Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Спиридонов А.Е.
Судья: Уряднов С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.
судей Спиридонова А.Е., Блиновой М.А.
при секретаре судебного заседания Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Р. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем на основании ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поступившее по апелляционной жалобе Р. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
установила:
Р. через своего представителя К. обратился в суд с указанным иском, который мотивировал тем, что истец является ветераном Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В целях реализации своего права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Р. обратился в администрацию г. Алатырь Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, однако администрация г. Алатыря письмом от 29 декабря 2011 года отказала в просьбе истца по мотивам того, что не истек пятилетний срок с момента совершения им сделки по отчуждению ранее принадлежавшего на праве собственности жилого дома. Р. считает решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку умысла на ухудшение своих жилищных условий истец не имел.
В судебном заседании 20 июля 2012 года представитель Р. - С. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Алатырь Чувашской Республики - К.Т. иск не признала, пояснив, что с момента отчуждения истцом своего дома ФИО1 не прошло пять лет. Кроме того, Р. продолжает проживать в этом же доме и обеспечен жилым помещением свыше установленной учетной нормы.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2012 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Р. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение м ер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем на основании ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и о понуждении администрации г. Алатыря принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать."
При этом суд первой инстанции пришел к выводам, что истец не совершал умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, однако к моменту обращения Р. с заявлением о принятии на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, он был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы, в связи с чем в принятии его на учет было отказано обоснованно.
Решение по делу обжаловано Р., который просил решение отменить по тем основаниям, что суд не включил в состав семьи Р. всех лиц, проживающих в доме и выводы суда об отсутствии нуждаемости истца в жилых помещениях являются необоснованными.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
Р. является участником Великой Отечественной войны, в связи с чем относится к лицам, имеющим право на государственную поддержку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 года N 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.
Решением комиссия по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь от 28 декабря 2011 года Р. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении как участнику Великой Отечественной воины по тем основаниям, что в результате дарения 24 марта 2008 года принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, где проживает истец, его жилищные условия были намеренно ухудшены.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанных норм, поскольку для установления нуждаемости гражданина в жилом помещении следует учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся не только у него, но и у членов его семьи, то и под намеренными действиями, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, следует понимать не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи.
Как видно из материалов дела, Р. проживал в жилом доме общей площадью ... кв. метров с составом семьи 3 человека, то есть был обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы 16 кв. метров.
В последующем на основании договора от 24 марта 2008 года указанный дом был подарен истцом ФИО1, который 24 ноября 2009 года вселил в жилое помещение ФИО2, 26 января 2010 года - ФИО3, 09 февраля 2010 года - ФИО4, после чего на каждого из проживающих в доме стало приходиться менее установленной учетной нормы жилого помещения.
При этом доказательств, подтверждающих уважительность причин отчуждения принадлежащего истцу жилого помещения и вселения в него указанных лиц, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах орган местного самоуправления обоснованно отказал в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку к моменту его обращения не истек установленный законом пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Суждения суда о том, что на день подачи заявления о принятии его на учет Р. был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы, следует исключить из мотивировочной части решения в связи с их несоответствием обстоятельствам дела, однако на законность окончательных выводов суда, положенных в основу решения, они не повлияли.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащихся в апелляционной жалобе требований об отмене постановленного по делу решения по приведенным в жалобе доводам.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Р. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3044/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. по делу N 33-3044/2012
Докладчик: Спиридонов А.Е.
Судья: Уряднов С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.
судей Спиридонова А.Е., Блиновой М.А.
при секретаре судебного заседания Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Р. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем на основании ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поступившее по апелляционной жалобе Р. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
установила:
Р. через своего представителя К. обратился в суд с указанным иском, который мотивировал тем, что истец является ветераном Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В целях реализации своего права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Р. обратился в администрацию г. Алатырь Чувашской Республики с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, однако администрация г. Алатыря письмом от 29 декабря 2011 года отказала в просьбе истца по мотивам того, что не истек пятилетний срок с момента совершения им сделки по отчуждению ранее принадлежавшего на праве собственности жилого дома. Р. считает решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку умысла на ухудшение своих жилищных условий истец не имел.
В судебном заседании 20 июля 2012 года представитель Р. - С. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель администрации г. Алатырь Чувашской Республики - К.Т. иск не признала, пояснив, что с момента отчуждения истцом своего дома ФИО1 не прошло пять лет. Кроме того, Р. продолжает проживать в этом же доме и обеспечен жилым помещением свыше установленной учетной нормы.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2012 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Р. к администрации г. Алатыря Чувашской Республики о признании нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на получение м ер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем на основании ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Алатыря об отказе во включении в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и о понуждении администрации г. Алатыря принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать."
При этом суд первой инстанции пришел к выводам, что истец не совершал умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, однако к моменту обращения Р. с заявлением о принятии на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, он был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы, в связи с чем в принятии его на учет было отказано обоснованно.
Решение по делу обжаловано Р., который просил решение отменить по тем основаниям, что суд не включил в состав семьи Р. всех лиц, проживающих в доме и выводы суда об отсутствии нуждаемости истца в жилых помещениях являются необоснованными.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
Р. является участником Великой Отечественной войны, в связи с чем относится к лицам, имеющим право на государственную поддержку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 года N 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.
Решением комиссия по жилищным вопросам при администрации г. Алатырь от 28 декабря 2011 года Р. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении как участнику Великой Отечественной воины по тем основаниям, что в результате дарения 24 марта 2008 года принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, где проживает истец, его жилищные условия были намеренно ухудшены.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанных норм, поскольку для установления нуждаемости гражданина в жилом помещении следует учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся не только у него, но и у членов его семьи, то и под намеренными действиями, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, следует понимать не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи.
Как видно из материалов дела, Р. проживал в жилом доме общей площадью ... кв. метров с составом семьи 3 человека, то есть был обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы 16 кв. метров.
В последующем на основании договора от 24 марта 2008 года указанный дом был подарен истцом ФИО1, который 24 ноября 2009 года вселил в жилое помещение ФИО2, 26 января 2010 года - ФИО3, 09 февраля 2010 года - ФИО4, после чего на каждого из проживающих в доме стало приходиться менее установленной учетной нормы жилого помещения.
При этом доказательств, подтверждающих уважительность причин отчуждения принадлежащего истцу жилого помещения и вселения в него указанных лиц, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах орган местного самоуправления обоснованно отказал в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку к моменту его обращения не истек установленный законом пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Суждения суда о том, что на день подачи заявления о принятии его на учет Р. был обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы, следует исключить из мотивировочной части решения в связи с их несоответствием обстоятельствам дела, однако на законность окончательных выводов суда, положенных в основу решения, они не повлияли.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащихся в апелляционной жалобе требований об отмене постановленного по делу решения по приведенным в жалобе доводам.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Р. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)