Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-244

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. по делу N 33-244


судья Травелева Т.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Котовой Н.А.
судей Парфеновой Т.В. и Улыбиной С.А.
с участием прокурора Алексеевой О.М.
при секретаре судебного заседания Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Котовой Н.А.
дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Тверской области на решение Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 декабря 2011 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области в срок до 1 марта 2012 года привести жилое помещение (квартиру) по адресу:, в состояние, пригодное для проживания, путем проведения ремонта, а именно демонтажа старой и установки новой отопительной системы, замены электропроводки, полной замены 5 оконных и 7 дверных блоков.
Разъяснить Министерству социальной защиты населения Тверской области, что если оно не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов."
Судебная коллегия,
установила:

Прокурор Кесовогорского района в интересах Щ. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности провести в срок до 01 декабря 2011 года в пригодное для проживания состояние квартиру по адресу:, путем проведения ремонта, а именно демонтажа старой и установки новой отопительной системы, замены электропроводки и полной замены пяти оконных и семи дверных блоков.
В обоснование иска прокурор указал, что для Щ. на основании протокола N от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений по договору социального найма Государственным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения для государственных нужд Тверской области приобретена двухкомнатная квартира по указанному адресу, которая предоставлена истице и ее супругу П. Департаментом социальной защиты населения Тверской области по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами подписан передаточный акт к договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому передаваемая квартира находится в качественном состоянии, укомплектована, по техническому состоянию отвечает проектным условиям, находится в состоянии, отвечающем ее функциональному назначению, пригодна для постоянного проживания.
Однако, указанная квартира на момент ее приобретения органом соцзащиты находилась в состоянии, непригодном для проживания, в котором и была предоставлена Щ.
Проверкой межведомственной комиссии администрации Кесовогорского района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что входная дверь в квартиру провисла, в креплении закрывается с усилием, межкомнатные двери отсутствуют. На оконных рамах отсутствует лакокрасочный слой, рамы прогнили, крепления рам к оконным блокам отсутствуют, рамы посажены на монтажную пену, стекла в рамах имеют сквозные трещины, требуется остекление, разводка электропроводки по квартире внутренняя, лампочки, выключатели, розетки отсутствуют, выводы от подсоединения оборваны, требуется полная замена электропроводки. При осмотре системы отопления выявлены трещины и сколы радиаторов, разрыв подводных железных труб, обнаружена деформация отопительного газового котла, отопительная система требует демонтажа и установки новой отопительной системы. По заключению комиссии квартира является непригодной для проживания.
Для приведения жилья в пригодное для проживания состояние необходимо полностью провести демонтаж и установку новой отопительной системы, полную замену электропроводки, разводку электропроводки по квартире, заменить оконные и дверные блоки. Указанные виды работ не относятся к текущему ремонту, в связи с чем по мнению прокурора, должны быть произведены ответчиком.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил установить ответчику срок для проведения ремонта до 01 марта 2012 года.
Истец Щ. иск поддержала, указав, что подписала договор социального найма указанной квартиры, доверяя обещаниям начальника ТОСЗН о производстве в квартире ремонта. Поскольку квартира была непригодна для проживания, она в квартиру не вселялась.
Истец П. поддержал иск по доводам, приведенным Щ.
В ходе рассмотрения дела ответчик Департамент социальной защиты населения Тверской области заменен на Министерство социальной защиты населения Тверской области, в качестве соответчика также привлечено Министерство финансов Тверской области.
Представители ответчика У. и Г.А. иск не признали, указав, что спорная квартира были приобретена в состоянии, пригодном для проживания. Длительное время квартира пустовала, не отапливалась и ее состояние ухудшалось. На момент подписания с Щ. договора социального найма, квартира была в пригодном для проживания состоянии. В квартире был произведен ремонт системы отопления, заменены лопнувшие батареи. Поскольку после заключения договора Щ. не заключила договор на поставку газа и не отапливала квартиру, зимой 2010 - 2011 года трубы в квартире снова лопнули. Другие недостатки в квартире возникли также по вине истицы, которая не поддерживала жилое помещение в надлежащем состоянии.
Представитель Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Министерство социальной защиты осуществляет отраслевое управление и имеет право на распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств областного бюджета.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указав, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Кассатор полагает, что надлежащим ответчиком по делу является собственник жилого помещения, то есть Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области. Поскольку квартира является собственностью Тверской области, а обследование квартиры проведено межведомственной комиссией, назначенной Собранием депутатов Кесовогорского района, акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ является порочным. Также кассатор обращает внимание, что пригодное для проживания состояние квартиры подтверждается подписанным истицей передаточным актом, а также актом Управления государственной жилищной инспекции Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, чему суд не дал должной оценки. По мнению кассатора, показания допрошенных по делу свидетелей являются противоречивыми как относительно друг друга, так и письменных доказательств. Ответчик также считает, что возложение обязанности по замене оконных и дверных блоков основано на неверном толковании судом Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. Кроме того, полагает, что суд вышел за пределы исковых требований, поскольку вопрос о возможности, в случае неисполнения решения суда, производства истцом ремонтных работ за счет ответчика, предметом рассмотрения не являлся.
