Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Багаева В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Ратьковой М.В.,
судей Кондратьевой А.В., Кубаревой Т.В.,
с участием прокурора Алексеевой О.М.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании "02" февраля 2012 года в городе Твери по докладу судьи Ратьковой М.В.
кассационную жалобу Р.В. на решение Московского районного суда г. Твери от 23 ноября 2011 года, которым постановлено:
"Выселить Р.В., Р.И., Р. из служебного жилого помещения - квартиры... без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Р.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать".
Судебная коллегия
Комитет по управлению имуществом Тверской области (после переименования Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) обратился в суд с иском к Р.В., Р.И., Р. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что на основании договора найма служебного жилого помещения от... Р.В. на время прохождения службы в... при Управлении внутренних дел по Тверской области предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Тверской области, по адресу:.... Вместе с ответчиком в служебное жилое помещение вселены его жена Р.И. и сын Р. В связи с прекращением Р.В. прохождения службы в... при Управлении внутренних дел по Тверской области договор найма служебного жилого помещения прекращен. В адрес ответчиков направлено уведомление о выселении из служебного жилого помещения в двухнедельный срок. Предписание не исполнено. В связи с этим истец просил выселить ответчиков из служебной квартиры... без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик Р.В. обратился в суд со встречным иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что с... по... он проходил службу в Управлении внутренних дел Тверской области, с... состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Тверской области.... ему как сотруднику милиции по программе Губернатора Тверской области была предоставлена спорная... квартира. На момент предоставления данной квартиры он имел выслугу лет более 25 лет и право увольнения из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по выслуге лет. В связи с этим полагал, что ему предоставлена спорная квартира на условиях договора социального найма и в дальнейшем может быть приватизирована. Просил также учесть, что спорная квартира не может быть отнесена к специализированному жилищному фонду, поскольку отсутствуют сведения о государственной регистрации квартиры как служебной, нарушена процедура отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В судебном заседании представитель истца Б. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, встречные исковые требования не признал.
Ответчик Р.В. и его представитель Ф. в судебном заседании не признали исковые требования, встречный иск поддержали по доводам, изложенным во встречном исковом заявлении.
Ответчики Р.И. и Р.Р. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел РФ по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное лицо извещено надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на незаконность и необоснованность решения. Так, по мнению кассатора, вывод суда об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду противоречит материалам дела. В органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют данные об отнесении спорной квартиры к специализированным жилым помещениям. Соответственно спорная квартира на момент предоставления ему не имела статуса служебного жилья, а являлась государственным жилым помещением.
Кроме того, на момент предоставления спорной квартиры он имел выслугу более 25 лет и право на увольнение из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по п. "в" ст. 58 Положения "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Для данной категории лиц установлены дополнительные гарантии.
Квартира была предоставлена ему в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент предоставления квартиры) фактически на условиях социального найма жилого помещения. При этом не оговаривалось, что жилое помещение предоставляется ему только на время прохождения службы.
По мнению суда, он и его жена Р.И. должны были после выселения из спорной квартиры проживать по прежнему месту жительства: ..., где сохранил право пользования Р. Таким образом, судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле Р. и Р.., проживающих в данной квартире.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ответчики Р.И., Р.Р., представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел РФ по Тверской области в суд кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы данные лица уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав ответчика Р.В. и его представителя Ф., поддержавших доводы жалобы, прокурора Алексееву О.М., просившей об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что спорная... квартира по адресу: ... принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Тверской области на основании договора от...... участия (инвестирования) в долевом строительстве, акта приема-передачи от..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от...... указанная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду, квартире придан статус служебного жилого помещения.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от...... спорная служебная квартира была предоставлена Р.В.... между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и Р.В. заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому ответчику на семью из трех человек предоставлено спорное служебное жилое помещение в связи с прохождением службы в... при Управлении внутренних дел по Тверской области на период прохождения службы.
Предоставление Р.В. служебного жилого помещения, заключение с ним договора найма служебного жилого помещения не противоречило требованиям действующего законодательства, в частности ст. ст. 93 и 104 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ч. 3 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом были проверены доводы ответчика и его представителя о том, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного, поскольку порядок отнесения его к специализированному жилому фонду не соблюден. Такие доводы правильно не были приняты во внимание.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как установлено судом, Комитет по управлению имуществом Тверской области, действуя в пределах своих полномочий, издал распоряжение от 07 ноября 2006 года N 642, которым спорная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду, квартире придан статус служебного жилого помещения.
Проанализировав положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, суд пришел к правильному выводу о том, что решение государственного органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не подлежит обязательной государственной регистрации в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Таким образом, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду уполномоченным органом в установленном законом порядке. Решение о предоставлении ответчику служебного жилого помещения не оспорено.
