фонда в РФ.
Постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Тулы N 92 от 18.01.2001 года утвержден акт межведомственной комиссии от 10.01.2001 года по обследованию жилого дома.
Согласно межведомственному акту данный дом 1917 года постройки, представляет собой двухэтажное деревянное здание, насчитывающее три квартиры, с бревенчатыми стенами, стропильной кровлей, деревянными перекрытиями, оборудованное газовыми плитами, печным отоплением, с водопроводом и канализацией.
По данным БТИ на 1990 года, износ строения составил 58%.
Ввиду значительного износа строительных конструкций и нецелесообразности проведения капитального ремонта данный дом признан непригодным для постоянного проживания и включен в список ветхого жилого фонда.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 N 2958 "Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006 - 2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания", граждане, проживающие в доме N планировались к отселению в 2007 году.
Однако обязанности, предусмотренные названным постановлением, не исполнены, указанные граждане не отселены.
По информации администрации г. Тулы, в связи с отсутствием финансирования строительства жилья в 2006 - 2007 годах, в 2008 году из ветхого жилого фонда переселялись граждане, включенные в списки на отселение в счет плана 2006 года.
Постановлением администрации г. Тулы от 08.05.2009 N 1195 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 - 2012 годы".
Согласно списку муниципальных жилых домов по Пролетарскому району города Тулы, признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010 - 2012 годах по городу Туле, дом N <...>, расположенный по адресу:, значится под N 24.
Таким образом, судом достоверно установлено, что обязанности по переселению граждан, проживающих в доме, в благоустроенные жилые помещения, администрацией муниципального образования г. Тулы не исполнены. Однако дальнейшее проживание в домовладении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, может привести к угрозе здоровью и безопасности проживания К. и ее семье.
Разрешая исковые требования прокурора о предоставлении К. Т.Д. (К.) благоустроенной квартиры равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - квартиры 11 дома, суд обоснованно принял во внимание положения ст. 87 ЖК РФ, в силу которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Исходя из установленных обстоятельств, вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Выводы суда полностью согласуются с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ".
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым, применив ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, дополнить резолютивную часть решения указанием о предоставлении благоустроенного жилого помещения "и несовершеннолетнему Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения", зарегистрированному в квартире 11 дома 11.05.2011 года, т.е. после обращения прокурора с вышеуказанным иском.
Доводы кассационной жалобы Администрации г. Тулы относительно того, что, возложив на ответчика обязанность предоставления истцам благоустроенного жилого помещения, суд не проверил правовую принадлежность ранее занимаемого жилого помещения - квартиры N 11 дома являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела.
Так, согласно данным технического паспорта на строения, расположенные на земельном участке по адресу: изготовленного Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 04.12.2008 г., лит. А зарегистрирован по праву собственности за Администрацией г. Тулы на основании постановления главы Администрации г. Тулы от 21.06.1994 г. N 495 "О реорганизации городского объединения жилищного хозяйства в городское управление муниципального жилищного хозяйства и о разграничении компетенции и полномочий по уровням управления в решении задач жилищно-коммунального обслуживания".
Доказательств того, что спорный дом в настоящее время находится на балансе или в собственности ОАО фирмы "<...>", ответчиком суду предоставлено не было.
Исходя из установленного, суд правильно указал, что отсутствие данного дома в Едином Реестре муниципального имущества г. Тулы, не является основанием для освобождения Администрации г. Тулы от обязанности по предоставлению Кудиновым благоустроенного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К., Т.Д. (К.), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Т.В. к администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв. м в виде квартиры 12, расположенной на втором этаже дома, суд исходил из следующего.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, в т.ч. относится: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Предоставляемое жилье должно быть пригодным для проживания, т.е. отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Суд установил, что 2005 году имело место обращение К. в Администрацию Пролетарского района г. Тулы о закреплении за ней и ее семьей освободившегося помещения на 2 этаже д., которое было рассмотрено Администрацией г. Тулы.
Из направленного в адрес К. ответа за N 1902в от 14.11.2005 года за подписью начальника управления муниципального жилищного фонда Управы города Тулы Л. следует, что дом признан непригодным для постоянного проживания и повторному заселению не подлежит.
С целью сохранения жилого дома администрация г. Тулы разрешила семье К. проживание в освободившемся помещении на 2 этаже строения (л.д. 33).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация г. Тулы разрешила временное проживание семье К. в освободившемся помещении - квартире N 12 дома.
