Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Т., действующей на основании письменной доверенности N 35 от 04.07.2011 г., на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 31 мая 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Н.М. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области или с согласия Н.М. на территории г. Тобольска, другого муниципального образования Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Н.М. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района или с согласия Н. на территории г. Тобольска или другого муниципального образования Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Н.М. договор социального найма на предоставленное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., представителя истца С.В., действующего на основании доверенности от 23 ноября 2011 года, представителя ответчика С.Л., действующую на основании доверенности от 24 ноября 2011 года, судебная коллегия,
установила:
Истец Н.М., в лице представителя по доверенности С.В., обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений, к ответчикам Правительству Тюменской области, Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей. В период с 16 апреля 2001 года по 30 сентября 2005 года воспитывался в Муниципальном образовательном учреждении Борковский детский дом Тюменского района для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании которого, на основании распоряжению Главы Тобольского района от, был передан на патронатное воспитание. 21 июня 2008 года окончил Сетовскую среднюю общеобразовательную школу. 14 июня 2011 года окончил ГОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет" и ему присвоена квалификация техник. ФИО3 от истец принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с распоряжением главы администрации Тобольского муниципального района от включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях с 27 февраля 2012 года и состоит на учете под номером 277. Поскольку своего жилья не имеет, приходится снимать жилье. В связи с чем просит о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района или города Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Н.М. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района или города Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Н.М. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца С.В., действовавший на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23 ноября 2011 года, иск поддержал полностью по основаниям, указанным в заявлении и уточнениях к нему и пояснил, что истец с момента лишения матери родительских прав проживал в детском доме, потом у патронатного воспитателя, Н.М. зарегистрирован в квартире матери по адресу, которая по договору соцнайма от 15 марта 2007 года предоставлена Администрацией Тобольского муниципального района Н.И. на семью в которой трое несовершеннолетних детей, т.е. в ней она проживает с детьми от второго брака. Истец никогда не проживал в данной квартире. В настоящее время он снимает квартиру в г. Тобольске, жены и детей не имеет, в браке не состоит.
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, направил письменный отзыв в котором просит дело рассмотреть в их отсутствие, также просит в иске отказать, а в решении предусмотреть возможность предоставления Н.М. жилого помещения на территории г. Тобольска или с согласия Н.М. на территории другого муниципального образования Тюменской области.
Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просит рассмотреть дело в его отсутствие и решить вопрос в пользу истца при условии предоставления денежных средств Правительством Тюменской области. В соответствии с. п. 2.2 Порядка, определенного Постановлением Правительства Тюменской области от 05.10.2009 года N 286-П "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области" в связи отсутствием жилья на рынке жилья в Тобольском районе, с согласия истца, предоставить ему требуемое жилое помещение в другом населенном пункте Тюменской области.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области. В апелляционной жалобе ответчик в лице представителя по доверенности Т. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что судом нарушены нормы материального права, поскольку, при передаче Н.М. в детский дом, за ним и за двумя его братьями было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу:, поскольку Распоряжение е отменено и не признано недействительным, является неоспоримым доказательством наличия закрепленного за Н. жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - истец Н.М. в лице представителя по доверенности С.В. полагая решение суда законным и обоснованным просит оставить его без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что квартирой, которая была закреплена за истцом Администрация города Тобольска распорядилась, распределив ее другой семье.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из материалов дела Н.М., 19 декабря 1989 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Отец истца - Н.Х., умер 13 апреля 1993 года, мать - Н.И., решением Тобольского районного суда Тюменской области от лишена родительских прав. Распоряжением Главы администрации п. Сетово Тобольского района Тюменской области от, определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за истцом закреплено жилое помещение - квартира по адресу:. С 16 апреля 2001 года по 30 сентября 2005 года Н.М. воспитывался в Борковском детском доме Тюменской области. Распоряжением Главы Тобольского района от Н.В. передан на патронатное воспитание. В 2008 году Н.М. окончил МОУ Сетовскую среднюю общеобразовательную школу. 25 июня 2011 года истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании (л.д. 11, 74, 12, 19, 20, 21, 22).
Согласно справке администрации Сетовского сельского поселения Н.М. прописан в, Кроме истца по указанному адресу зарегистрированы Н.И. и ее несовершеннолетние дочери Е., У. и Н. (л.д. 23).
Договором от 15 марта 2007 года администрацией Тобольского муниципального района с Н.И. заключен договор социального найма на квартиру, расположенную в п. Сетово, ул. Железнодорожная, д. N 12, кв. 1, указанная квартира предоставлена Н.И. для проживания с несовершеннолетними дочерями.
