Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3121/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2012 г. по делу N 33-3121/2012


Докладчик: Спиридонов А.Е.
Судья: Индрикова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.
судей Спиридонова А.Е., Блиновой М.А.
при секретаре судебного заседания М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску З. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поступившее по апелляционной жалобе З. на заочное решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия

установила:

З. обратилась в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 20 февраля 2012 года, признании ее нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что З. является вдовой участника Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы, установленные для данной категории граждан Федеральным законом "О ветеранах". Она проживает в квартире общей площадью ... кв. метров с семьей из 6 человек и обеспечена жильем менее установленной учетной нормы 14,5 кв. метров. В удовлетворении ее заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях Федерального закона "О ветеранах" в администрация Калининского района г. Чебоксары решением от 20 февраля 2012 года отказала в связи с совершением членами ее семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий в виде продажи квартиры, общей площадью ... кв. метров. Отказ в принятии ее на учет является незаконным, поскольку она имеет право на получение собственного жилья независимо от действий других лиц.
В судебном заседании 10 июля 2012 года представитель З. - З.М. исковые поддержал требования по изложенным основаниям.
Заочным решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2012 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований З. к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконным решения администрации Калининского района г. Чебоксары об отказе в постановке на учет качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании признать нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать."
При этом суд первой инстанции пришел к выводам, что члены семьи З. совершили умышленные действия, направленные на ухудшение жилищных условий в виде продажи 21 декабря 2011 года квартиры, общей площадью ... кв. метров, в связи с чем истец может быть принят на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через 5 лет после совершения указанных действий.
Решение по делу обжаловано З., которая просила решение отменить по тем основаниям, что она имеет право на улучшение жилищных условий независимо от действий других лиц; средства, полученные от продажи квартиры, были направлены на долевое строительство другого жилого помещения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя З. - Ф. и З.М., поддержавших апелляционную жалобу, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
З. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в связи с чем относится к лицам, имеющим право на государственную поддержку в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 года N 714 предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за счет средств федерального бюджета.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Калининского района г. Чебоксары от 16 февраля 2012 года З. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении как вдове участника Великой Отечественной воины в связи с совершением членами ее семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий в виде продажи квартиры, общей площадью ... кв. метров.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанных норм, поскольку для установления нуждаемости гражданина в жилом помещении следует учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся не только у него, но и у членов его семьи, то и под намеренными действиями, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, следует понимать не только действия самого гражданина, но и действия членов его семьи.
Как видно из материалов дела, З. проживает в квартире общей площадью ... кв. метров с семьей из 6 человек, и, с учетом находящейся в собственности членов ее семьи ФИО1, ФИО2, ФИО3 квартиры, общей площадью ... кв. метров, была обеспечена жилым помещением более установленной учетной нормы 14,5 кв. метров.
В последующем на основании договора от 21 декабря 2011 года квартира была отчуждена, после чего на каждого из проживающих в квартире стало приходиться менее установленной учетной нормы жилого помещения.
При этом доказательств, подтверждающих уважительность причин отчуждения принадлежащего членам семьи истца жилого помещения, представлено не было, в связи с чем орган местного самоуправления обоснованно отказал в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку к моменту его обращения не истек установленный законом пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого решения, следует признать соответствующими обстоятельствам дела и требованиям норм материального права.
Доводы З. о том, что она имеет право на улучшение жилищных условий независимо от действий членов своей семьи следует признать основанными на неправильном толковании норм закона.
Направление членами семьи истца денежных средств, полученных от продажи квартиры, на долевое строительство другого жилого помещения, не опровергает факт ухудшения жилищных условий З. в результате продажи указанной квартиры.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащихся в апелляционной жалобе требований об отмене постановленного по делу решения по приведенным в жалобе доводам.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу З. на заочное решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 июля 2012 оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)