Приказом Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области от... года N... л/с Р.В. уволен из органов внутренних дел... в соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по п. "б" (по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ).
Таким образом, ... прекращены служебные отношения Р.В. с Управлением вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области, на период службы в котором ему предоставлено служебное жилое помещение.
Согласно ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Действительно, в соответствии с ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящиеся к категории лиц, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.
Судом правильно указано на то, что по смыслу приведенной нормы каждое из условий не имеет самостоятельного значения, все условия должны иметь место в совокупности.
В данном случае совокупность условий отсутствует: ответчик Р.В. не является пенсионером по старости, поскольку при увольнении со службы не достиг возраста 60 лет, кроме того, Р.В. является членом семьи собственника жилого помещения Р.В., с которой находится в зарегистрированном браке.
Вместе с тем, служба в органах внутренних дел по смыслу статей 32, 72, 114 Конституции Российской Федерации относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, федеральный законодатель вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е - з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, указанные нормы устанавливают социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел и лицам, уволенным со службы по отдельным основаниям. При этом, реализация предоставленных законом прав не может ставиться в зависимость от сроков определения Правительством Российской Федерации порядка закрепления занимаемого сотрудником жилого помещения. В связи с этим, при условии увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 58 названного Положения (достижение предельного возраста, установленного ст. 59 того же Положения) с правом на пенсию и при наличии необходимой выслуги (более 30 лет) Р.В. не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Поскольку такое жилое помещение ему не предоставлено, в выселении из служебного жилого помещения следует отказать. В этой части решение подлежит отмене.
Вместе с тем, не имеется оснований для признания за Р.В. права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, а также признания права собственности на это жилое помещение в порядке приватизации.
Как указывалось выше, порядок безвозмездного закрепления жилых помещений за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел, не установлен.
Ответчики проживают в служебной квартире, которая на основании ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежит приватизации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Московского районного суда г. Твери от 23 ноября 2011 года отменить в части выселения Р.В., Р.И., Р. из служебного жилого помещения - квартиры... без предоставления другого жилого помещения.
Постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о выселении без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-183
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу N 33-183
Судья Багаева В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Ратьковой М.В.,
судей Кондратьевой А.В., Кубаревой Т.В.,
с участием прокурора Алексеевой О.М.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании "02" февраля 2012 года в городе Твери по докладу судьи Ратьковой М.В.
кассационную жалобу Р.В. на решение Московского районного суда г. Твери от 23 ноября 2011 года, которым постановлено:
"Выселить Р.В., Р.И., Р. из служебного жилого помещения - квартиры... без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Р.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать".
Судебная коллегия
установила:
Комитет по управлению имуществом Тверской области (после переименования Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) обратился в суд с иском к Р.В., Р.И., Р. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что на основании договора найма служебного жилого помещения от... Р.В. на время прохождения службы в... при Управлении внутренних дел по Тверской области предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности Тверской области, по адресу:.... Вместе с ответчиком в служебное жилое помещение вселены его жена Р.И. и сын Р. В связи с прекращением Р.В. прохождения службы в... при Управлении внутренних дел по Тверской области договор найма служебного жилого помещения прекращен. В адрес ответчиков направлено уведомление о выселении из служебного жилого помещения в двухнедельный срок. Предписание не исполнено. В связи с этим истец просил выселить ответчиков из служебной квартиры... без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик Р.В. обратился в суд со встречным иском к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что с... по... он проходил службу в Управлении внутренних дел Тверской области, с... состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Тверской области.... ему как сотруднику милиции по программе Губернатора Тверской области была предоставлена спорная... квартира. На момент предоставления данной квартиры он имел выслугу лет более 25 лет и право увольнения из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по выслуге лет. В связи с этим полагал, что ему предоставлена спорная квартира на условиях договора социального найма и в дальнейшем может быть приватизирована. Просил также учесть, что спорная квартира не может быть отнесена к специализированному жилищному фонду, поскольку отсутствуют сведения о государственной регистрации квартиры как служебной, нарушена процедура отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В судебном заседании представитель истца Б. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении доводам, встречные исковые требования не признал.
Ответчик Р.В. и его представитель Ф. в судебном заседании не признали исковые требования, встречный иск поддержали по доводам, изложенным во встречном исковом заявлении.
Ответчики Р.И. и Р.Р. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел РФ по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное лицо извещено надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на незаконность и необоснованность решения. Так, по мнению кассатора, вывод суда об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду противоречит материалам дела. В органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют данные об отнесении спорной квартиры к специализированным жилым помещениям. Соответственно спорная квартира на момент предоставления ему не имела статуса служебного жилья, а являлась государственным жилым помещением.
