Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Щербова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области И. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Прокурора г. Костромы в интересах Х.И.Ю. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области П.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., Х.И.Ю., его представителя К., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском в интересах Х.И.Ю. к администрации Костромской области, в котором просил обязать Администрацию Костромской области предоставить Х.И.Ю.,, вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям по месту жительства на территории г. Костромы.
Свои требования мотивировал тем, что Х.И.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать П.И. решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и Х.И.Ю. Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN Х.И.Ю. направлен в детское учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в школу - интернат NN г.). На основании постановления Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN в отношении Х.И.Б. была назначена опека. Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN Х.И.Ю. был направлен в детское дошкольное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с освобождением опекуна от обязанностей. С ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ю. находился в ГОУ Детском доме NN г. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ", проживает в общежитии техникума. Согласно информации предоставленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области и ГП "Костромаоблтехинвентаризация" объектов недвижимости за Х.И.О. на территории Костромской области не зарегистрировано. С учетом требований ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ч. 3, 4 ст. 49, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", Закона Костромской области "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма" просил исковые требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, истец просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице Администрации Костромской области предоставить Х.И.Ю. вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Костромы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2012 года администрация Костромской области обязана предоставить Х.И.Ю. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории города Костромы.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Костромской области И. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. При этом указала, что субъектом РФ - Костромской областью установлен порядок предоставления жилых помещений в Законе КО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Законом КО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", в которых указано, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Свободных изолированных жилых помещений жилищного фонда Костромской области на территории г. Костромы в настоящее время не имеется. С заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию Костромской области либо в другие органы исполнительной власти Костромской области Х.И.Ю. не обращался, следовательно, право Х.И.Ю. органами государственной власти Костромской области не нарушено. Кроме того, прокурор г. Костромы не обладает полномочиями по обращению в суд в интересах Х.И.Ю. Из анализа ст. ст. 14, 15, 57 ЖК РФ следует, что полномочия по предоставлению гражданам жилых помещений имеются лишь у органов местного самоуправления, в то время как аналогичные органы субъекта Федерации такими полномочиями не наделены, в связи с этим Х.И.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение на территории г. Костромы органами местного самоуправления. Также указал, что у Х.И.Ю. имеется закрепленное жилое помещение, представленные суду документы и материалы свидетельствуют о том, что у Х.И.Ю. возникло и сохраняется право пользования жилым помещением как у члена семьи нанимателя. При этом указала, что Х.И.Ю. имеет право на внеочередное получение жилья, но по другим основаниям. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ обеспечение его жилым помещением в этом случае является обязанностью органов местного самоуправления.
Представители администрации г. Костромы, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Х.И.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Х.И.Ю. является лицом из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, его мать И. являющаяся одинокой матерью в отношении Х.И.Ю., решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец Х.И.Ю. не установлен.
Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Х.И.Ю. направлен в детское учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в школу - интернат NN г.
На основании постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN в отношении Х.И.Ю. была назначена опека. Его опекуном была назначена Ф. Согласно п. 3 данного постановления несовершеннолетнему Х.И.Ю. по достижению им совершеннолетия должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Костромы NN от ДД.ММ.ГГГГ опекун Ф. была освобождена от обязанностей опекуна, постановление N N от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Х.И.Ю. был направлен в детское дошкольное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ю. находился в ГОУ Детском доме N N.
С ДД.ММ.ГГГГ обучался в проживал и был зарегистрирован по месту пребывания в общежитии техникума. В настоящее время, согласно пояснениям Х.И.Ю. в суде апелляционной инстанции, проживает на съемной квартире.
По сообщению ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, Х.И.Ю. не имеет.
Данных о том, что истец имеет какое-либо закрепленное за ним жилое помещение, помещение на праве собственности, на основании договора социального найма, в том числе на момент помещения его в детское учреждение, лишения его матери родительских прав не имеется.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Х.И.Ю. признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании постановления Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN Х.И.Ю. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в список очередности малоимущих воспитанников детских домов за NN
Установив данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Х.И.Ю. имеет право на предоставление ему жилого помещения в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" и Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил иск и возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение предоставляется лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, которые в настоящее время отсутствуют, является несостоятельным.
