Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-9136/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2012 г. по делу N 33-9136/2012


02 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Сивохина Д.А., Улановой Е.С.
с участием прокурора Гуляевой Е.С.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 августа 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, С.Е. с составом семьи 3 человека.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить С.Е. вне очереди жилое помещение на состав семьи три человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья, с учетом имеющего жилого помещения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., возражения на апелляционную жалобу С.Е., заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Тольятти, действующий в интересах С.Е. и несовершеннолетнего С.Д., обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что С.Е. и члены ее семьи ФИО7 /муж/ и С.Д. /сын/ проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 49,7 кв. м, расположенной по адресу: <...>.
В указанной квартире также зарегистрированы и проживают родители мужа истицы.
Сын С.Е. - С.Д. является ребенком-инвалидом по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
23.05.2012 г. истица обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о принятии ее с составом семьи три человека на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти N 6954-р/4 от 08.06.2012 г., С.Е. с составом семьи три человека отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылаясь на наличие у истицы и членов ее семьи права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, прокурор г. Тольятти просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти принять С.Е. с составом семьи три человека на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, и обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить С.Е. с составом семьи три человека вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции С.Е. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.
Представитель мэрии городского округа Тольятти в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия в силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения С.Е., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, необходимо наличие одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что сын С.Е. - С.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 N, выданной ДД.ММ.ГГГГ, справкой ВК ГУЗ СО <...> г. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ, и у него имеется тяжелая форма хронического заболевания, предусмотренного пунктом 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.
На основании Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г., С.Д. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Как видно из материалов дела, С.Е. и члены ее семьи: С.Д. /сын/, ФИО7 /муж/ проживают в муниципальной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 49,7 кв. м, жилой 29,1 кв. м.
В данной квартире проживают две семьи - С.Е., ее муж и сын, а также родители мужа. При этом сам по себе факт проживания нескольких лиц в одном жилом помещении, не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи.
Доводы представителя ответчика о том, что в указанной квартире проживает одна семья, доказательствами не подтверждены, поэтому судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание.
Из материалов дела также видно, что С.Е. является собственником 1/4 доли в трехкомнатной квартире общей площадью 68,10 кв. м, расположенной по адресу: <...>, в которой проживают ее родители и сестра с мужем.
В данной квартире, согласно копии выписки из поквартирной карточки от 10.07.2012 г., зарегистрировано 4 человека /л.д. 24/.
23.05.2012 г. С.Е. обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с составом семьи 3 человека.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 г. N 538, к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридическим лицам жилых помещений, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти N 6954-р/4 от 08.06.2012 г. "О рассмотрении жилищных вопросов", С.Е. с составом семьи три человека отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что на каждого проживающего члена семьи С.Е. приходится по 13,67 кв. м общей площади.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и обоснованно указал в решении о том, что проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), является самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, которое не связано с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Оценив в совокупности обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что мэрией городского округа Тольятти неправомерно отказано С.Е. и членам ее семьи в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку наличие у С.Д. соответствующего заболевания и нуждаемость в улучшении жилищных условий нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При данных обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, признал за С.Е. и членами ее семьи право на получение жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма и правомерно обязал мэрию городского округа Тольятти представить им вне очереди жилое помещение в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о незаконности решения суда, несостоятельны, поскольку не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)