Кроме того, на момент предоставления спорной квартиры он имел выслугу более 25 лет и право на увольнение из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по п. "в" ст. 58 Положения "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Для данной категории лиц установлены дополнительные гарантии.
Квартира была предоставлена ему в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент предоставления квартиры) фактически на условиях социального найма жилого помещения. При этом не оговаривалось, что жилое помещение предоставляется ему только на время прохождения службы.
По мнению суда, он и его жена Р.И. должны были после выселения из спорной квартиры проживать по прежнему месту жительства: ..., где сохранил право пользования Р. Таким образом, судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле Р. и Р.., проживающих в данной квартире.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ответчики Р.И., Р.Р., представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел РФ по Тверской области в суд кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы данные лица уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав ответчика Р.В. и его представителя Ф., поддержавших доводы жалобы, прокурора Алексееву О.М., просившей об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что спорная... квартира по адресу: ... принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации Тверской области на основании договора от...... участия (инвестирования) в долевом строительстве, акта приема-передачи от..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от...... указанная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду, квартире придан статус служебного жилого помещения.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от...... спорная служебная квартира была предоставлена Р.В.... между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и Р.В. заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому ответчику на семью из трех человек предоставлено спорное служебное жилое помещение в связи с прохождением службы в... при Управлении внутренних дел по Тверской области на период прохождения службы.
Предоставление Р.В. служебного жилого помещения, заключение с ним договора найма служебного жилого помещения не противоречило требованиям действующего законодательства, в частности ст. ст. 93 и 104 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ч. 3 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом были проверены доводы ответчика и его представителя о том, что спорное жилое помещение не имеет статуса служебного, поскольку порядок отнесения его к специализированному жилому фонду не соблюден. Такие доводы правильно не были приняты во внимание.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как установлено судом, Комитет по управлению имуществом Тверской области, действуя в пределах своих полномочий, издал распоряжение от 07 ноября 2006 года N 642, которым спорная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду, квартире придан статус служебного жилого помещения.
Проанализировав положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, суд пришел к правильному выводу о том, что решение государственного органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не подлежит обязательной государственной регистрации в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Таким образом, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду уполномоченным органом в установленном законом порядке. Решение о предоставлении ответчику служебного жилого помещения не оспорено.
Приказом Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области от... года N... л/с Р.В. уволен из органов внутренних дел... в соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по п. "б" (по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ).
Таким образом, ... прекращены служебные отношения Р.В. с Управлением вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Тверской области, на период службы в котором ему предоставлено служебное жилое помещение.
Согласно ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Действительно, в соответствии с ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и относящиеся к категории лиц, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.
Судом правильно указано на то, что по смыслу приведенной нормы каждое из условий не имеет самостоятельного значения, все условия должны иметь место в совокупности.
В данном случае совокупность условий отсутствует: ответчик Р.В. не является пенсионером по старости, поскольку при увольнении со службы не достиг возраста 60 лет, кроме того, Р.В. является членом семьи собственника жилого помещения Р.В., с которой находится в зарегистрированном браке.
Вместе с тем, служба в органах внутренних дел по смыслу статей 32, 72, 114 Конституции Российской Федерации относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, федеральный законодатель вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е - з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющими выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, указанные нормы устанавливают социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел и лицам, уволенным со службы по отдельным основаниям. При этом, реализация предоставленных законом прав не может ставиться в зависимость от сроков определения Правительством Российской Федерации порядка закрепления занимаемого сотрудником жилого помещения. В связи с этим, при условии увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 58 названного Положения (достижение предельного возраста, установленного ст. 59 того же Положения) с правом на пенсию и при наличии необходимой выслуги (более 30 лет) Р.В. не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Поскольку такое жилое помещение ему не предоставлено, в выселении из служебного жилого помещения следует отказать. В этой части решение подлежит отмене.
Вместе с тем, не имеется оснований для признания за Р.В. права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, а также признания права собственности на это жилое помещение в порядке приватизации.
Как указывалось выше, порядок безвозмездного закрепления жилых помещений за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел, не установлен.
Ответчики проживают в служебной квартире, которая на основании ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежит приватизации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г. Твери от 23 ноября 2011 года отменить в части выселения Р.В., Р.И., Р. из служебного жилого помещения - квартиры... без предоставления другого жилого помещения.
Постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о выселении без предоставления другого жилого помещения.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.РАТЬКОВА
М.В.РАТЬКОВА
Судьи
А.В.КОНДРАТЬЕВА
Т.В.КУБАРЕВА
А.В.КОНДРАТЬЕВА
Т.В.КУБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)