Частью 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем право Х.И.Ю. на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора г. Костромы полномочий по обращению в суд в интересах Х.И.Ю. основан на неправильном толковании норм права.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
К исковому заявлению приложено заявление Х.И.Ю. Прокурору г. Костромы с просьбой обратится в суд в его интересах по предоставлению ему жилья.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим иском, является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что у несовершеннолетнего Х.И.Ю. имеется закрепленное жилое помещение по адресу:, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом тщательно проверялся и правильно признан несостоятельным.
Как установлено судом, истец имеет регистрацию по адресу: Данные о собственнике жилого дома в настоящее время отсутствуют, ранее оно принадлежало Согласно справке начальника ОГПС-1 УГПС УВД КО от ДД.ММ.ГГГГ строение и забор по указанному адресу сгорели. По результатам инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ года технический паспорт погашен. Согласно акту обследования жилищно- бытовых условий учащегося от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение в котором проживал истец отсутствует, на его месте возводится новый коттедж, кому принадлежит и на каком праве установить не удалось.
При этом суд первой инстанции указал, что в случае возведения жилого помещения прежним собственником право пользования новым жилым помещением у истца не возникло, поскольку ни он, ни его мать в данное жилое помещение не вселялись.
Таким образом, сам по себе факт регистрации не свидетельствует о приобретении права постоянного пользования жилым помещением.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В мотивировочной части решения судом в 4,6,1 абзаце на странице 8 решения допущены описки в указании инициалов истца, которые судебная коллегия считает необходимым исправить.
Также из абзаца второго резолютивной части решения подлежат исключению слова "вне очереди", поскольку законодательством в области исполнительного производства исполнение решений о предоставлении жилья во внеочередном порядке не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Костромской области И. - без удовлетворения.
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения слова "вне очереди".
Исправить описки в 4, 6, 11 абзаце на странице 8 решения: вместо слов "Х.И.О." указать слова "Х.И.Ю."
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1357
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. по делу N 33-1357
Судья: Щербова Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ивановой О.А., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области И. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Прокурора г. Костромы в интересах Х.И.Ю. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя администрации Костромской области П.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., Х.И.Ю., его представителя К., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском в интересах Х.И.Ю. к администрации Костромской области, в котором просил обязать Администрацию Костромской области предоставить Х.И.Ю.,, вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям по месту жительства на территории г. Костромы.
Свои требования мотивировал тем, что Х.И.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать П.И. решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и Х.И.Ю. Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN Х.И.Ю. направлен в детское учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в школу - интернат NN г.). На основании постановления Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN в отношении Х.И.Б. была назначена опека. Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN Х.И.Ю. был направлен в детское дошкольное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с освобождением опекуна от обязанностей. С ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ю. находился в ГОУ Детском доме NN г. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в ", проживает в общежитии техникума. Согласно информации предоставленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области и ГП "Костромаоблтехинвентаризация" объектов недвижимости за Х.И.О. на территории Костромской области не зарегистрировано. С учетом требований ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ч. 3, 4 ст. 49, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", Закона Костромской области "О предоставлении жилых помещений на территории Костромской области по договорам социального найма" просил исковые требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, истец просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице Администрации Костромской области предоставить Х.И.Ю. вне очереди на основании договора социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории города Костромы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2012 года администрация Костромской области обязана предоставить Х.И.Ю. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории города Костромы.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Костромской области И. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. При этом указала, что субъектом РФ - Костромской областью установлен порядок предоставления жилых помещений в Законе КО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", Законом КО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области", в которых указано, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Свободных изолированных жилых помещений жилищного фонда Костромской области на территории г. Костромы в настоящее время не имеется. С заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию Костромской области либо в другие органы исполнительной власти Костромской области Х.И.Ю. не обращался, следовательно, право Х.И.Ю. органами государственной власти Костромской области не нарушено. Кроме того, прокурор г. Костромы не обладает полномочиями по обращению в суд в интересах Х.И.Ю. Из анализа ст. ст. 14, 15, 57 ЖК РФ следует, что полномочия по предоставлению гражданам жилых помещений имеются лишь у органов местного самоуправления, в то время как аналогичные органы субъекта Федерации такими полномочиями не наделены, в связи с этим Х.И.Ю. должно быть предоставлено жилое помещение на территории г. Костромы органами местного самоуправления. Также указал, что у Х.И.Ю. имеется закрепленное жилое помещение, представленные суду документы и материалы свидетельствуют о том, что у Х.И.Ю. возникло и сохраняется право пользования жилым помещением как у члена семьи нанимателя. При этом указала, что Х.И.Ю. имеет право на внеочередное получение жилья, но по другим основаниям. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ обеспечение его жилым помещением в этом случае является обязанностью органов местного самоуправления.