Решением Тобольского районного суда Тюменской области от 12 декабря 2011 года, вступившего в законную силу 27 декабря 2011 года, на Администрацию Тобольского муниципального района возложена обязанность принять Н.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15 - 17).
Распоряжением Главы администрации Тобольского муниципального района Тюменской области от "Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" и приложения к нему, Н.М. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях под (л.д. 53, 54 - 57).
Справкой администрации Тобольского муниципального района от подтверждается, что Н.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Номер в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 01 марта 2012 года - Дата постановки на учет 27 февраля 2012 года.
В суде первой инстанции было установлено, что Н.М. являлась ребенком-сиротой, был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечен жилой площадью в соответствии с указанными выше нормами материального права не был, в настоящее время не является лицом, обеспеченным жилой площадью по нормам жилищного законодательства, так как не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника жилого помещения.
Данные выводы суда соответствуют ст. ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" и обстоятельствам дела, основаны на имеющихся в деле доказательствах.
В силу п. "в" ст. 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 03.11.2009 года N 78 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск Н.М. о предоставлении ему жилого благоустроенного помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди, основание для предоставления ему жилого помещения в силу закона имеется.
Исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации каждое из перечисленных в указанной норме оснований является самостоятельным для обеспечения сироты жилым помещением вне очереди, что, в частности, указано в п. 5 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 1 июня 2011 года.
Истец в 2011 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" (л.д. 22) и с этого момента времени у него возникло основание на получение вне очереди жилого помещения, однако до настоящего времени истица жилым помещением вне очереди не обеспечена.
Поскольку закрепленное за Н.М. жилое помещение, расположенное по адресу:, Администрацией Тобольского муниципального района передано по договору социального найма Н.И. в бессрочное владение и пользование, без включения истца в договор социального найма, то довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления Н.М. жилого помещения в связи с наличием закрепленного за нем жилого помещения несостоятелен, как не основанный на законе и обстоятельствах дела, установленных судом.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Правительства Тюменской области и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Тобольского районного суда Тюменской области от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Т., действующей на основании письменной доверенности N 35 от 04.07.2011 г., - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3393/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2012 г. по делу N 33-3393/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей Михеенко К.М., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Т., действующей на основании письменной доверенности N 35 от 04.07.2011 г., на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 31 мая 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Н.М. благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области или с согласия Н.М. на территории г. Тобольска, другого муниципального образования Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Н.М. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района или с согласия Н. на территории г. Тобольска или другого муниципального образования Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Н.М. договор социального найма на предоставленное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., представителя истца С.В., действующего на основании доверенности от 23 ноября 2011 года, представителя ответчика С.Л., действующую на основании доверенности от 24 ноября 2011 года, судебная коллегия,
установила:
Истец Н.М., в лице представителя по доверенности С.В., обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений, к ответчикам Правительству Тюменской области, Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей. В период с 16 апреля 2001 года по 30 сентября 2005 года воспитывался в Муниципальном образовательном учреждении Борковский детский дом Тюменского района для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании которого, на основании распоряжению Главы Тобольского района от, был передан на патронатное воспитание. 21 июня 2008 года окончил Сетовскую среднюю общеобразовательную школу. 14 июня 2011 года окончил ГОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет" и ему присвоена квалификация техник. ФИО3 от истец принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с распоряжением главы администрации Тобольского муниципального района от включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях с 27 февраля 2012 года и состоит на учете под номером 277. Поскольку своего жилья не имеет, приходится снимать жилье. В связи с чем просит о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района или города Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Тобольского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Н.М. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Тобольского района или города Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров, заключить с Н.М. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца С.В., действовавший на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23 ноября 2011 года, иск поддержал полностью по основаниям, указанным в заявлении и уточнениях к нему и пояснил, что истец с момента лишения матери родительских прав проживал в детском доме, потом у патронатного воспитателя, Н.М. зарегистрирован в квартире матери по адресу, которая по договору соцнайма от 15 марта 2007 года предоставлена Администрацией Тобольского муниципального района Н.И. на семью в которой трое несовершеннолетних детей, т.е. в ней она проживает с детьми от второго брака. Истец никогда не проживал в данной квартире. В настоящее время он снимает квартиру в г. Тобольске, жены и детей не имеет, в браке не состоит.
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, направил письменный отзыв в котором просит дело рассмотреть в их отсутствие, также просит в иске отказать, а в решении предусмотреть возможность предоставления Н.М. жилого помещения на территории г. Тобольска или с согласия Н.М. на территории другого муниципального образования Тюменской области.