В заседание суда кассационной инстанции Щ. и П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 354 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчиков Министерства социальной защиты населения Тверской области К. и представителя Министерства финансов Тверской области Н., прокурора Алексееву О.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что решение не подлежит отмене.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма несет и иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В силу требований ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.
Из материалов дела следует, что между Щ., как лицом из числа детей-сирот, и Департаментом социальной защиты населения Тверской области ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма N на квартиру по адресу:.
Полагая, что вышеуказанное жилое помещения не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем нарушаются жилищные права Щ., прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в предоставленном истцам жилом помещении требуется проведение указанных в иске ремонтных работ.
Возражения ответчика о том, что жилое помещение соответствует необходимым требованиям, также проверялись судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.
Так согласно поручению Департамента социальной защиты населения Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ и техническому заданию в целях реализации законов Тверской области об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был объявлен аукцион с датой проведения ДД.ММ.ГГГГ.
При этом начальникам ТОСЗН районов Тверской области поручено изучить наличие предложений от собственников жилых помещений в соответствии с критериями, в том числе, жилые помещения должны быть готовыми к заселению, иметь все предусмотренное проектом инженерно-техническое и санитарно-техническое оборудование, не требовать проведения дополнительного ремонта (включая косметический), быть подключенными ко всем предусмотренным проектом коммуникациям, отвечать функциональному назначению, быть пригодными для постоянного проживания.
Необходимость проведения в жилом помещении, предоставленном истцам, ремонтных работ подтверждается актом обследования помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного межведомственной комиссией, назначенной решением Собрания депутатов Кесовогорского района от ДД.ММ.ГГГГ N, а также заключением данной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, которые правомерно приняты судом в качестве доказательства описания состояния спорной квартиры.
Судом был принят во внимание довод ответчика относительно отсутствия у межведомственной комиссии соответствующих полномочий в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Однако, данное обстоятельство не является препятствием для оценки судом акта обследования и заключения межведомственной комиссии в качестве письменных доказательств, что соответствует требованиям ст. 71 ГПК РФ, в соответствии с которой письменными доказательствами являются любые документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.
Ссылка представителей ответчика на передаточный акт, подписанный Щ., также обоснованно отвергнута судом первой инстанции, поскольку указание в акте на надлежащее техническое состояние квартиры опровергается как показаниями истицы относительно обстоятельств подписания данного акта, так и совокупностью иных доказательств.
Указанный в исковом заявлении прокурора перечень работ согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (Приложение N 8), относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения и должен осуществляться наймодателем.
Кроме того, поскольку квартира была предоставлена истцам только ДД.ММ.ГГГГ, то обязанность по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, возложенная законом на нанимателя жилого помещения, с момента приобретения квартиры лежала также на наймодателе.
Вместе с тем, отопление жилого помещения не производилось, что привело к размораживанию отопительной системы и общему ухудшению состояния квартиры.
При разрешении спора, суд также обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что фактически ключи от квартиры при подписании передаточного акта Щ. не были переданы, а остались у начальника ТОСЗН. Доказательств того, что истица отказывалась от получения ключей, ответчиком не представлено.
Данные обстоятельства были подтверждены и свидетелем Т., являющейся специалистом ТОСЗН Кесовогорского района, подтвердившей, что ключи от квартиры были переданы Щ. только осенью 2011 года.
Возражения ответчика относительно отсутствия оснований для удовлетворения иска опровергаются также письмом от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором ТОСЗН Кесовогорского района просит Щ. обеспечить доступ в квартиру для проведения ремонтных работ.
Учитывая наличие данного письма, ссылка ответчика на акт N от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Главным специалистом - экспертом Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области ФИО14, также обоснованно не принята судом первой инстанции.
Таким образом, установив, что жилое помещение в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством, находится в состоянии, препятствующем вселению истцов, суд правомерно удовлетворил иск прокурора.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Из положений данной нормы закона следует, что наймодателем является не только собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, но и управомоченное им лицо.
Согласно заключенному с истицей договору социального найма жилого помещения от имени наймодателя выступает Министерство социальной защиты населения Тверской области, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по производству ремонтных работ на ответчика.
Довод жалобы относительно того, что суд вышел за пределы исковых требований, поскольку вопрос о возможности, в случае неисполнения решения суда, производства истцом ремонтных работ за счет ответчика, предметом рассмотрения не являлся, нельзя признать состоятельным, поскольку данное указание в решении суда является лишь разъяснением правовых последствий неисполнения судебного акта и не возлагает на ответчика каких-либо обязанностей, не являвшихся предметом спора.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных обстоятельств дела, которым суд в их совокупности дал надлежащую правовую оценку, правильно установив правоотношения сторон по делу.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения и не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены правильно постановленного в рамках заявленных исковых требований решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Кесовогорского районного суда Тверской области от 07 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Тверской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)