Представители администрации г. Костромы, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Х.И.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должен быть обеспечен жильем во внеочередном порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Х.И.Ю. является лицом из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, его мать И. являющаяся одинокой матерью в отношении Х.И.Ю., решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец Х.И.Ю. не установлен.
Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Х.И.Ю. направлен в детское учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в школу - интернат NN г.
На основании постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN в отношении Х.И.Ю. была назначена опека. Его опекуном была назначена Ф. Согласно п. 3 данного постановления несовершеннолетнему Х.И.Ю. по достижению им совершеннолетия должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Администрации г. Костромы NN от ДД.ММ.ГГГГ опекун Ф. была освобождена от обязанностей опекуна, постановление N N от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Х.И.Ю. был направлен в детское дошкольное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Ю. находился в ГОУ Детском доме N N.
С ДД.ММ.ГГГГ обучался в проживал и был зарегистрирован по месту пребывания в общежитии техникума. В настоящее время, согласно пояснениям Х.И.Ю. в суде апелляционной инстанции, проживает на съемной квартире.
По сообщению ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, Х.И.Ю. не имеет.
Данных о том, что истец имеет какое-либо закрепленное за ним жилое помещение, помещение на праве собственности, на основании договора социального найма, в том числе на момент помещения его в детское учреждение, лишения его матери родительских прав не имеется.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ N N Х.И.Ю. признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании постановления Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ NN Х.И.Ю. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в список очередности малоимущих воспитанников детских домов за NN
Установив данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Х.И.Ю. имеет право на предоставление ему жилого помещения в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" и Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, суд обоснованно удовлетворил иск и возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию Костромской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение предоставляется лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области, которые в настоящее время отсутствуют, является несостоятельным.
Частью 4 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Это свидетельствует о том, что законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем право Х.И.Ю. на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора г. Костромы полномочий по обращению в суд в интересах Х.И.Ю. основан на неправильном толковании норм права.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
К исковому заявлению приложено заявление Х.И.Ю. Прокурору г. Костромы с просьбой обратится в суд в его интересах по предоставлению ему жилья.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящим иском, является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что у несовершеннолетнего Х.И.Ю. имеется закрепленное жилое помещение по адресу:, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом тщательно проверялся и правильно признан несостоятельным.
Как установлено судом, истец имеет регистрацию по адресу: Данные о собственнике жилого дома в настоящее время отсутствуют, ранее оно принадлежало Согласно справке начальника ОГПС-1 УГПС УВД КО от ДД.ММ.ГГГГ строение и забор по указанному адресу сгорели. По результатам инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ года технический паспорт погашен. Согласно акту обследования жилищно- бытовых условий учащегося от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение в котором проживал истец отсутствует, на его месте возводится новый коттедж, кому принадлежит и на каком праве установить не удалось.
При этом суд первой инстанции указал, что в случае возведения жилого помещения прежним собственником право пользования новым жилым помещением у истца не возникло, поскольку ни он, ни его мать в данное жилое помещение не вселялись.
Таким образом, сам по себе факт регистрации не свидетельствует о приобретении права постоянного пользования жилым помещением.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В мотивировочной части решения судом в 4,6,1 абзаце на странице 8 решения допущены описки в указании инициалов истца, которые судебная коллегия считает необходимым исправить.
Также из абзаца второго резолютивной части решения подлежат исключению слова "вне очереди", поскольку законодательством в области исполнительного производства исполнение решений о предоставлении жилья во внеочередном порядке не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Костромской области И. - без удовлетворения.
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения слова "вне очереди".
Исправить описки в 4, 6, 11 абзаце на странице 8 решения: вместо слов "Х.И.О." указать слова "Х.И.Ю."
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)