Таким образом суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований К-вых о признании за ними права пользования квартирой 12 д., обоснованно исходя из того, что решения о предоставлении К-вым квартиры 12 в спорном доме на условиях договора социального найма органом местного самоуправления не принималось, данный дом признан непригодным для проживания, и переселение жителей из одной квартиры в другую в пределах данного дома противоречит положениям ст. ст. 15, 89 ЖК РФ, поскольку предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть пригодным для проживания.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отказе в удовлетворении требований К. и К.Д. об обязании администрацию г. Тулы предоставить им благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению - квартиры 12, расположенной на втором этаже дома
Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания данного вывода не правильным не установлено.
Довод истцов К-вых, изложенный, в том числе в кассационной жалобе, о том, что истцы с 2005 года фактически занимают жилое помещение площадью 41,3 кв. м, несут расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из проживания на данной площади, что следует из представленных ими квитанций на оплату услуг ЖКХ, в связи с чем им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение - равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению - квартиры N 12 общей площадью 41,3 кв. м, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан необоснованным по вышеизложенным основаниям.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Правильная правовая оценка дана судом и доводам истцов К-вых относительно переселения их из квартиры N 11 дома
Не может служить основанием к отмене решения суда и довод кассационной жалобы о том, что в резолютивной части решения судом не указано конкретное благоустроенное жилое помещение, которое должно быть предоставлено выселяемым гражданам
Решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и не может быть отменено по доводам кассационных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы 23.06.2011 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения указанием о предоставлении благоустроенного жилого помещения "и несовершеннолетнему Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения".
В остальной части кассационную жалобу представителя К. по доверенности С., кассационную жалобу Администрации г. Тулы - оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-3163
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу N 33-3163
Судья: Наумова Т.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя К. по доверенности С., кассационной жалобе администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 23 июня 2011 года по делу по иску прокурора г. Тулы в интересах К., К.Д. к Администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья, по иску К., Т.Д. (К.), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, переселении из фактически занимаемого помещения, признанного непригодным для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Луниной Т.Д., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах К. К.Д. к Администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья.
В обоснование иска указал, что К. состоит на регистрационном учете составом семьи 2 человека (она, дочь К.Д.) в муниципальной служебной однокомнатной квартире N 11 дома, общей площадью 20,6 кв. м, жилой площадью 13,1 кв. м.
Согласно типовому договору найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в Российской Федерации от 04.04.2004 г., МУ "Городская служба Заказчика" по ЖКХ (наймодатель) предоставило К. (нанимателю) и ее семье на основании ордера на служебное жилое помещение в бессрочное пользование изолированное помещение, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 20,6 кв. м, жилой площадью 13,1 кв. м по адресу: кв. 11.
Постановлением главы города Тулы от 28.09.2001 N 1293 данный жилой дом отнесен к числу непригодных для постоянного проживания.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 N 2958 "Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006 - 2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания" граждане, проживающие в доме, планировались к отселению в 2007 году.
Однако обязанности, предусмотренные названным постановлением, не исполнены, указанные граждане не отселены. Дальнейшее проживание в домовладении, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания, может привести к угрозе здоровью и безопасности проживания К. и ее семье.
На основании изложенного, просил суд обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить К. и К.Д. (Т.) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив их из квартиры N 11 дома, признанного непригодным для постоянного проживания, в срок до 31.12.2011 года.
В процессе рассмотрения дела 13.05.2011 года К., Т.Д. (К.) действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения К., К.Д. (Т.), несовершеннолетнему Т.В. и их переселению из фактически занимаемого ими помещения, признанного непригодным для постоянного проживания.
В обоснование иска указала на то, что в настоящее время состав семьи Кудиновых изменился. ДД.ММ.ГГГГ года родился внук и сын Т.В., который фактически проживает с ними и зарегистрирован в кв. 11 д.
Их семья фактически занимает жилое помещение площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже жилого дома До 2005 года они проживали на первом этаже указанного дома в квартире N 11 общей площадью 20,6 кв. м из них - 13,1 кв. м жилой площадью. В 2005 году в данной квартире обрушился пол и по их просьбе управление муниципальным жилищным фондом администрации г. Тулы в ноябре 2005 года разрешило проживание на втором этаже дома в квартире N 12. При этом был изменен лицевой счет и оплата за жилье и коммунальные услуги они производят за квартиру N 12.
