Судебные решения, арбитраж
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сидоров А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Кузнецовой Г.Ю., судей Нечаевой Н.А., Фомина В.И., при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 20 августа 2012 г. дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Березовского районного суда Пермского края от 24 мая 2012 года, которым постановлено:
"Признать за К.И. право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения. Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить К.И. субсидии из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере 60 326 (шестьдесят тысяч триста двадцать шесть) рублей".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., пояснения представителя истца Ф1., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края, администрации Березовского муниципального района, администрации Березовского сельского поселения, просил признать за ним право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения, возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края предоставить ему субсидию из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Пермского края в размере 760 326 рублей. Заявленные требования мотивировал тем, что 23.05.1985 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Состав его семьи 2 человека. Так же он признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован, он является пенсионером по возрасту с 1990 года, а также инвалидом <...> группы с 25.06.2009 года. С 2005 года находится первым в очереди на получение жилых помещений. 12.10.2010 года Постановлением администрации Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края он был незаконно снят с учета. Заключением межведомственной комиссии от 05.05.2011 года ранее принадлежавшее ему жилое помещение по адресу: <...> признано не отвечающим для жилого помещения требованиям, ввиду отсутствия инженерных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отопления. Постановлением администрации Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края от 12.05.2011 года он был восстановлен в правах - на улучшение жилищных условий путем восстановления его в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма; на момент восстановления номер очереди - первый. Его учетное дело администрацией Березовского муниципального района Пермского края было направлено на рассмотрение в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Реализация права на улучшение жилищных условий в Пермском крае на момент восстановления его в очереди, осуществлялась в рамках программы выдачи краевых жилищных сертификатов. На момент восстановления его в очереди, у него имелась вся совокупность необходимых для получения краевого жилищного сертификата условий. В мае 2011 года он получил устный ответ из Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, что сертификат ему будет выдан ближе к концу года. По рекомендации сотрудника Пермской краевой комиссии он заключил договор долевого участия в строительстве, внес первый взнос, рассчитывая к окончанию строительства получить жилищный сертификат, которым он сможет выплатить оставшуюся сумму по договору. Сертификат ему выдан не был, поэтому он вынужден был занять денежные средства для выплаты остатка долга за квартиру. Посредством указанной сделки он приобрел в собственность квартиру по адресу: <...>. Считает, что имеет право на получение краевого жилищного сертификата поскольку решение о приобретении указанной квартиры он принимал с учетом субсидии, которую обещал ему выдать ответчик. Не предоставление краевого жилищного сертификата нарушило его право на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании истец К.И. не участвовал.
Представители истца исковые требования К.И. поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Министерства социального развития Пермского края, в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика администрации Березовского муниципального района исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика администрации Березовского сельского поселения исковые требования К.И. признала.
Третье лицо К.Т. в судебное заседание не явилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит вынесенное решение отменить. Считают, что суд не применил закон подлежащий применению. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие основания для признания К.И. нуждающимся в жилом помещении. К.И. и его супруга имеют в собственности жилое помещение общей площадью 33,1 кв. м по адресу: <...>, пригодное для проживания. Обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 16,55 кв. м. Ссылки истца на рекомендации сотрудников Пермской краевой комиссии о заключении договора долевого участия в строительстве, а также о вынужденности предпринятых им действий по участию в долевом строительстве и приобретении жилого помещения, никакими доказательствами не подтверждены. Расчет размера субсидии судом произведен неверно.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с п. 1.1. Правил выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2008 N 128-п, настоящие Правила выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - Правила), устанавливают порядок выпуска и реализации жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным льготным категориям граждан, в отношении которых существуют расходные обязательства Пермского края по обеспечению их жилыми помещениями (далее - краевые жилищные сертификаты), а именно: реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами.
Согласно п. 1.2. указанных Правил, применительно к настоящим Правилам нуждающимися в предоставлении жилых помещений признаются граждане из числа перечисленных в настоящем пункте категорий: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края по месту жительства гражданина; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 1.3. Правил, краевой жилищный сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина (далее - гражданин - получатель субсидии) на получение безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Пермского края, которая может быть использована исключительно на приобретение (строительство) жилого помещения. Краевой жилищный сертификат не является ценной бумагой, выдается один раз и не подлежит купле-продаже или передаче другому лицу.
В соответствии с п. 2.1. Правил, проверку оснований нуждаемости в жилых помещениях, определение права на получение субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - субсидии), разъяснение условий и порядка получения субсидий, формирование и утверждение общих списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и имеющих право на получение субсидий, а также расчет размера предоставляемых субсидий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, осуществляет Пермская краевая комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
Судом первой инстанции установлено, что К.И. был поставлен на учет по Березовскому муниципальному району в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 23.05.1985 года.
К.И. признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован, с 14.11.1990 года он является получателем пенсии по старости, является инвалидом 2 группы с 25.06.2009 года.
Семья К.И. состоит из двух человек - его самого и его жены К.Т.