Представитель ответчика - администрации Тобольского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просит рассмотреть дело в его отсутствие и решить вопрос в пользу истца при условии предоставления денежных средств Правительством Тюменской области. В соответствии с. п. 2.2 Порядка, определенного Постановлением Правительства Тюменской области от 05.10.2009 года N 286-П "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области" в связи отсутствием жилья на рынке жилья в Тобольском районе, с согласия истца, предоставить ему требуемое жилое помещение в другом населенном пункте Тюменской области.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области. В апелляционной жалобе ответчик в лице представителя по доверенности Т. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что судом нарушены нормы материального права, поскольку, при передаче Н.М. в детский дом, за ним и за двумя его братьями было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу:, поскольку Распоряжение е отменено и не признано недействительным, является неоспоримым доказательством наличия закрепленного за Н. жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - истец Н.М. в лице представителя по доверенности С.В. полагая решение суда законным и обоснованным просит оставить его без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что квартирой, которая была закреплена за истцом Администрация города Тобольска распорядилась, распределив ее другой семье.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из материалов дела Н.М., 19 декабря 1989 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Отец истца - Н.Х., умер 13 апреля 1993 года, мать - Н.И., решением Тобольского районного суда Тюменской области от лишена родительских прав. Распоряжением Главы администрации п. Сетово Тобольского района Тюменской области от, определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за истцом закреплено жилое помещение - квартира по адресу:. С 16 апреля 2001 года по 30 сентября 2005 года Н.М. воспитывался в Борковском детском доме Тюменской области. Распоряжением Главы Тобольского района от Н.В. передан на патронатное воспитание. В 2008 году Н.М. окончил МОУ Сетовскую среднюю общеобразовательную школу. 25 июня 2011 года истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании (л.д. 11, 74, 12, 19, 20, 21, 22).
Согласно справке администрации Сетовского сельского поселения Н.М. прописан в, Кроме истца по указанному адресу зарегистрированы Н.И. и ее несовершеннолетние дочери Е., У. и Н. (л.д. 23).
Договором от 15 марта 2007 года администрацией Тобольского муниципального района с Н.И. заключен договор социального найма на квартиру, расположенную в п. Сетово, ул. Железнодорожная, д. N 12, кв. 1, указанная квартира предоставлена Н.И. для проживания с несовершеннолетними дочерями.
Решением Тобольского районного суда Тюменской области от 12 декабря 2011 года, вступившего в законную силу 27 декабря 2011 года, на Администрацию Тобольского муниципального района возложена обязанность принять Н.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15 - 17).
Распоряжением Главы администрации Тобольского муниципального района Тюменской области от "Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" и приложения к нему, Н.М. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях под (л.д. 53, 54 - 57).
Справкой администрации Тобольского муниципального района от подтверждается, что Н.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Номер в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 01 марта 2012 года - Дата постановки на учет 27 февраля 2012 года.
В суде первой инстанции было установлено, что Н.М. являлась ребенком-сиротой, был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечен жилой площадью в соответствии с указанными выше нормами материального права не был, в настоящее время не является лицом, обеспеченным жилой площадью по нормам жилищного законодательства, так как не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника жилого помещения.
Данные выводы суда соответствуют ст. ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" и обстоятельствам дела, основаны на имеющихся в деле доказательствах.
В силу п. "в" ст. 7 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 27 Закона Тюменской области от 03.11.2009 года N 78 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск Н.М. о предоставлении ему жилого благоустроенного помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди, основание для предоставления ему жилого помещения в силу закона имеется.
Исходя из содержания п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации каждое из перечисленных в указанной норме оснований является самостоятельным для обеспечения сироты жилым помещением вне очереди, что, в частности, указано в п. 5 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 1 июня 2011 года.
Истец в 2011 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет" (л.д. 22) и с этого момента времени у него возникло основание на получение вне очереди жилого помещения, однако до настоящего времени истица жилым помещением вне очереди не обеспечена.
Поскольку закрепленное за Н.М. жилое помещение, расположенное по адресу:, Администрацией Тобольского муниципального района передано по договору социального найма Н.И. в бессрочное владение и пользование, без включения истца в договор социального найма, то довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления Н.М. жилого помещения в связи с наличием закрепленного за нем жилого помещения несостоятелен, как не основанный на законе и обстоятельствах дела, установленных судом.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Правительства Тюменской области и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Тобольского районного суда Тюменской области от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Т., действующей на основании письменной доверенности N 35 от 04.07.2011 г., - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)