Просила признать за истцами: К., К.Д. (Т.); Т.В. право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже дома; обязать ответчика - администрацию муниципального образования г. Тула предоставить истцам благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив их из жилого помещения общей площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже дома, признанного непригодным для постоянного проживания.
Представитель истца - помощник прокурора г. Тулы Н. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Тулы поддержала, просила суд их удовлетворить. Против удовлетворения исковых требований К., К.Д. не возражала.
Истицы К., К.Д. (Т.) в судебном заседании заявленные ими исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, требования прокурора просили разрешить на усмотрение суда.
Представитель истицы К. по ордеру и доверенности С. в судебное заседание не явился, К. просила суд рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика - Администрации г. Тулы по доверенности С.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - ОАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица - ОАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрение данного дела в его отсутствие.
Суд решил: исковые требования прокурора г. Тулы в интересах К., К.Д. к Администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению жилья, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить К. и К.Д. (Т.) благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив из квартиры N 11 дома, признанного непригодным для постоянного проживания, в срок до 31.12.2011 года.
В удовлетворении исковых требований К., Т.Д. (К.), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв. м в виде квартиры N 12, расположенной на втором этаже дома; об обязании администрацию муниципального образования г. Тула предоставить им благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению - квартиры N 12, общей площадью 41,3 кв. м, дома N <...>, переселив их из данного помещения, признанного непригодным для постоянного проживания - отказать.
В кассационной жалобе администрация г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушение норм материального права.
В кассационной жалобе представитель истицы по доверенности С. просит решение суда отменить, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения Т.Д. (К.), представителя К. по доверенности С., возражения прокурора Михалевой Л.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что К. с 1995 года состоит на регистрационном учете составом семьи 2 человека (она, дочь К.Д.) в муниципальной служебной квартире 11 дома, жилой площадью 13,1 кв. м, общей площадью - 20,6 кв. м.
С 11.05.2011 года в указанной квартире зарегистрирован Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын Т. (К.Д.)
Данная квартира предоставлена К. фирмой на основании приказа N 22 от 14.09.1994 года на период ее работы в системе жилищного хозяйства, без снятия с общей очереди на улучшение жилищных условий в администрации Пролетарского района г. Тулы, в которой К. состоит с 1994 года.
04.04.2005 года между МУ ГСЕЗ и К. заключен типовой договор найма государственного помещения в домах государственного и общественного жилого фонда в РФ.
Постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Тулы N 92 от 18.01.2001 года утвержден акт межведомственной комиссии от 10.01.2001 года по обследованию жилого дома.
Согласно межведомственному акту данный дом 1917 года постройки, представляет собой двухэтажное деревянное здание, насчитывающее три квартиры, с бревенчатыми стенами, стропильной кровлей, деревянными перекрытиями, оборудованное газовыми плитами, печным отоплением, с водопроводом и канализацией.
По данным БТИ на 1990 года, износ строения составил 58%.
Ввиду значительного износа строительных конструкций и нецелесообразности проведения капитального ремонта данный дом признан непригодным для постоянного проживания и включен в список ветхого жилого фонда.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 N 2958 "Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006 - 2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания", граждане, проживающие в доме N планировались к отселению в 2007 году.
Однако обязанности, предусмотренные названным постановлением, не исполнены, указанные граждане не отселены.
По информации администрации г. Тулы, в связи с отсутствием финансирования строительства жилья в 2006 - 2007 годах, в 2008 году из ветхого жилого фонда переселялись граждане, включенные в списки на отселение в счет плана 2006 года.
Постановлением администрации г. Тулы от 08.05.2009 N 1195 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010 - 2012 годы".
Согласно списку муниципальных жилых домов по Пролетарскому району города Тулы, признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010 - 2012 годах по городу Туле, дом N <...>, расположенный по адресу:, значится под N 24.
Таким образом, судом достоверно установлено, что обязанности по переселению граждан, проживающих в доме, в благоустроенные жилые помещения, администрацией муниципального образования г. Тулы не исполнены. Однако дальнейшее проживание в домовладении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, может привести к угрозе здоровью и безопасности проживания К. и ее семье.
