Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Карагодина Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Алябьева Д.Н., Бабайцевой Е.А.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску К.Ю. к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья и о предоставлении жилой площади социального найма вне очереди,
по апелляционной жалобе Главы администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Я.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 24 июля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать К.Ю. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить К.Ю. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать Постановление Главы Администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08 июня 2012 "Об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" - незаконным.
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить К.Ю. по месту жительства на территории Котовского района Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
К.Ю. обратился с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья и о предоставлении жилой площади социального найма вне очереди.
В обоснование требований указал, что он из числа детей-сирот, так как его родители 21.12.2004 года были лишены родительских прав в отношении его и его сестры К.В.С. 1992 г. р.
Они проживали под опекой бабушки К.В.В. в домовладении по ул. Некрицухина, д. 67, кв. 1. Данное жилище общей площадью 55 кв. м, состоящее из 3 комнат было предоставлено его бабушке по договору социального найма. В квартире зарегистрировано и проживает 6 человек, на каждого проживающего приходится по 9 квадратных метров общей площади, жилой еще меньше.
После окончания школы и ПУ- 63 он служил в армии.
В 2009 году он вернулся из армии и по настоящее время работает в Москве.
В конце 2011 г. от своей сестры он узнал, что она стоит на очереди на получение жилья социального найма, как сирота, и ей скоро предоставят квартиру. Он обратился в орган опеки и попечительства по жилищному вопросу и оказалось, что его в очереди сирот нет. Ему предложили предоставить соответствующие документы, но в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказали (постановление N 1058 от 08.06.2012 г.). т.к. ему было 23 года и 2 месяца.
Просил признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отменить постановление главы администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08.06.2012 года. Обязать Администрацию Котовского муниципального района предоставить ему жилье по договору социального найма вне очереди.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель жалобе Глава администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Я. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
В силу ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области N 1144-ОД от 12 декабря 2005 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области N 1147-ОД от 15 декабря 2005 года "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судом первой инстанции установлено, что К.Ю., 12.01.1989 года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Решением Котовского районного суда от 21 декабря 2004 года родители К.Е., К.С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних К.Ю., К.В.С.
Постановлением главы администрации Котовского района от 17.10.2001 N 1362 попечителем над несовершеннолетним К.Ю. назначена М..
Впервые с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в июне 2012 года.
Согласно Постановления Администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08 июня 2012 года истцу было отказано в предоставлении жилья по договору социального найма - "в связи с пропуском установленного ФЗ Волгоградской области от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании п. 2. ст. 54 Жилищного Кодекса РФ".
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что истец К.Ю., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, не реализовал свое право по независящим от него обстоятельствам до достижения возраста 23 лет, в связи с чем обязал администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области, как орган, наделенный соответствующими государственными полномочиями, представить К.Ю. вне очереди изолированное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм в городе Котово Волгоградской области.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Истец впервые обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2012 году, в возрасте 23 полных лет, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения как лицо, имевшее статус социального сироты, не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади, имеет закрепленное за ним жилое помещение. Суд не учел, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец К.Ю., достигший в настоящее время 23 лет, утратил.
Изложенная правовая позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади и при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Ссылка К.Ю. о том что о наличии права на получение социальной льготы узнал только в 2012 году, юридического значения, по мнению судебной коллегии, не имеет.
При этом истец в случае признания его малоимущим, либо при наличии иных оснований, предусмотренных в законе, не лишен права встать на учет нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии с установленной очередностью получить жилое помещение по нормам предоставления с учетом действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, решение суда не является законным, обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 24 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым К.Ю. в иске к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании К.Ю. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности на Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить К.Ю. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признании Постановления Главы Администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08 июня 2012 "Об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" незаконным; возложении обязанности на Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить К.Ю. по месту жительства на территории Котовского района Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9500/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. по делу N 33-9500/2012
Судья: Карагодина Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Алябьева Д.Н., Бабайцевой Е.А.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску К.Ю. к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья и о предоставлении жилой площади социального найма вне очереди,
по апелляционной жалобе Главы администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Я.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 24 июля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать К.Ю. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить К.Ю. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать Постановление Главы Администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08 июня 2012 "Об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" - незаконным.
