Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-527/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2012 г. по делу N 33-527/2012


Судья Радаева О.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Лебедевой Н.В. и Прокаевой Е.Д.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Христич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой Н.В. кассационную жалобу администрации города Оренбурга на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах Л.М. к администрации г. Орска о предоставлении жилого помещения,

установила:

Прокурор Советского района г. Орска, действующий в интересах Л.М., обратился в суд с названным иском к администрации г. Орска, указав, что Л.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году окончила учебное заведение, закрепленного жилья не имеет. В связи с чем имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" администрация г. Орска бездействует, в результате чего Л.М. в установленном законом порядке жилое помещение не предоставлено.
Решением суда от 29 сентября 2011 года исковые требования прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах Л.М., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Орска предоставить по договору социального найма Л.М., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
Дополнительным решением суда от 19 декабря 2011 года на администрацию г. Орска возложена обязанность предоставить по договору социального найма Л.М., *** года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, вне очереди.
В кассационной жалобе администрация г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав доклад судьи Лебедевой Н.В., пояснения представителя третьего лица Правительства Оренбургской области и Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Л.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу ч. ч. 3, 4, 5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые являются основанием заключения соответствующего договора социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 19 декабря 2007 года N 1853/389 "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательный и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из материалов дела следует, что родителями Л.М., *** года рождения, являются А. и Б.
Решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 13 мая 2008 года Б. лишен родительских прав в отношении дочери Л.М.
Решением Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области от 06 июня 2007 года А. лишена родительских прав в отношении дочери Л.М.
Распоряжением главы г. Орска от 03 октября 2008 года N 4358-р Л.М. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела имеется обращение управления образования администрации г. Орска в жилищный отдел администрации г. Орска по вопросу постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Л.М. в очередь на получение жилья.
Согласно представленным Управлением Росреестра по Оренбургской области и ГУП "ОЦИиОН" сведениям, Л.М. на праве собственности недвижимое имущество не принадлежит.
Согласно справке Муниципального автономного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" г. Орска N 1293 от 21 июля 2011 года Л.М. являлась воспитанницей указанного учреждения и находилась на полном государственном обеспечении с 13 апреля 2007 года по 10 июня 2011 года.
В период с 31 августа 2005 года по 05 сентября 2008 года Л.М. обучалась в средней школе N 17 г. Орска, что подтверждается справкой, выданной директором школы.
Из справки МОАУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 18 г. Орска" N 160 от 20 мая 2011 года следует, что Л.М. к занятиям в школе не приступала и в данное образовательное учреждение зачислена не была.
В соответствии с ответом ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом-школа г. Орска" от 09 февраля 2009 года N 36 Л.М. находится в розыске г. Орска и в детский дом не поступала.
Постановляя решение об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах Л.М., суд исходил из того, что Л.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении - средней школе N 17 г. Орска, дальнейшее обучение не продолжила, затем являлась воспитанницей Муниципального автономного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" г. Орска и находилась на полном государственном обеспечении с 13 апреля 2007 года по 10 июня 2011 года.
Законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию МО г. Орска Оренбургской области. Л.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, однако до настоящего времени не обеспечена жильем, что нарушает ее права, закрепленные Конституцией РФ и жилищным законодательством.
В связи с чем, суд пришел к выводу о возложении на администрацию МО г. г. Орска обязанности предоставить Л.Т. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области вне очереди.
Данные выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы администрации г. Орска о том, что Л.М. с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список по внеочередному предоставлению жилья не обращалась, не опровергает выводы суда, поскольку в интересах Л.М. в жилищный отдел администрации г. Орска обратилось управление образования администрации г. Орска по вопросу постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Л.М. в очередь на получение жилья. Распоряжением главы г. Орска от 03 октября 2008 года N 4358-р Л.М. признана нуждающейся в жилом помещении по категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылка ответчика на то, что Л.М. продолжает обучаться в МОАУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 18 г. Орска" и, соответственно, находится на полном государственном обеспечении в связи с чем не имеет права на предоставления ей жилого помещения, не подтверждается материалами дела.
Довод жалобы об отсутствии достаточного финансирования для строительства нового жилищного фонда, что влечет невозможность в установленном порядке предоставить жилое помещение истице, являлся предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно опровергнут в решении суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом правильно. В мотивировочной части решения им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, с выводами суда судебная коллегия согласна, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе и которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)