Разрешая исковые требования прокурора о предоставлении К. Т.Д. (К.) благоустроенной квартиры равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - квартиры 11 дома, суд обоснованно принял во внимание положения ст. 87 ЖК РФ, в силу которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Исходя из установленных обстоятельств, вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Выводы суда полностью согласуются с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ".
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым, применив ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, дополнить резолютивную часть решения указанием о предоставлении благоустроенного жилого помещения "и несовершеннолетнему Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения", зарегистрированному в квартире 11 дома 11.05.2011 года, т.е. после обращения прокурора с вышеуказанным иском.
Доводы кассационной жалобы Администрации г. Тулы относительно того, что, возложив на ответчика обязанность предоставления истцам благоустроенного жилого помещения, суд не проверил правовую принадлежность ранее занимаемого жилого помещения - квартиры N 11 дома являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела.
Так, согласно данным технического паспорта на строения, расположенные на земельном участке по адресу: изготовленного Тульским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 04.12.2008 г., лит. А зарегистрирован по праву собственности за Администрацией г. Тулы на основании постановления главы Администрации г. Тулы от 21.06.1994 г. N 495 "О реорганизации городского объединения жилищного хозяйства в городское управление муниципального жилищного хозяйства и о разграничении компетенции и полномочий по уровням управления в решении задач жилищно-коммунального обслуживания".
Доказательств того, что спорный дом в настоящее время находится на балансе или в собственности ОАО фирмы "<...>", ответчиком суду предоставлено не было.
Исходя из установленного, суд правильно указал, что отсутствие данного дома в Едином Реестре муниципального имущества г. Тулы, не является основанием для освобождения Администрации г. Тулы от обязанности по предоставлению Кудиновым благоустроенного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К., Т.Д. (К.), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Т.В. к администрации г. Тулы о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма площадью 41,3 кв. м в виде квартиры 12, расположенной на втором этаже дома, суд исходил из следующего.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, в т.ч. относится: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Предоставляемое жилье должно быть пригодным для проживания, т.е. отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Суд установил, что 2005 году имело место обращение К. в Администрацию Пролетарского района г. Тулы о закреплении за ней и ее семьей освободившегося помещения на 2 этаже д., которое было рассмотрено Администрацией г. Тулы.
Из направленного в адрес К. ответа за N 1902в от 14.11.2005 года за подписью начальника управления муниципального жилищного фонда Управы города Тулы Л. следует, что дом признан непригодным для постоянного проживания и повторному заселению не подлежит.
С целью сохранения жилого дома администрация г. Тулы разрешила семье К. проживание в освободившемся помещении на 2 этаже строения (л.д. 33).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация г. Тулы разрешила временное проживание семье К. в освободившемся помещении - квартире N 12 дома.
Таким образом суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований К-вых о признании за ними права пользования квартирой 12 д., обоснованно исходя из того, что решения о предоставлении К-вым квартиры 12 в спорном доме на условиях договора социального найма органом местного самоуправления не принималось, данный дом признан непригодным для проживания, и переселение жителей из одной квартиры в другую в пределах данного дома противоречит положениям ст. ст. 15, 89 ЖК РФ, поскольку предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть пригодным для проживания.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отказе в удовлетворении требований К. и К.Д. об обязании администрацию г. Тулы предоставить им благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению - квартиры 12, расположенной на втором этаже дома
Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении, и оснований для признания данного вывода не правильным не установлено.
Довод истцов К-вых, изложенный, в том числе в кассационной жалобе, о том, что истцы с 2005 года фактически занимают жилое помещение площадью 41,3 кв. м, несут расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из проживания на данной площади, что следует из представленных ими квитанций на оплату услуг ЖКХ, в связи с чем им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение - равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению - квартиры N 12 общей площадью 41,3 кв. м, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан необоснованным по вышеизложенным основаниям.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Правильная правовая оценка дана судом и доводам истцов К-вых относительно переселения их из квартиры N 11 дома
Не может служить основанием к отмене решения суда и довод кассационной жалобы о том, что в резолютивной части решения судом не указано конкретное благоустроенное жилое помещение, которое должно быть предоставлено выселяемым гражданам
Решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и не может быть отменено по доводам кассационных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы 23.06.2011 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения указанием о предоставлении благоустроенного жилого помещения "и несовершеннолетнему Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения".
В остальной части кассационную жалобу представителя К. по доверенности С., кассационную жалобу Администрации г. Тулы - оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)