Обязать Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить К.Ю. по месту жительства на территории Котовского района Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
К.Ю. обратился с иском к Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании нуждающимся в предоставлении жилья и о предоставлении жилой площади социального найма вне очереди.
В обоснование требований указал, что он из числа детей-сирот, так как его родители 21.12.2004 года были лишены родительских прав в отношении его и его сестры К.В.С. 1992 г. р.
Они проживали под опекой бабушки К.В.В. в домовладении по ул. Некрицухина, д. 67, кв. 1. Данное жилище общей площадью 55 кв. м, состоящее из 3 комнат было предоставлено его бабушке по договору социального найма. В квартире зарегистрировано и проживает 6 человек, на каждого проживающего приходится по 9 квадратных метров общей площади, жилой еще меньше.
После окончания школы и ПУ- 63 он служил в армии.
В 2009 году он вернулся из армии и по настоящее время работает в Москве.
В конце 2011 г. от своей сестры он узнал, что она стоит на очереди на получение жилья социального найма, как сирота, и ей скоро предоставят квартиру. Он обратился в орган опеки и попечительства по жилищному вопросу и оказалось, что его в очереди сирот нет. Ему предложили предоставить соответствующие документы, но в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказали (постановление N 1058 от 08.06.2012 г.). т.к. ему было 23 года и 2 месяца.
Просил признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отменить постановление главы администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08.06.2012 года. Обязать Администрацию Котовского муниципального района предоставить ему жилье по договору социального найма вне очереди.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель жалобе Глава администрации Котовского муниципального района Волгоградской области Я. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
В силу ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области N 1144-ОД от 12 декабря 2005 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области N 1147-ОД от 15 декабря 2005 года "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судом первой инстанции установлено, что К.Ю., 12.01.1989 года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Решением Котовского районного суда от 21 декабря 2004 года родители К.Е., К.С. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних К.Ю., К.В.С.
Постановлением главы администрации Котовского района от 17.10.2001 N 1362 попечителем над несовершеннолетним К.Ю. назначена М..
Впервые с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в июне 2012 года.
Согласно Постановления Администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08 июня 2012 года истцу было отказано в предоставлении жилья по договору социального найма - "в связи с пропуском установленного ФЗ Волгоградской области от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании п. 2. ст. 54 Жилищного Кодекса РФ".
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что истец К.Ю., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, не реализовал свое право по независящим от него обстоятельствам до достижения возраста 23 лет, в связи с чем обязал администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области, как орган, наделенный соответствующими государственными полномочиями, представить К.Ю. вне очереди изолированное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм в городе Котово Волгоградской области.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Истец впервые обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2012 году, в возрасте 23 полных лет, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения как лицо, имевшее статус социального сироты, не обращался, не был признан нуждающимся в предоставлении жилой площади, имеет закрепленное за ним жилое помещение. Суд не учел, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец К.Ю., достигший в настоящее время 23 лет, утратил.
Изложенная правовая позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади и при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
Ссылка К.Ю. о том что о наличии права на получение социальной льготы узнал только в 2012 году, юридического значения, по мнению судебной коллегии, не имеет.
При этом истец в случае признания его малоимущим, либо при наличии иных оснований, предусмотренных в законе, не лишен права встать на учет нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии с установленной очередностью получить жилое помещение по нормам предоставления с учетом действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, решение суда не является законным, обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 24 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым К.Ю. в иске к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании К.Ю. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности на Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить К.Ю. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признании Постановления Главы Администрации Котовского муниципального района N 1058 от 08 июня 2012 "Об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" незаконным; возложении обязанности на Администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области предоставить К.Ю. по месту жительства на территории Котовского района Волгоградской области вне очереди жилую площадь не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)