Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий - Ананьева Е.А.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Сарбашева В.Б.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.,
при секретаре - К.Е.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Горно-Алтайска Н. на решение Г-А городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым,
- исковое заявление прокурора города Г-А удовлетворено;
- на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Администрацию города Г-А возложена обязанность по предоставлению К.Е.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте города Г-А за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа "Город Г-А" на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,
установила:
Прокурор г. Г-А в интересах К.Е.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Г-А о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что К.Е.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. К.Е.С. воспитывалась опекуном К.Т., родители К.Е.С. умерли. В 2011 году окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования " училище". На очереди в Администрации города Г-А как ребенок-сирота состоит с 19 мая 2010 года, номер очереди 182. К.Е.С. является одинокой матерью малолетнего ребенка, работает, дополнительных источников дохода не имеет, проживает в неблагоустроенном жилом помещении по договору найма жилого помещения, ежемесячная плата составляет рублей. У К.Е.С., как нуждающейся в жилом помещении после окончания училища, то есть в июне 2011 года возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением. К.Е.С. обратилась к прокурору города с заявлением о защите ее нарушенных социальных прав, в связи с чем прокурор обратился в суд в интересах К.Е.С., просил обязать ответчика предоставить К.Е.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте г. Г-А за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа "Город Г-А" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации МО "г. Г-А" Н., в жалобе просит решение суда отменить, указывая, что согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 5, 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отдельным государственным полномочием и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями, при условии предоставления им субвенций на эти цели и только в их пределах. Указанные предписания развиты в ст. 86 БК РФ. Кроме того, вышеизложенная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита". Конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом РФ в указанных судебных постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике. В п. 3.1.3 Приложения N 1 к Закону Республики Алтай от 16.12.2011 года N 80-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию "г. Г-А" на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год в размере 14371 тыс. рублей. На момент вынесения решения все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию "г. Г-А" для исполнения в 2012 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа уже были использованы. Таким образом, у Администрации МО "г. Г-А" отсутствуют полномочия и обязанности по обеспечению в 2012 году жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, то есть по исполнению государственных полномочий. Специальное законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не определяет преимуществ по получению жилья среди названной категории граждан, в связи с чем, внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы, является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус и состоящих на учете. Кроме того, в Акте Контрольно-счетной палаты Республики Алтай от 30.05.2012 года, составленном по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что обеспечение жильем детей-сирот по решениям суда ущемляет права и законные интересы других граждан данной категории и создает негативную обстановку среди оставшихся детей-сирот, которые уже длительное время не могут получить жилое помещение.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МО "г. Г-А" Т., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора Кулееву Л.В., К.Е.С., возражавших относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Из свидетельства о рождении К.Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она родилась в ДД.ММ.ГГГГ.
Родители К.Е.С.: мать - О.О.О., отец - Х.Х.Х., умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельств об их смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии II-ТО N и от ДД.ММ.ГГГГ серии I-ИЛ N, соответственно.
Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N после смерти родителей опекуном К.Е.С. назначена У.У.У.
Из диплома серии, выданным ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что К.Е.С. окончила ГОУ СПО РА " училище".
Согласно справке начальника отдела жилищной политики Администрации г. Г-А от ДД.ММ.ГГГГ N К.Е.С. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ N-р, порядковой номер очереди 182.