Постановлением Администрации Березовского сельского поселения от 12.10.2010 года N 110 К.И. был снят с учета на получение жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Заключением межведомственной комиссии от 05.05.2011 года жилое помещение по адресу: <...> признано не отвечающим для жилого помещения требованиям, ввиду отсутствия инженерных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отопления.
Постановлением Администрации Березовского сельского поселения от 12.05.2011 года N 100 К.И. был восстановлен в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма.
Письмом Министерства социального развития Пермского края от 11.10.2011 года подтверждается, что К.И. состоит в краевом списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под N 1.
По договору купли-продажи от 13.12.2011 года К.И. и К.Т. продали квартиру по адресу: <...> за 700 000 рублей.
Согласно свидетельства государственной регистрации права от 16.12.2011 года за К.И. и К.Т. зарегистрировано право общей совместной собственности на квартиру по адресу: <...>, общей площадью 33,1 кв. м.
Таким образом, на семью истца в составе 2 человек (с учетом жены) приходится 33,1 кв. м или по 16,55 кв. м на одного человека.
Постановлением главы Березовского муниципального района от 27.04.2007 года N 304 утверждена учетная норма помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 8 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи истца, не позволяет считать К.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку размер площади принадлежащего ему жилого помещения превышает учетную норму, кроме этого находящееся в собственности истца жилое помещение не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям не признано.
На момент вынесения решения истец не являлся лицом, нуждающимся в жилом помещении, поэтому правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований К.И. не имелось.
Судом первой инстанции не было учтено, что в данном случае отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии.
То обстоятельство, что по состоянию на 12.05.2011 года К.И. имел право на получение субсидии, правового значения для дела не имеет, поскольку на момент обращения в суд с заявленными требованиями жилищные условия К.И. изменились.
Каких-либо доказательств того, что сотрудниками Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий давались устные рекомендации истцу о необходимости приобретения в собственность квартиры по адресу: <...>, решение о покупке указанной квартиры принималось К.И. вынужденно, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований К.И. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского районного суда Пермского края от 24 мая 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований К.И. к Министерству социального развития Пермского края, администрации Березовского муниципального района, администрации Березовского сельского поселения о признании права на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения и о возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края предоставить субсидию из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере 760 326 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7134
Разделы:Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2012 г. по делу N 33-7134
Судья Сидоров А.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Кузнецовой Г.Ю., судей Нечаевой Н.А., Фомина В.И., при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 20 августа 2012 г. дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Березовского районного суда Пермского края от 24 мая 2012 года, которым постановлено:
"Признать за К.И. право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения. Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить К.И. субсидии из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере 60 326 (шестьдесят тысяч триста двадцать шесть) рублей".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., пояснения представителя истца Ф1., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края, администрации Березовского муниципального района, администрации Березовского сельского поселения, просил признать за ним право на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения, возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края предоставить ему субсидию из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Пермского края в размере 760 326 рублей. Заявленные требования мотивировал тем, что 23.05.1985 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Состав его семьи 2 человека. Так же он признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован, он является пенсионером по возрасту с 1990 года, а также инвалидом <...> группы с 25.06.2009 года. С 2005 года находится первым в очереди на получение жилых помещений. 12.10.2010 года Постановлением администрации Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края он был незаконно снят с учета. Заключением межведомственной комиссии от 05.05.2011 года ранее принадлежавшее ему жилое помещение по адресу: <...> признано не отвечающим для жилого помещения требованиям, ввиду отсутствия инженерных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отопления. Постановлением администрации Березовского сельского поселения Березовского района Пермского края от 12.05.2011 года он был восстановлен в правах - на улучшение жилищных условий путем восстановления его в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма; на момент восстановления номер очереди - первый. Его учетное дело администрацией Березовского муниципального района Пермского края было направлено на рассмотрение в Пермскую краевую комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Реализация права на улучшение жилищных условий в Пермском крае на момент восстановления его в очереди, осуществлялась в рамках программы выдачи краевых жилищных сертификатов. На момент восстановления его в очереди, у него имелась вся совокупность необходимых для получения краевого жилищного сертификата условий. В мае 2011 года он получил устный ответ из Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, что сертификат ему будет выдан ближе к концу года. По рекомендации сотрудника Пермской краевой комиссии он заключил договор долевого участия в строительстве, внес первый взнос, рассчитывая к окончанию строительства получить жилищный сертификат, которым он сможет выплатить оставшуюся сумму по договору. Сертификат ему выдан не был, поэтому он вынужден был занять денежные средства для выплаты остатка долга за квартиру. Посредством указанной сделки он приобрел в собственность квартиру по адресу: <...>. Считает, что имеет право на получение краевого жилищного сертификата поскольку решение о приобретении указанной квартиры он принимал с учетом субсидии, которую обещал ему выдать ответчик. Не предоставление краевого жилищного сертификата нарушило его право на улучшение жилищных условий.
В судебном заседании истец К.И. не участвовал.
