Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.11.2012 N 33-15455/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. N 33-15455/2012


Судья: Муратова С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кудасовой Т.А.
судей Быханова А.В., Ильинской Л.В.
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 ноября 2012 года гражданское дело N 2-1941/12 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2012 года по иску К.А. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,
заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А.
выслушав объяснения истца К.А., его представителя С., возражавших против апелляционной жалобы,

установила:

Истец К.А. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга к Военному комиссариату Санкт-Петербурга о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, указав, что состоял на службе в Вооруженных силах РФ, был уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением с оставлением в списках очередников на получение жилья. До настоящего времени жильем не обеспечен, в связи с чем вынужден арендовать жилое помещение. С момента увольнения ответчик необоснованно прекратил выплаты за аренду.
Истец просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в размере <...> рублей, расходы по оплате госпошлины в размере <...> рублей.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2012 года исковые требования К.А. удовлетворены частично. С Военного комиссариата Санкт-Петербурга в пользу К.А. взыскана денежная компенсация за наем жилого помещения за период с <дата> по <дата> в сумме <...> рублей и расходы по уплате госпошлины в размере <...> руб.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считает его неправильным.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении спора судом первой инстанции было установлено, что К.А. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. С <дата> он состоял на учете нуждающихся в получении жилой площади.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что К.А. в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы, на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим - гражданам предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом согласно п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ФЗ N 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 909, согласно которому выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
При этом решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 года N ВКПИ-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 года N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, предусмотренное пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01.01.2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 года N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В.Глушкова" разъяснено, что положения п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не препятствуют признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и уволенным или подлежащими увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005 года. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Таким образом, исходя из правового анализа приведенных положений в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения, устанавливающие право на выплату военнослужащим - гражданам денежной компенсации за наем жилого помещения, не связывают право этих военнослужащих на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с обстоятельствами постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений К.С. по последнему месту службы, а не в Жилищном комитете Санкт-Петербурга не являются основаниями для отказа в выплате такой компенсации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года N 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 года N 653) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в Санкт-Петербурге 15000 рублей.
В силу п. 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Таким образом, К.А. в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В материалах дела имеются достаточные и достоверные доказательства того обстоятельства, что К.А. в спорный период проживал на условиях поднайма в <адрес>, принадлежащей на праве частной собственности К.О. Согласно условиям договора, оплата за пользование данным жилым помещением, согласно представленным в материалы дела распискам, за спорный период истцом вносилась в полном объеме.
Оценивая изложенные обстоятельства на основании вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному и обоснованному выводу о том, что имеются все основания для взыскания с военного комиссариата в пользу истца компенсации за наем жилого помещения из расчета <...> рублей в месяц.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения районного суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)