Из ответа Управления Росреестра по РА от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что у К.Е.С. на территории Республики Алтай права на недвижимое имущество не зарегистрированы.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N 316, которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. Так, пунктами 2, 3, 3.2 названного Положения установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с п. 24 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Алтай обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Тем самым, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Администрацию МО "г. Г-А" обязанности по предоставлению К.Е.С. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами, является правильным.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья не связывается законом и с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
В связи с вышеизложенным, доводы Администрации МО "г. Г-А" об использовании в 2012 году средств, предусмотренных для обеспечения жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, являются необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,
определила:
Решение Г-А городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "город Г-А" Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
Е.А.КОКШАРОВА
В.Б.САРБАШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 12.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-767
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. по делу N 33-767
Председательствующий - Ананьева Е.А.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Сарбашева В.Б.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.,
при секретаре - К.Е.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Горно-Алтайска Н. на решение Г-А городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым,
- исковое заявление прокурора города Г-А удовлетворено;
- на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Администрацию города Г-А возложена обязанность по предоставлению К.Е.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте города Г-А за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа "Город Г-А" на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,
установила:
Прокурор г. Г-А в интересах К.Е.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Г-А о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что К.Е.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. К.Е.С. воспитывалась опекуном К.Т., родители К.Е.С. умерли. В 2011 году окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования " училище". На очереди в Администрации города Г-А как ребенок-сирота состоит с 19 мая 2010 года, номер очереди 182. К.Е.С. является одинокой матерью малолетнего ребенка, работает, дополнительных источников дохода не имеет, проживает в неблагоустроенном жилом помещении по договору найма жилого помещения, ежемесячная плата составляет рублей. У К.Е.С., как нуждающейся в жилом помещении после окончания училища, то есть в июне 2011 года возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением. К.Е.С. обратилась к прокурору города с заявлением о защите ее нарушенных социальных прав, в связи с чем прокурор обратился в суд в интересах К.Е.С., просил обязать ответчика предоставить К.Е.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте г. Г-А за счет субвенций, выделенных бюджету городского округа "Город Г-А" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации МО "г. Г-А" Н., в жалобе просит решение суда отменить, указывая, что согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 5, 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отдельным государственным полномочием и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями, при условии предоставления им субвенций на эти цели и только в их пределах. Указанные предписания развиты в ст. 86 БК РФ. Кроме того, вышеизложенная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита". Конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом РФ в указанных судебных постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике. В п. 3.1.3 Приложения N 1 к Закону Республики Алтай от 16.12.2011 года N 80-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию "г. Г-А" на обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2012 год в размере 14371 тыс. рублей. На момент вынесения решения все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию "г. Г-А" для исполнения в 2012 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа уже были использованы. Таким образом, у Администрации МО "г. Г-А" отсутствуют полномочия и обязанности по обеспечению в 2012 году жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, то есть по исполнению государственных полномочий. Специальное законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не определяет преимуществ по получению жилья среди названной категории граждан, в связи с чем, внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы, является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус и состоящих на учете. Кроме того, в Акте Контрольно-счетной палаты Республики Алтай от 30.05.2012 года, составленном по результатам проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что обеспечение жильем детей-сирот по решениям суда ущемляет права и законные интересы других граждан данной категории и создает негативную обстановку среди оставшихся детей-сирот, которые уже длительное время не могут получить жилое помещение.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МО "г. Г-А" Т., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прокурора Кулееву Л.В., К.Е.С., возражавших относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Из свидетельства о рождении К.Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она родилась в ДД.ММ.ГГГГ.
Родители К.Е.С.: мать - О.О.О., отец - Х.Х.Х., умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельств об их смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии II-ТО N и от ДД.ММ.ГГГГ серии I-ИЛ N, соответственно.
Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N после смерти родителей опекуном К.Е.С. назначена У.У.У.
Из диплома серии, выданным ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что К.Е.С. окончила ГОУ СПО РА " училище".
Согласно справке начальника отдела жилищной политики Администрации г. Г-А от ДД.ММ.ГГГГ N К.Е.С. была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от ДД.ММ.ГГГГ N-р, порядковой номер очереди 182.
Из ответа Управления Росреестра по РА от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что у К.Е.С. на территории Республики Алтай права на недвижимое имущество не зарегистрированы.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года N 316, которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. Так, пунктами 2, 3, 3.2 названного Положения установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с п. 24 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Алтай обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Тем самым, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Администрацию МО "г. Г-А" обязанности по предоставлению К.Е.С. жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами, является правильным.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья не связывается законом и с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
В связи с вышеизложенным, доводы Администрации МО "г. Г-А" об использовании в 2012 году средств, предусмотренных для обеспечения жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, являются необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,
определила:
Решение Г-А городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "город Г-А" Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
Е.А.КОКШАРОВА
В.Б.САРБАШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)