Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 12.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-770

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. по делу N 33-770


Председательствующий - Беспалова Т.Е.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Сарбашева В.Б.,
при секретаре - К.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.А. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым, в удовлетворении искового заявления К.А. к администрации муниципального образования "" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права участия в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО "Катуньгэсстрой" для получения в дальнейшем жилого помещения, а именно квартиры N, расположенной во втором подъезде на первом этаже по адресу:, корпус, об обязании предоставить субсидию для приобретения жилого помещения вне очереди как сироте, отказано.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,

установила:

К.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права участия в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО "Катуньгэсстрой" для получения в дальнейшем жилого помещения, а именно квартиры N, расположенной во втором подъезде на первом этаже по адресу:, корпус, о возложении обязанности по предоставлению субсидии для приобретения жилого помещения вне очереди как сироте. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что К.А. является сиротой, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, в списке детей-сирот, имеет право на получение субсидии на приобретение жилья вне очереди.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась К.А., в жалобе просит решение суда отменить, считает выводы суда о том, что законодательством не предусмотрено внеочередного предоставления субсидий на приобретение и строительство жилья по сравнению с предоставлением жилья по договору социального найма, основанными на неправильном толковании норм материального права. Так, Положением о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N 316 определен порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствии с пунктами 2 и 3 названного Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации вне очереди. При этом, обеспечение жилыми помещениями происходит как путем предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, так и путем предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Принципиального различия в правовом регулировании возникновения права на обеспечение жилым помещением в актах не содержится. Получение жилищной субсидии ставится лишь в зависимость от волеизъявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, что следует из п. 14 указанного Положения. Анализ данного Положения позволяет сделать вывод о том, что такая жилищная субсидия также предоставляется вне очереди лицу, имеющему право на обеспечение жилым помещением. Это также следует из пунктов 13, 15 Положения, содержащих исчерпывающий перечень оснований для отказа в ее предоставлении, среди которых нет указания на несоблюдение очередности предоставления жилищных субсидий. Таким образом, действующее законодательство предусматривает внеочередное предоставление детям-сиротам субсидий на приобретение жилья. Вывод суда об отсутствии у К.А. права на обеспечение жилым помещением в связи с обучением в БУ СПО РА " училище" также основан на ошибочном толковании закона, так как в данном образовательном учреждении К.А. не пребывает, не состоит на полном государственном обеспечении, не обеспечена там жилым помещением и право на внеочередное обеспечение жилым помещением К.А., как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента ее совершеннолетия и окончания образовательного учреждения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МО "" Т., возражавшего относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Из свидетельства о рождении К.А., выданного ДД.ММ.ГГГГ серии I-ИЛ N, усматривается, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в, в графе мать указана - У.У.У. отец - О.О.О.
Согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ N сведения об отце в запись акта о рождении К.А. внесены на основании заявления матери У.У.У.
Мать К.А. - У.У.У. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Н.Н.Н., после заключения брака ей присвоена фамилия - У.У.У., что следует из справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из свидетельства о смерти У.У.У. от ДД.ММ.ГГГГ серии I-ИЛ усматривается, что она умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N К.А. назначен опекун - Х.Х.Х.
Согласно справке БУ СПО РА " училище" от ДД.ММ.ГГГГ N К.А. с 2007 года обучается на III курсе БУ СПО РА " училище" на отделении "".
Жилья на территории К.А. не имеет, что подтверждается уведомлением Росреестра по от ДД.ММ.ГГГГ N и выписки Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по от ДД.ММ.ГГГГ N.
23.04.2012 года между ОАО "Катуньгэсстрой" и К.А. заключен договор N участия в долевом строительстве многоквартирного дома, по условиям которого застройщик обязуется передать в предусмотренный договором срок квартиру участнику долевого строительства, а последний в течение 15 рабочих дней с момента внесения записи о государственной регистрации настоящего договора произвести расчет с застройщиком в безналичном порядке путем перечисления денежных средств с целевого блокированного счета К.А. в соответствии с п. 18 Положения о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N 316.
25.04.2012 года К.А. обратилась в администрацию МО "" с заявлением о выделении ей жилищной субсидии для приобретения жилья, указывая, что она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории - сироты, к заявлению приложен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
В соответствии с сообщением заместителя Главы Администрации по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ N К.А. отказано в выделении жилищной субсидии, с указанием о том, что указанный вопрос будет рассмотрен при обеспечении жильем граждан, включенных в список ранее, указано, что К.А. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с 24.01.2012 года, порядковый номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 248.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Пунктами 2, 3, 3.1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N 316, установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Разрешая исковые требования К.А. о возложении обязанности по предоставлению субсидии для приобретения жилого помещения вне очереди как сироте, суд обоснованно исходил из того, что названное Положение пунктами с 11 по 22 устанавливает порядок предоставления жилищной субсидии, который является обязательным.
Так, согласно пунктам 15, 16, 18 Положения лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии и изъявившее желание на ее получение, или его законный представитель, обращается с личным заявлением соответствующего содержания в орган местного самоуправления, ответственный за учет граждан. К заявлению прилагаются документы согласно п. 7 Положения и договор купли-продажи жилого помещения. Органом местного самоуправления, ответственным за учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, рассматривается заявление, изучаются представленные документы, после чего им выносится заключение о возможности предоставления жилищной субсидии или мотивированное решение об отказе. Жилищные субсидии предоставляются путем перечисления денежных средств продавцу жилого помещения на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по или застройщику жилья, отобранному на конкурсной основе муниципальным образованием.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований К.А. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права участия в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО "Катуньгэсстрой" для получения в дальнейшем жилого помещения, а именно квартиры N, расположенной во втором подъезде на первом этаже по адресу: корпус, является правильным, так как действующим законодательством Республики Алтай не предусмотрено предоставление субсидии детям-сиротам на приобретение или строительство жилья вне очереди. Об этом не говорится и в вышеуказанном Положении, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N 316.
Тем самым, довод жалобы о наличии у К.А. права на внеочередное получение жилищной субсидии на строительство, как у лица состоящего на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не основан на законе.
Кроме того, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" нормами установлено, что названная категория граждан могут быть обеспечены вне очереди жилой площадью только после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Учитывая, что в настоящее время К.А. обучается на III курсе БУ СПО РА "училище", довод жалобы о том, что К.А. в данном образовательном учреждении не пребывает, не состоит на полном государственном обеспечении, не обеспечена там жилым помещением, достигла совершеннолетнего возраста, окончила общеобразовательное учреждение и, следовательно, имеет право на внеочередное получение жилищной субсидии, апелляционная коллегия также находит неверным, основанным на неверном толковании норм материального права.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и применил материальный закон, регулирующий спорные отношения, поэтому решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,

определила:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА

Судьи
Е.А.КОКШАРОВА
В.Б.САРБАШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)