Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4455

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2012 г. по делу N 33-4455


Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Акининой О.А.,
судей Сивохина Д.А. и Улановой Е.С.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе мэрии на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 марта 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Н.Е.А., 06.08.1969 года рождения, Н.Е.О., ДД.ММ.ГГГГ, Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на состав семьи три человека жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., заключение прокурора Фоминой И.А. возражения Н.С. и ее представителя Г. (по доверенности) на жалобу, судебная коллегия

установила:

Н.Е.А., Н.Е.О. и Н.Ю. обратились в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти Самарской области о возложении обязанности предоставить им благоустроенное жилое помещение на семью из трех человек во внеочередном порядке с учетом права Н.Ю. на дополнительную жилплощадь. Свои требования мотивировала тем, что проживает совместно с дочерью Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ являющейся инвалидом детства по психическому заболеванию с клиническим диагнозом (входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года). Данное заболевание дает им право на внеочередное получение жилого помещения. С 15 июля 2008 года их семья в составе трех человек состоит на жилищном учете в мэрии г.о. Тольятти Самарской области. На 1 января 2012 г. состоит в очереди за N 72 в списке на внеочередное предоставление жилья. Кроме них в квартире зарегистрированы и проживают мать и брат Н.С. - К.М. и К.А.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе мэрия г.о. Тольятти Самарской области.
Проверив законность принятого судом решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Из положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и то же права та или иная форма определяется инвалидом по выбору.
Как установлено судом первой инстанции, Н.Ю., 1990 года рождения является инвалидом с детства 2 группы бессрочно (л.д. 13) и согласно справки <...> 8 февраля 2012 года страдает хроническим психическим заболеванием, подходит под пункт N 3 постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378. По имеющемуся заболеванию на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 имеет право на дополнительную жилую площадь.
Н.Ю. зарегистрирована и на основании договора социального найма проживает в двухкомнатной квартире по адресу: <...> площадью 47,2 кв. м. Совместно с ней в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают на тех же условиях ее мать Н.С., сестра Н.Е.О., бабушка К.М. и дядя К.А. Прав на иные жилые помещения и иной недвижимости на праве собственности Н.Ю. и ее мать с сестрой не имеют. Семья Н-вых из трех человек состоит на жилищном учете в мэрии г.о. Тольятти Самарской области с 30 июля 2008 года в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 9).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что семья Н-вых в составе трех человек нуждается в жилом помещении на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания и истцы не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего им на праве собственности. Возлагая на мэрию г.о. Тольятти Самарской области обязанность предоставить истцам жилое помещение, суд исходил из наличия у одного из них права на внеочередное предоставление ему жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как до 1 января 2005 года, так и после, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта РФ формы реализации права на обеспечение жилыми помещениями инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что содержащиеся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний вне очереди, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагают на органы местного самоуправления какие либо дополнительные обязанности, а также о том, что для предоставления семье Н-вых жилого помещения из муниципального жилищного фонда необходимо наделение органов местного самоуправления на законодательном уровне соответствующими государственными полномочиями, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области так как мэрия г.о. Тольятти Самарской области обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций также не заслуживает внимания, поскольку в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Оставить решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 марта 2012 года без изменения, апелляционную жалобу мэрии Тольятти Самарской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)