Представители истца исковые требования К.И. поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Министерства социального развития Пермского края, в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика администрации Березовского муниципального района исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика администрации Березовского сельского поселения исковые требования К.И. признала.
Третье лицо К.Т. в судебное заседание не явилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит вынесенное решение отменить. Считают, что суд не применил закон подлежащий применению. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие основания для признания К.И. нуждающимся в жилом помещении. К.И. и его супруга имеют в собственности жилое помещение общей площадью 33,1 кв. м по адресу: <...>, пригодное для проживания. Обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 16,55 кв. м. Ссылки истца на рекомендации сотрудников Пермской краевой комиссии о заключении договора долевого участия в строительстве, а также о вынужденности предпринятых им действий по участию в долевом строительстве и приобретении жилого помещения, никакими доказательствами не подтверждены. Расчет размера субсидии судом произведен неверно.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с п. 1.1. Правил выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2008 N 128-п, настоящие Правила выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - Правила), устанавливают порядок выпуска и реализации жилищных сертификатов, выдаваемых отдельным льготным категориям граждан, в отношении которых существуют расходные обязательства Пермского края по обеспечению их жилыми помещениями (далее - краевые жилищные сертификаты), а именно: реабилитированным лицам, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами.
Согласно п. 1.2. указанных Правил, применительно к настоящим Правилам нуждающимися в предоставлении жилых помещений признаются граждане из числа перечисленных в настоящем пункте категорий: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края по месту жительства гражданина; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 1.3. Правил, краевой жилищный сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина (далее - гражданин - получатель субсидии) на получение безвозмездной субсидии за счет средств бюджета Пермского края, которая может быть использована исключительно на приобретение (строительство) жилого помещения. Краевой жилищный сертификат не является ценной бумагой, выдается один раз и не подлежит купле-продаже или передаче другому лицу.
В соответствии с п. 2.1. Правил, проверку оснований нуждаемости в жилых помещениях, определение права на получение субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - субсидии), разъяснение условий и порядка получения субсидий, формирование и утверждение общих списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и имеющих право на получение субсидий, а также расчет размера предоставляемых субсидий по категории реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, осуществляет Пермская краевая комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
Судом первой инстанции установлено, что К.И. был поставлен на учет по Березовскому муниципальному району в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 23.05.1985 года.
К.И. признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован, с 14.11.1990 года он является получателем пенсии по старости, является инвалидом 2 группы с 25.06.2009 года.
Семья К.И. состоит из двух человек - его самого и его жены К.Т.
Постановлением Администрации Березовского сельского поселения от 12.10.2010 года N 110 К.И. был снят с учета на получение жилых помещений в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Заключением межведомственной комиссии от 05.05.2011 года жилое помещение по адресу: <...> признано не отвечающим для жилого помещения требованиям, ввиду отсутствия инженерных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отопления.
Постановлением Администрации Березовского сельского поселения от 12.05.2011 года N 100 К.И. был восстановлен в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма.
Письмом Министерства социального развития Пермского края от 11.10.2011 года подтверждается, что К.И. состоит в краевом списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под N 1.
По договору купли-продажи от 13.12.2011 года К.И. и К.Т. продали квартиру по адресу: <...> за 700 000 рублей.
Согласно свидетельства государственной регистрации права от 16.12.2011 года за К.И. и К.Т. зарегистрировано право общей совместной собственности на квартиру по адресу: <...>, общей площадью 33,1 кв. м.
Таким образом, на семью истца в составе 2 человек (с учетом жены) приходится 33,1 кв. м или по 16,55 кв. м на одного человека.
Постановлением главы Березовского муниципального района от 27.04.2007 года N 304 утверждена учетная норма помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 8 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи истца, не позволяет считать К.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку размер площади принадлежащего ему жилого помещения превышает учетную норму, кроме этого находящееся в собственности истца жилое помещение не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям не признано.
На момент вынесения решения истец не являлся лицом, нуждающимся в жилом помещении, поэтому правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований К.И. не имелось.
Судом первой инстанции не было учтено, что в данном случае отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии.
То обстоятельство, что по состоянию на 12.05.2011 года К.И. имел право на получение субсидии, правового значения для дела не имеет, поскольку на момент обращения в суд с заявленными требованиями жилищные условия К.И. изменились.
Каких-либо доказательств того, что сотрудниками Пермской краевой комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий давались устные рекомендации истцу о необходимости приобретения в собственность квартиры по адресу: <...>, решение о покупке указанной квартиры принималось К.И. вынужденно, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований К.И. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Березовского районного суда Пермского края от 24 мая 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований К.И. к Министерству социального развития Пермского края, администрации Березовского муниципального района, администрации Березовского сельского поселения о признании права на получение субсидии из Пермского краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения и о возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края предоставить субсидию из краевого бюджета на приобретение, строительство жилого помещения путем выдачи безвозмездной субсидии за счет бюджета Пермского края в размере 760 326 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)